Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:27, доклад
Огромный дефицит бюджета, отсутствие валютных резервов, банкротство Внешэкономбанка, коллапс административной торговли, реальная угроза голода в крупных городах лишь добавляли некоторые штрихи к экономической ситуации, в которой оказалось правительство Е. Гайдара.
Бюджетная политика 1990х годов
Огромный дефицит
бюджета, отсутствие валютных резервов,
банкротство Внешэкономбанка, коллапс
административной торговли, реальная
угроза голода в крупных городах
лишь добавляли некоторые штрихи
к экономической ситуации, в которой
оказалось правительство Е. Гайдара. [10]
Кассовый дефицит бюджета, профинансированный
прямыми кредитами Центробанка, составил
6,9% ВВП в апреле и 3,3% ВВП в мае. Кроме того,
в апреле были выданы бюджетные кредиты
экономике в размере еще 2,3% ВВП. С февраля
началось кредитование Центробанком государств
рублевой зоны. Кредиты достигли уровня
8,4% от ВВП. Административный лимит кредитования
коммерческих банков был перекрыт, установленный
на первый квартал был перекрыт в начале
февраля. Но все же говоря о правительстве
Гайдара можно отметить, что этой команде,
невзирая ни на что, удалось восстановить
макроэкономическую сбалансированность
и, соответственно, управляемость экономикой.
Только после этого появилась возможность
проведения какой бы то ни было осмысленной
политики.
Для правительства крах политики стабилизации
стал очевидным в конце августа. Тогда
была предпринята еще одна попытка стабилизации,
оказавшаяся последней в 1992 году. В результате
ужесточения бюджетной политики в сентябре
- ноябре федеральный бюджет сводился
с профицитом, а кредиты Центробанка на
покрытие кассового дефицита не привлекались
вовсе. Однако возвращение к ограничительной
политике произошло слишком поздно −
ее результаты на снижении инфляционной
динамики сказались лишь через несколько
месяцев − после того, как Е. Гайдар на
VII съезде народных депутатов России в
декабре 1992 года был вынужден подать в
отставку.
С уходом Е. Гайдара с поста исполняющего
обязанности премьер-министра и заменой
его В. Черномырдиным началась самая массированная
кредитная экспансия в истории России.
Ее прирост шел по всем направлениям. После
трех месяцев паузы впервые появился кассовый
дефицит бюджета, составивший 8% ВВП. Помимо
кредитов на его покрытие Центральный
банк выдал бюджетные кредиты экономике
в размере 33% ВВП. Кроме того, коммерческие
банки получили прямые кредиты на 28% ВВП,
а государства рублевой зоны − в размере
14% ВВП. Наконец, Центробанк увеличил свои
валютные резервы на сумму более 10% ВВП.
В целом чистый прирост активов Центрального
банка в декабре составил 93,8% ВВП.
В последующие три месяца неограниченное
кредитование экономики продолжалось,
хотя и на несколько более низком уровне.
Прощальным аккордом ушедшего в марте
1993 года с поста министра финансов В. Барчука
стал всплеск расходов федерального бюджета
до 63% ВВП, который увеличил бюджетный
дефицит до 19% ВВП. Кредиты бюджету дали
половину прироста всех активов Центробанка.
В конечном итоге лишь после того как в
конце марта 1993 года Б. Федоров занял пост
министра финансов, у него появилась практическая
возможность приступить к реализации
давно утвержденной программы бюджетной
стабилизации.
В числе важнейших мероприятий, осуществленных
Б. Федоровым, были следующие:
Консолидация в бюджете всех внешнеэкономических
операций государства и кредитов предприятиям.
Последний бюджетный кредит в размере
200 млрд. руб. (2.4% ВВП) был выдан Центральным
банком в апреле 1993 года.
Начало неэмиссионного финансирования
бюджета с помощью выпуска государственных
ценных бумаг (трехмесячных ГКО) с мая
1993 года.
