Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:13, курсовая работа
В настоящее время Государственный бюджет является актуальной проблематикой современной экономической теории и практики хозяйствования и подлежит обязательному рассмотрению.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов,
Стр.
Введение ...............................................................................................
3
1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации ..................................................................
6
Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации .................
6
1.2. Принципы бюджетной системы .............................................
11
Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов ..............................................
14
2. Федеральный бюджет на 2011г. в Российской Федерации…….
23
2.1. Доходы бюджета РФ ............………………………………...
23
2.2. Расходы бюджета РФ.......................................………………
31
3. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления ее совершенствования ..........................................
3.1. Анализ ситуации с внешним долгом Российской Федерации
3.2. Направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации………………………………………...……
35
35
44
Заключение ..........................................................................................
50
Список источников и использованной литературы ..................
• совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков;
• пересмотр и отмену налоговых льгот;
• объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;
• совершенствование норм и кодификацию правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства;
• установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.
Также необходимо четкое установление налогов по различным уровням финансовой системы, прежде всего введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов (на федеральном уровне будут определены общие принципы установления этих налогов и предельные значения их ставок).
Для предотвращения утаивания доходов
от налогообложения налоговые
Важнейшее значение для стабилизации налоговой и бюджетной системы страны будет иметь пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, подоходному налогу, НДС. В необходимых случаях (в частности, предприятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета.
Необходимо придать налоговому законодательству большую четкость и «прозрачность», не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм. В этих целях для улучшения собираемости налогов и предотвращения уклонения от налогообложения должны быть осуществлены меры по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость продукции.
Борьба с предоставлением
Для решения проблемы недоимки по налогам необходимо:
• законодательно обеспечить преимущество налоговых платежей при установлении порядка списания средств со счета предприятия-должника;
• наладить работу по обращению взыскания задолженности на имущество недоимщиков;
• осуществлять процедуру банкротства при наличии устойчивой задолженности по налогам;
• установить ответственность собственников и управляющих предприятий за неуплату налогов в бюджет;
• отказаться от использования зачетных схем уплаты налогов в бюджет, вызывающих рост отсроченных недоимок;
• наладить индивидуальную работу с крупными неплательщиками налогов путем установления налоговых постов, введения представителей налоговой администрации в аппарат управления;
• перевести счета крупных налогоплательщиков в Центральный Банк Российской Федерации и федеральное казначейство;
• предусмотреть возможность оплаты налогов за счет средств, полученных от продажи пакетов акций предприятий-должников, в том числе за счет выпуска новых акций.
Скорейшее введение в действие указанных мер позволит существенно повысить собираемость налогов, соотнести налоговую систему с задачами достижения экономического роста.
Таким образом, существенный рост бюджета (бюджета-2011г) предполагается обеспечить главным образом за счет роста доходов от 4 источников: НДС, акцизов на производимые в стране товары, налога на прибыль и от пошлин на вывоз. Причем за исключением пошлин, предполагается рост доходов от этих налогов даже по сравнению с исключительно высоким текущим исполнением. Рост сборов по этим налогам пока не будет действовать угнетающе на производство: во-первых, потому что рост НДС идет за счет перераспределения его в пользу центра от богатых регионов, во-вторых, акцизы связаны напрямую не с размером производственного выпуска, а с материальными затратами, в-третьих, размер налога на прибыль фиксирован на уже сложившемся уровне. Дальнейшие резервы увеличения доходов без угнетающего действия налогов на экономический рост невелики.
2.1.Анализ доходов бюджета
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ был утвержден федеральный бюджет 2011 г. Как и годом ранее, депутаты вместе с Правительством Российской Федерации собираются в новом году получить доходов больше, чем в предыдущем. Так, в 2010 г. от налогоплательщиков планируется получить примерно на 280 млрд руб. налогов больше, чем реально получено в 2010 г. Отметим при этом, что в 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ в федеральный бюджет будет поступать часть сумм единого социального налога, ранее зачисляемого в Пенсионный фонд РФ.
Как всегда, в
Законе о бюджете содержатся нормы,
затрагивающие налоговые
Во-вторых, проиндексирован размер ставок некоторых видов обязательных платежей:
- ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2010 г., применяются в 2011 г. с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель;
- плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, действовавшая в 2010 г., применяется в 2011 г. с коэффициентом 1,18;
- минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2010 г., применяются в 2011 г. с коэффициентом 1,12.
Расходная часть
бюджета Российской Федерации на 2011 год
утверждена в сумме 1 триллион 947 миллиардов
386,3 миллиона рублей, доходная - в сумме
2 триллиона 125 миллиардов 718,2 миллиона
рублей. При этом объем валового внутреннего
продукта прогнозируется в размере 10 триллионов
950 миллиардов рублей, а уровень инфляции
- 12%. Курс рубля по отношению к доллару
спрогнозирован в размере 31 рубль 50 копеек
за один доллар США.
Превышение доходов над расходами в 2011
году планируется направить на погашение
госдолга России в сумме 68 миллиардов
566,6 миллиона рублей и на образование финансового
резерва - 109 миллиардов 765,3 миллиона рублей.
На обслуживание государственного и муниципального
долга выделяется 285 миллиардов 9 миллионов
298,7 тысяч рублей, на национальную оборону
- 284 миллиарда 157 миллионов 831,5 тысяч рублей,
на правоохранительную деятельность и
обеспечение безопасности государства
- 173 миллиарда 863 миллиона 288,3 тысячи рублей,
на образование - 80 миллиардов 88 миллионов
334,7 тысяч рублей.
