Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:12, реферат
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Госбюджет выступает как ведущее звено. Через государственный бюджет и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.
Бюджетная система Германии
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Госбюджет выступает как ведущее звено. Через государственный бюджет и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.
При этом бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения и т.п.
Принципы
построения бюджетных
систем различных стран
Бюджетная система Германии основана на следующих принципах:
- единство и полнота бюджетной системы страны;
- совокупное покрытие расходов бюджетов;
- годичный бюджетный период (Совпадает с календарным – с 1 января по 31 декабря;
- своевременность представления бюджетов;
- неизменность бюджетных параметров;
-экономичность и экономность расходования бюджетных средств;
- сбалансированность бюджетов;
- достоверность и ясность бюджетов;
- брутто-принцип (доходы и расходы представлены раздельно и в полном объеме, без сальдирования);
- принцип «разделения учетных единиц» (доходы - по источникам возникновения, расходы и обязательства – по целевым статьям);
Формирование доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как "квота государства" (его доля в ВНП).
Формирование доходов определят целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета ФРГ, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно: 9/10; 7/10 и 1/3./26, стр.54/
В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования экономики.
2. Налоговая система ФРГ опирается, так же, на подоходный налог. Доля подоходного налога превышает 1/3 общей суммы налоговых поступлений. Подоходный налог взимается с физических лиц (причем, если они постоянно проживают в Германии, то платят этот налог с доходов, полученных и в других странах, если они еще не были обложены налогом). Это самый важный вид налогов: он дает немногим меньше 40% всех налоговых поступлений. Его разновидностями (с особым способом взимания — путем вычитания) являются налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Целый ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.
Налог взимается по прогрессивной шкале до объема доходов с 10001 евро для тех людей, которые предпочитают платить налог отдельно сами за себя, и 20 001 евро для тех, кто состоит в браке и предпочитает платить налоги вместе и получать налоговые возвраты вместе. Оплата налога семейными парами практикуется чаще всего тогда, когда у одного супруга высокий доход, а у другого — средний или низкий. Необходимо помнить, что система налогообложения доходов в Германии резко прогрессивная — от 3,8% — ставка на низкий доход до 36,72% — за высокий доход. Доходы, которые превышают 150 000 евро, облагаются по максимальной ставке 36,72% для одиноких и 31,45% — для семей. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай)./ 24 /
Основной вычет для человека равен 7 664 евро, а для семейной пары — 15 329 евро. Этот налоговый вычет из налогооблагаемого дохода рассчитывается как основные расходы человека на питание, жилье, коммунальные услуги. Ежегодно он изменяется в зависимости от стоимости жизни. Родители имеют право также на вычет в размере платы за первое образование после школы (до 4 000 евро в год). Это может быть как высшее образование, так и специальное. /23, стр. 40/
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что хотя в ФРГ наибольший удельный вес принадлежит НДС в структуре налоговых доходов(36,12%) все же преобладают прямые налоги. Значительный удельный вес составляют такие прямые налоги, как подоходный налог, налог на прибыль. Так же видно, что в ФРГ высокое налоговое бремя в сравнении с другими европейскими странами. Налоговые доходы составляют приблизительно 75%. Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.
Одним из орудий воздействия государства на процесс общественного воспроизводства выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается сравнительно стабильным в ФРГ: от 13% в повышательных фазах до 15% в годы кризисов.
наибольший удельный вес принадлежит расходам на социальное обеспечение. Второе место по удельному весу занимают расходы на общее финансовое хозяйство. Третьей статьей по удельному весу являются расходы на оборону.
бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. В ФРГ бюджет имеет социальную направленность. Основная доля расходов идет на социальное обеспечение.