Бюджетная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу. Задачи работы диктуются поставленной целью:
1) дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
2) рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;
3) определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы бюджетной политики
1.1. Основные понятия и задачи бюджетной политики Российской Федерации
1.2. Особенности формирования бюджетной политики
2. Анализ современной бюджетной политики России
3. Развитие бюджетной политики как источника экономического роста
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ФиНАНСЫ.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Рисунок 1

 

Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.1). В номинальном выражении  доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9  млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2


Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составила порядка 8%, а в процентах ВВП они оказались на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис.2). 
                                                                                                          Рисунок 3

Нефтегазовые доходы федерального бюджета существенно сократились: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году (рис. 3).      В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.

Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые              поступления. 
 

3. Развитие бюджетной политики как источника экономического роста

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики. 
           В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (табл. 3). Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства              государства. 
           На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное  их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

 

 

Таблица 3. Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета

 

2009   

2010

2011

 

ФЗ о бюджете 
№ 204-ФЗ

Оценка

Изменение %

ФЗ о бюджете № 204-ФЗ

Прогноз

Изменение  %

ФЗ о бюджете № 204-ФЗ

Прогноз

Изменение %

ВВП, млрд. руб.

51 475

38 461

-25%

59 146

42 372

-28%

67 610

46 783

-31%

Накопленный рост ВВП 
в % к 2008 году

106,7%

91,5%

-14%

113,7%

92,4%

-19%

120,8%

94,8%

-22%

Накопленный ИПЦ 
в % к декабрю 2008 г.

108,5

112,0

3%

116,0

123,0

6%

124,0

133,0

7,3%

Курс доллара 
среднегодовой

24,7

32,6

32%

26,0

34,5

33%

27,3

37,0

36%

Цены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цены на нефть Urals 
(мировые), долл. / баррель

95

54

-43%

90

55

-39%

88

56

-36%

Цены на газ, 
долл. / тыс. куб. м

421

229

-46%

363

219

-40%

358

215

-40%

Экспорт углеводородов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефть сырая, 
млн.т

255,0

245,5

-4%

261,0

243,0

-7%

262,0

241,0

-8%

Газ природный, 
млрд.м3

213,5

160,8

-25%

222,7

170,0

-24%

227,0

181,5

-20%

Нефтепродукты, млн.т

115,4

117,3

2%

117,6

115,4

-2%

117,8

113,6

-4%

Добыча углеводородов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефть, млн.т

503

488

-3%

514

485

-6%

518

483

-7%

Газ природный млрд.м3

700

580

-17%

715

596

-17%

725

610

-16%

Внешняя торговля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспорт, ,млрд. $

507

274

-46%

502

276

-45%

509

282

-45%

Импорт, ,млрд. $

370

190

-49%

434

195

-55%

490

205

-58%

Другие показатели 
в млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЗП

12888

10746

-17%

15200

11722

-23%

17708

12977

-27%

Прибыль предприятий 
для целей 
налогообложения

12105

4850

-60%

13550

8510

-37%

15155

8580

-43%

Амортизация для целей
налогообложения

1630

1854

14%

1815

2022

11%

2021

2251

11%

 

         В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей. 
Исходя из текущей оценки 2009 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей. 

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности. 
       Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

1.            Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

2.            Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к  более низкому уровню доходов.

3.            Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.

4.            Повышение эффективности налоговой системы.

5.            Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.

6.            Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, исходя из проделанной мною работы, можно сделать следующие выводы:

Бюджетная политика – это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации.

Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего года.

На протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой в Российской Федерации значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

В нынешнем году, как и в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной политики, которые рассчитаны также и на среднесрочную перспективу в числе которых является:

- повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;

- ориентация бюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней;

- создание стабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;

- продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени;

- повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;

- более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;

-финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном уровне;

- модернизация системы обязательного медицинского страхования населения;

- комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;

 

 

 

Список используемой литературы

1) Бюджетный кодекс РФ (Принят Государственной Думой РФ 17 июля 1998).

2)Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Дис, 2008г.

3)Вавилов Ю.Н. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2008г.

4)Врублевский О.В., Романовский М.В. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов. М.: Юрайт, 2009г.

5)Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики, 2008г., №4.

6)Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. 2007г., №5.

7)Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1.

8)Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2006 году //Вопросы экономики. 2006. №4.

9)Ковалева А., Баранникова Н., Богачева В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006г.

10)Лавров А.Н, Климанов В.В. Перспективы реформирования бюджетной системы. //Экономист, 2008г., №23, С.77.

11)Поляк Г.А. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

12)Романовский В.А. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2006г.

13)Сидорович О.А. Бюджетное устройство в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2008г.

 

 

 



Информация о работе Бюджетная политика РФ