Во втором периоде "федоровского этапа"
удалось снизить кассовый дефицит бюджета
до 6,7% ВВП по сравнению с 7,6% ВВП в первом,
расширенный дефицит бюджета - до 8,2% ВВП
по сравнению с 11,1% ВВП.
Практически сразу же после ухода Е. Гайдара
и Б. Федорова правительство В. Черномырдина
заметно смягчило бюджетную и кредитно-денежную
политику. Уже в феврале 1994 года кассовый
дефицит бюджета вырос в 2,5 раза по сравнению
с последним кварталом 1993 года и достиг
14,8% ВВП. Общий прирост активов Центробанка
увеличился до 17,8% ВВП. В последующие месяцы
дефицит бюджета еще трижды - в мае, июле
и августе составлял двузначную величину.
И хотя в конечном счете правительственная
политика оказалась не столь разнузданной,
как это было в конце 1992 - начале 1993 годов,
и как ожидалось в начале 1994 года, все же
ее смягчение оказалось весьма существенным.
В среднем за этот период кассовый дефицит
бюджета возрос с 6,7 до 11% ВВП. Несмотря
не на что на финансирование бюджета использовались
иностранные кредиты - второй транш кредита
на системные преобразования (КСП) в размере
1,5 миллиардов долларов, предоставленный
МВФ в апреле 1994 года (давший 0,9% ВВП), а
также возросшие поступления от продажи
ГКО (1,0% ВВП по сравнению с 0,2% ВВП в последнем
квартале 1993 года) кредиты Центробанка
Министерству финансов также возросли
- с 6,5 до 9,1% ВВП и остались важнейшим источником
покрытия бюджетного дефицита. Именно
эмиссионное финансирование разбухшего
бюджетного дефицита оказалось важнейшим
фактором увеличения совокупного прироста
активов Центрального Банка с 12,2 до 13,8%
ВВП
После серии изнурительных консультаций
и согласований бюджет на 1995 год с фиксированным
дефицитом в 73 триллиона рублей (около
5,5% ВВП) прошел три слушания в парламенте
и был окончательно утвержден Государственной
Думой 7 марта и Советом Федерации 23 марта
1995 года. В законе о бюджете было закреплено
положение о неинфляционном финансировании
его дефицита. Вообще, бюджетная и кредитно-денежная
политика сентября-декабря 1994 года оказалась
более сдержанной, чем в предыдущие семь
месяцев. Кассовый дефицит бюджета снизился
с 11,3 до 10,3% ВВП, но оставался выше уровня,
достигнутого в четвертом квартале 1993
года (6,7% ВВП). В первом квартале 1995 года
макроэкономическая политика правительства
оставалась умеренной. Кассовый дефицит
бюджета не превысил 3,6% ВВП, причем кредиты
Центробанка составили лишь 1,3% ВВП. Оставшиеся
2,3% ВВП были профинансированы за счет
ценных бумаг, в том числе за счет принудительно
размещенных казначейских обязательств
(КО) - 1,8% ВВП и за счет ГКО - 0,5% ВВП.
Анализ доходной и расходной частей бюджета
на 1995 г. показывает, что и в доходной и
в расходной частях он составлен с гораздо
большей степенью реализма, чем бюджеты
предшествующих лет. Для бюджетов 1993 и
1994 гг. было характерно завышение уровня
доходов и расходов по сравнению с фактическим
исполнением на 5-6% ВВП. В бюджете на 1995
г., напротив, заложена некоторая недооценка
объема поступлений и расходов. По доходам
она составляет около 1% ВВП, а по расходам
− от 1-2% ВВП.
В краткосрочной перспективе наиболее
важны отнюдь не величины федеральных
доходов или расходов, а разница между
ними и способы ее финансирования. Реальный
объем поступлений в федеральный бюджет
составил примерно 13% ВВП, а объем расходов
− от 18 до 19,5% ВВП. Таким образом, бюджетный
дефицит составил от 5 до 6,5% ВВП. При оценке
ВВП в 1450 трлн. руб. размер бюджетного дефицита
составил от 73 до 95 трлн. руб. Итак, в 1996
год, год выборов страна вступила со впечатляющим
дефицитом.