Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает
государственный бюджет - это используемый
правительством денежный фонд для финансирования
своей деятельности, с помощью
которого государство влияет на экономические
процессы. Государственный бюджет взаимодействует
с другими звеньями финансовой системы,
осуществляя перераспределение
средств в пользу нуждающихся
фондов (как правило, путем передачи
денежных средств из центрального государственного
фонда муниципальным финансовым
фондам, фондам государственных предприятий
и специальным
Как экономическая категория
государственный бюджет РФ представляет
собой совокупность экономических
(денежных) отношений, возникающих в
процессе образования, планового распределения
и использования
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:
Каждый бюджет включает в
себя две взаимосвязанные
Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов.
Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Выбор темы курсовой работы обоснован тем, что расходы – это основная составляющая каждого бюджета, с которой связано выполнение основных задач и функций государства. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.
Исходя из актуальности проблемы, цель работы – раскрыть экономическое содержание расходов бюджетной системы Российской Федерации, показать значение их классификации, определенной Бюджетным кодексом, а также показать, как изменялась система расходов бюджетной системы Российской Федерации за трехлетний период.
Объект исследования - федеральный бюджет РФ, бюджет субъекта РФ (областной бюджет Владимирской области), местный бюджет (бюджет муниципального образования Город Владимир).
Субъект исследования – РФ, субъект РФ (Владимирская область), муниципальное образование (город Владимир).
Предмет исследования – расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В данной работе рассматривается структура статей расходов бюджетов, их классификации, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике изменений расходных частей бюджетов в течение нескольких лет.
Источниками информации для написания работы послужили законодательные акты РФ, периодическая печать и издания, официальные сайты, а также мнения аналитиков и экспертов по поводу возможных путей повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В работе использовались следующие методы исследования: монографический, аналитический, экономико-статистический, графический, табличный, сравнения, а также приемы горизонтального и вертикального анализа.
Работа изложена на 44 страницах машинописного текста; состоит из введения, 3 глав и заключения; содержит 5 приложений. Список литературы включает 40 источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Расходы являются одной из
важнейших характеристик
Расходы бюджета представляют
собой затраты, возникающие в
связи с выполнением
Экономическая сущность расходов
государственного бюджета проявляется
в том, что они служат активным
инструментом экономической политики.
С их помощью государство
Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.[13]
Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы обеспечивают государству, субъекту или муниципальному образованию осуществление их главных функций и задач.
Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных муниципальных услуг.
Структура расходов бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов.
Важнейшими из них выступают:
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.[12]
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2) средств на оплату
товаров, работ и услуг,
3) трансфертов населению,
то есть бюджетных средств
для финансирования
4) ассигнований на осуществление
отдельных государственных
5) ассигнований на компенсацию
дополнительных расходов, возникших
в результате решений,
6) бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и другие обязательства);
7) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
8) инвестиций в уставные
капиталы действующих или
9) бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;
10) средства на обслуживание
долговых обязательств, включая
государственные или
Под дотацией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов.
Субвенции - средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определенные цели.
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Трансферты – средства, необходимые для выравнивания бюджетной обеспеченности на душу населения, которые предоставляются из федерального фонда финансовой поддержки регионов.
Под бюджетным кредитом понимается предоставление средств другому бюджету или юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.[2]
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.
По уровню бюджетной системы различают следующие виды расходов:
По степени предсказуемости деление расходов осуществляется на планируемые и непредвиденные.
Планируемые расходы – расходы, которые предусмотрены сметами, планами или целевыми программами.
Непредвиденные расходы включают, в том числе расходы на проведение аварийно-восстановительных работ, работ по ликвидации последствий после стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Для финансирования непредвиденные расходов создаются резервные фонды органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать трех процентов утвержденных расходов федерального бюджета.
Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год.
Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.
Орган исполнительной власти,
орган местного самоуправления ежеквартально
информируют орган