Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:23, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Введение ..........................................................................................................
Глава 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ...........................................
1.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета .........
1.2 Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета .
1.3 Принципы построения бюджета ..........................................................
1.4.Баланс бюджета. Дефицит бюджета ...................................................
1.5 Роль налогов в формировании государственного бюджета .............
Глава 2 О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ..............................................................................................
2.1Бюджетная система и бюджетное устройство Республики Казахстан…………………………………………………………………....
2.2 Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года О бюджетной системе ...........................................................................................................
2.2.1 Общие положения ...............................................................................
2.2.2 Бюджетная система .............................................................................
2.2.3 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета .....................
2.2.4 Правительственное кредитование и государственный долг ..........
2.2.5 Исполнение бюджета .........................................................................
2.2.6. Контроль за исполнением бюджета ..................................................
2.2.7.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства ....
Глава 3. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ......
3.1. Закон Республики Казахстан О республиканском бюджете на 2002 год ...................................................................................................................
3.2. Организация бюджетного процесса Республики Казахстан .............
Заключение ..................................................................................................
Список использованной литературы .....................................................
Статья 19. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета
Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год разрабатывается по поручению Правительства Республики Казахстан Министерством финансов РК и представляется Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.
Утверждение республиканского бюджета и внесение изменений и дополнений в бюджет происходят на совместном заседании палат после их последовательного обсуждения вначале в Мажилисе, а затем в Сенате.
Обсуждение начинается с доклада Министра финансов, Председателя Национального банка РК, других уполномоченных Правительством лиц, а также лиц, уполномоченных палатами Парламента Республики Казахстан, с заключением по рассматриваемому вопросу.
Республиканский бюджет на предстоящий финансовый год утверждается на уровне программ на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не позднее 15 декабря отчетного года.
В ходе обсуждения республиканского бюджета на предстоящий год Правительство Республики Казахстан представляет Парламенту РК расчеты направления средств на уровне подпрограмм.
В случае, если Парламентом Республики Казахстан в срок до 15 декабря не будет принят закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Президент РК издает Указ "О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего финансового года", который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.
Статья 20. Порядок уточнения республиканского бюджета
Уточнение республиканского бюджета в ходе его исполнения осуществляется на основании предложений Правительства Республики Казахстан или других законодательных инициатив, согласно действующему законодательству, в порядке и на условиях настоящего Закона.
Статья 21. Местные бюджеты
1.Составление местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан.
2.Местные представительные и исполнительные органы несут ответственность за сбалансированность доходов и расходов соответствующих местных бюджетов.
3.Местные исполнительные органы для разработки прогнозов бюджетов областей и городов Астаны и Алматы:
-формируют доходную часть в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов РК прогнозов поступлений и доведенных Министерством финансов Республики Казахстан прогнозов нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, и объемов трансфертов из республиканского бюджета для обеспечения сбалансированности их бюджетов с учетом законодательства о СЭЗ;
-формируют расходную часть на основе согласованных с соответствующими центральными исполнительными органами государственных программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ;
-определяют нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты;
-согласовывают лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва с Министерством финансов Республики Казахстан;
-представляют прогноз бюджетов областей (городов Астаны и Алматы) в Министерство финансов Республики Казахстан для согласования на предмет соответствия параметрам прогноза государственного бюджета.
4.Решение Маслихата о местном бюджете на предстоящий финансовый год должно содержать:
-объемы доходов, полученных официальных трансфертов, расходов, чистого кредитования;
-перечень видов налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом в местные бюджеты в соответствии с законом о республиканском бюджете;
-нормативы отчислений от налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и объемы трансфертов для обеспечения сбалансированности из областного бюджета в нижестоящие бюджеты;
-размер резервов местных исполнительных органов с выделением сумм на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местного значения;
-лимит заимствования для покрытия временного кассового разрыва областных бюджетов и бюджетов городов Астаны и Алматы;
-размеры средств по программам среднего образования и здравоохранения, которые должны быть не ниже соответствующих объемов, указанных в законе о республиканском бюджете на соответствующий год;
-перечень республиканских программ, финансируемых из местных бюджетов и местных программ, сгруппированных в соответствии с функциональной бюджетной классификацией, и их объемы;
-перечень республиканских и местных программ, финансируемых из местного бюджета, не подлежащих секвестированию в процессе исполнения местного бюджета на предстоящий финансовый год;
5.Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процесс утверждения и исполнения низовых бюджетов не допускается.
6.Местным исполнительным органам запрещается выдавать гарантии за счет средств местных бюджетов.
7.Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджетов и вносят на рассмотрение соответствующего маслихата проект областного и городского (городов Астаны и Алматы) бюджета, который в течение двух недель принимает решение по его утверждению.
8.Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующего маслихата, который не позднее двухнедельного срока принимает решение об утверждении бюджета. Бюджеты СЭЗ утверждаются в сроки, установленные настоящим пунктом.
9.До утверждения местного бюджета соответствующими Маслихатами на предстоящий финансовый год исполнение бюджета 1 квартала осуществляется в размере 1/4 части проекта годового бюджета на предстоящий финансовый год.
2.2.4. Правительственное кредитование и государственный долг
Статья 22. Кредиты, предоставляемые Правительством Республики Казахстан
Министерство финансов Республики Казахстан от имени Правительства Республики Казахстан может предоставлять государственные кредиты в пределах сумм и на цели, предусмотренные в республиканском бюджете, как правило, через государственные банки.
Порядок и условия предоставления кредитов определяются Правительством Республики Казахстан.
2. Для покрытия временного кассового разрыва Министерством финансов Республики Казахстан по ходатайству Акимов областей и городов Астаны и Алматы могут выдаваться бюджетные кредиты (ссуды) из республиканского бюджета местным бюджетам.
На эти же цели вышестоящие местные бюджеты могут выдавать бюджетные кредиты (ссуды) нижестоящим бюджетам. Указанные кредиты (ссуды) выдаются под гарантию соответствующих местных бюджетов.
Порядок и условия их предоставления определяются в Правилах составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, утверждаемых Министерством финансов Республики Казахстан.
Статья 23. Государственное заимствование
1. Правительство Республики Казахстан имеет право заимствовать средства у юридических и физических лиц, иностранных государств и международных организаций для финансирования дефицита республиканского бюджета.
2. Государственное заимствование средств осуществляется в форме договоров займа или выпуска государственных ценных бумаг. Порядок и условия заключения договоров займа и выпуска ценных бумаг определяются действующим законодательством Республики Казахстан.
Статья 24. Государственный долг
Государственный долг состоит из:
-внешнего долга, в котором заимодателями выступают нерезиденты РК, иностранные государства и международные организации;
-внутреннего государственного долга, в котором заимодателями выступают резиденты РК.
Правительство Республики Казахстан обеспечивает и организует управление и обслуживание государственного долга.
2.2.5. Исполнение бюджета
Статья 25. Исполнение республиканского бюджета
Исполнение республиканского бюджета организует Правительство Республики Казахстан.
Государственные учреждения в соответствии с бюджетными назначениями производят расходы на основании разрешения, выдаваемого Казначейством Министерства финансов РК. Министерство финансов РК вправе не выделять бюджетные средства, отзывать и запрещать их расходование в случае непредоставления сметы расходов на соответствующий финансовый год и нецелевого или неэффективного использования выделенных средств.
Все государственные учреждения:
-не вправе брать на себя финансовые обязательства сверх сумм бюджетных назначений, установленных бюджетным законодательством на соответствующий финансовый год;
-обязаны представлять Министерству финансов РК и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета.
Правительство РК имеет право в процессе исполнения бюджета вносить изменения в перечень государственных органов, реализующих программы, в пределах сумм по программам, утвержденным законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год, связанные с осуществлением мероприятий по совершенствованию структуры и функций государственных учреждений, и изменять источники покрытия дефицита республиканского бюджета.
Не допускается выделение средств из республиканского бюджета государственным учреждениям, содержащимся за счет местных бюджетов (за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете), общественным и творческим объединениям и организациям.
Если в ходе исполнения бюджета центральными государственными органами РК принимаются нормативные правовые акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы либо уменьшаются доходы бюджетов области и городов Астаны и Алматы, им возмещаются потери за счет средств республиканского бюджета, и , напротив, при уменьшении из расходов или увеличении доходов производится уменьшение субвенций, а по несубвенционным областям - относятся на взаиморасчет.
Статья 26. Исполнение местных бюджетов
Местные исполнительные
органы организуют исполнение бюджета
соответствующих административно-
Исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с Правилами составления исполнения бюджета.
Нижестоящие бюджеты имеют право заимствовать у вышестоящих бюджетов или банков второго уровня в виде договоров займа для покрытия временного кассового разрыва в пределах финансового года только при наличии в соответствующем бюджете средств, предназначенных на погашение основной суммы займа и вознаграждения (интереса) по нему.
Местные финансовые органы имеют право приостанавливать финансирование или отзывать выделенные бюджетные средства в случае нецелевого или неэффективного их использования.
При утверждении областного и городского (городов Астаны и Алматы) бюджетов наравне с низовыми бюджетами рассматриваются и взаимоотношения с бюджетами СЭЗ, расположенных на территории соответствующей области и в черте городов Астаны и Алматы.
Взаимоотношения
бюджета СЭЗ с местным бюджетом определяются
через долговременный стабильный норматив
отчислений от общей суммы доходов, поступающих
в бюджет СЭЗ, установленный в положении
о СЭЗ и учтенный в соответствующем местном
бюджете на очередной год. Поступления,
остающиеся в распоряжении СЭЗ, исключаются
из контингента общегосударственных и
местных налогов, сборов и других поступлений,
принимаемых для определения норматива
отчислений в республиканский бюджет
и местные бюджеты соответствующих административно-
Если в ходе исполнения бюджета местными исполнительными органами принимаются нормативные акты, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов; при уменьшении расходов или увеличении доходов нижестоящих бюджетов соответствующие суммы в полном объеме передаются в вышестоящий бюджет, а по тем низовым бюджетам, где им предусмотрено выделение субвенции, - уменьшается ее размер.
Не допускается выделение средств из местных бюджетов государственным учреждениям, содержащимся за счет республиканского бюджета(за исключением случаев, предусмотренных в законе о республиканском бюджете), общественным и творческим объединениям и организациям.
Свободные остатки бюджетных средств, полученные на начало финансового года в результате перевыполнения доходов, а также суммы перевыполнения по доходам за истекший квартал в ходе исполнения бюджета текущего года не подлежат изъятию в вышестоящий бюджет.
Статья 27. Порядок изменения расходов бюджета
При превышении установленного уровня дефицита бюджета либо снижении поступлений от доходных источников в процессе исполнения бюджета, решение о сокращении предусмотренных в бюджете расходов по каждой программе до 10 процентов утвержденных сумм принимается Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами, а свыше 10 процентов - путем внесения изменений в закон о республиканском бюджете и соответствующие решения маслихатов.
Перечень программ, не подлежащих секвестрированию, определяется Парламентом РК и соответствующими маслихатами в законе и решениях о бюджете на соответствующий год.
Статья 28. Чрезвычайный государственный бюджет
На территории Республики Казахстан по предложению Правительства РК решением Президента Республики Казахстан может вводиться чрезвычайный бюджет Республики Казахстан, включающий в себя все финансовые ресурсы государства. На время действия чрезвычайного бюджета прекращается действие закона о республиканском бюджете и решений о бюджетах всех уровней.
Информация о работе Бюджет Республики Казахстан в условиях суверенитета