В бюджете предусмотрено увеличение финансирования
социальной сферы - образования, здравоохранения,
повышение зарплаты бюджетникам. Кроме
того, впервые в истории новой России в
нем законодательно закрепляется формирование
финансового резерва страны - за счет свободных
остатков средств на счетах федерального
казначейства и в случае получения дополнительных
доходов. В случае же падения мировых цен
на нефть предусмотрена защита бюджета
- часть необходимых финансовых расходов
будет переноситься на конец года, но это
не коснется "социальных" статей
бюджета.
Данные бюджета на 2011 г. свидетельствуют, что большую часть доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 35,5 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, примерно 75 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи.
В доходы федерального бюджета на 2011 год включаются средства следующих целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонда развития Федеральной пограничной службы, Фонда Министерства по атомной энергии, Фонда развития таможенной системы, Федерального фонда Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Таблица 1
35 |
дивиденды по акциям, принадлежащим государству |
7 555 000,00 |
2 000 000,00 |
277,75 | ||
36 |
доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося |
|||||
в государственной собственности |
8 393 400,00 |
5 611 700,00 |
49,57 | |||
из них: |
||||||
37 |
арендная плата за землю |
4 393 400,00 |
3 211 700,00 |
36,79 | ||
38 |
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства |
2 779 400,00 |
1 880 200,00 |
47,82 | ||
в том числе: |
||||||
39 |
консульский сбор в рублевом исчислении |
230 000,00 |
220000 |
4,55 | ||
40 |
плата за выдаваемые паспорта |
1 155 000,00 |
997200 |
15,82 | ||
41 |
плата за опробование и клеймение изделий и |
|||||
сплавов из драгоценных металлов |
72 000,00 |
63000 |
14,29 | |||
прочие доходы |
623 500,00 |
600000 |
3,92 | |||
42 |
платежи (доходы) от государственных предприятий |
13 972 400,00 |
9 469 700,00 |
47,55 | ||
43 |
плата за пользование водными биологическими ресурсами |
7 000 000,00 |
5 786 700,00 |
20,97 | ||
|
||||||
44 |
прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности |
|||||
государственных организаций |
4 822 300,00 |
2 084 700,00 |
131,32 | |||
из них: |
||||||
45 |
доходы от эксплуатации и использования имущества |
768900 |
-100,00 | |||
федеральных автомобильных дорог |
||||||
46 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
47 911 900,00 |
31 498 800,00 |
52,11 | ||
47 |
Прочие неналоговые
доходы |
3 114 300,00 |
5 929 500,00 |
-47,48 | ||
48 |
Доходы целевых бюджетных фондов, всего |
13 893 900,00 |
13 893 900,00 |
0,00 | ||
49 |
Фонд Министерства
Российской Федерации по |
13 893 900,00 |
13 893 900,00 |
0,00 |
По-прежнему на первом месте (свыше 1/5 бюджета) остается обслуживание долга. Однако в реальном выражении эти расходы даже упадут на 4%, то есть это направление получило даже отрицательный приоритет по приростам. Это, несомненно, является достижением общей макроэкономической политики.
Возрастание помощи бюджетам иных уровней связано с суммарной утратой налоговых доходов бюджетов субъектов Федерации (например, по НДС). Однако основные потери несет малое число наиболее богатых регионов, в то время как рост объемов помощи увеличивает степень выравнивания для большей части субъектов Федерации. Тем не менее, надо отметить, что высокая приоритетность расходов, связанных с федеративными отношениями, и по темпам роста, и по объему, достигается отнюдь не бесконфликтно, порождает социально-экономические проблемы на уровне регионов и политические в их взаимоотношениях с центром.
Наиболее ярко
разрыв между тенденцией и фактическим
положением проявляется в сфере
государственной поддержки
Концентрация расходов на немногих наиболее крупных статьях показывает, что фактически сложившиеся приоритеты имеют подавляющее преимущество перед новыми, закладываемыми в качестве тенденции. Из 25 разделов на первые 3 приходится более 1/2 расходов бюджета (54,07%), на первые 5 разделов - более 3/4, на первые 10 - более 9/10 расходов.
Сам факт такой концентрации ресурсов можно оценить положительно, но действия государства по изменению системы приоритетов должны быть более решительными, иначе еще на долгие годы бюджетная политика сохранит инерционный характер, не позволяющий решить стоящие перед страной, перед государством задачи.
Бюджетная политика в области расходов в ближайшей перспективе будет реализоваться исходя из объема ресурсов, определенных в рамках прогноза доходов и источников финансирования бюджетного дефицита.
Процедура составления проекта бюджета должна позволять федеральным органам исполнительной власти самостоятельно определять наиболее важные направления расходования средств внутри отрасли исходя из возможностей бюджета по финансированию конкретных отраслей экономики и социальной сферы при сохранении общих приоритетов, предусмотренных в проекте федерального бюджета.
Предстоит сделать болезненный шаг – сократить число бюджетополучателей. Наличие более 140 прямых получателей средств из федерального бюджета делает его трудно исполнимым. Бюджетные средства должны распределяться по перечню, ограниченному количеством федеральных органов исполнительной власти, при этом остальные бюджетные учреждения должны быть включены в состав профильных министерств и ведомств. Это позволит создать более эффективную ведомственную структуру расходов бюджета, строже спрашивать за его исполнение с ограниченного круга министерств и ведомств.
Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования