Бюджет: понятие, принципы, структура. Доходы и расходы.Государственный бюджет в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является бюджетная система Республики Беларусь.
Цель исследования: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
- дать понятие государственному бюджету;
- изучить бюджетное устройство в Республике Беларусь;
- дать понятие доходов;
- дать качественную характеристику формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь.
Курсовая работа базируется на законодательных актах Правительства Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет нашего исследования. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1. Понятие государственного бюджета и бюджетной политики
2. Структура и принципы бюджета
3. Формирование доходной и расходной части государственного
бюджета
Глава 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь
за 2006-2009 гг
2. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета
Беларуси и предложения по их решению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

       участия в капитале                                      1826376197,0

  Доходы от  осуществления приносящей доходы

  деятельности                                                  348992257,0

     Доходы  от сдачи в аренду имущества, находящегося в

     государственной  собственности                               78190463,0

       Доходы от сдачи в аренду  земельных участков                2321440,0

       Доходы от сдачи в аренду  иного имущества                  75869023,0

     Административные платежи                                     9505560,0

       Административные платежи                                   9505560,0

     Доходы  от осуществления приносящей  доходы

     деятельности  и компенсации затрат государства              127292208,0

       Доходы от осуществления приносящей  доходы

       деятельности                                                310970,0

       Компенсации затрат государства                           126981238,0

     Доходы  от реализации государственного  имущества            134004026,0

       Доходы от реализации имущества,  имущественных

       прав на объекты интеллектуальной  собственности            88916193,0

       Доходы от имущества, конфискованного  и иным

       способом обращенного в доход  государства                  45087833,0

  Штрафы, удержания                                              43721777,0

     Штрафы, удержания                                           43721777,0

       Удержания из заработной платы  осужденных                  15251367,0

       Штрафы                                                    28470410,0

  Прочие неналоговые  доходы                                     131561215,0

     Прочие  неналоговые доходы                                  131561215,0

       Возмещение потерь, вреда                                  22442939,0

       Прочие неналоговые доходы                                109118276,0

ВСЕГО                                                         54899262425,0

  в том числе:

  доходы государственных  целевых бюджетных фондов              3601367579,0

  фонды охраны  природы                                          470200000,0

  инновационные  фонды <*>                                      2689432779,0

  фонд национального  развития                                   354034800,0

  фонд организации  сбора (заготовки) и использования

  отходов в  качестве вторичного сырья                            32000000,0

  фонд универсального  обслуживания (резерв

  универсального  обслуживания)                                   55700000,0

  доходы Фонда социальной защиты населения Министерства

  труда  и социальной защиты Республики  Беларусь               17022062500,0  

    Анализируя  структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что  на протяжении длительного времени  продолжает медленно снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. В настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким. Доля косвенных налогов в доходах государственного бюджета соответственно увеличивалась. Следует отметить и рост доли доходов от внешнеэкономической деятельности РБ, что свидетельствует о возрастающем влиянии взаимодействия с зарубежными партнерами нашей страны на структуру доходов ее бюджета. В 2010 году ожидается значительное увеличение по отношению к текущему году, поступлений от продажи принадлежащих государству акций, другого имущества, в том числе и от приватизации государственного имущества. 

    Несмотря  на сокращение государственных расходов и прогнозируемое увеличение неналоговых  доходов, о снижении общей налоговой  нагрузки речь пока не идет. Анализ прогнозируемых налоговых поступлений свидетельствует о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) с каждым годом увеличивается.      

    Среди изменений ставок налогов в 2002 году следует отметить снижение ставки налога на прибыль с 30 до 24% , которое отражает желание предотвратить утечку капитала за рубеж и осуществление других целей, стимулирующих развитие экономики. Из списка республиканских были исключены налог на игорный бизнес и единый с/х налог, эти налоги отнесли к местными. Также, в связи с кризисом, часть поступлений от чрезвычайного налога и обязательных отчислений в фонд занятости будет направленно на создание новых рабочих мест. Однако правительство предложило ряд категорий лиц, структур и платежей, с которых данный налог не взимается. Среди прочих бенефициарами такой политики стали сельскохозяйственные предприятия, юридические лица, обслуживающие село, созданные и находящиеся в ведении местных и распорядительных органов. Из года в год государство освобождает их от уплаты отдельных налогов, но эти меры не помогают отечественному сельскому хозяйству обеспечить высокую производительность труда, платежеспособность, закрепление на старых рынках и завоевание новых сельскохозяйственными производителями. Не всегда оправданные налоговые льготы существенно снижают эффективность фискальной политики. [4]

    Согласно  ст. 5 закона о государственном бюджете  РБ на 2009 г., предусмотрены следующие  нормативы отчислений в бюджеты  областей и г. Минска от общих налоговых сборов: бюджет-2009 поставил определенные регионы в более выгодное положение, чем другие. На 2009 год установлены следующие нормативы отчислений от налогов на доходы и прибыль: 50 процентов в бюджеты областей и 39,6 процента - в бюджет г. Минска, получаемых на соответствующей территории области и г. Минска; Также установлены нормативы отчисления от налога на добавленную стоимость, они оставили 33 процента, в том числе в бюджеты Брестской области - 4,88 процента, Витебской - 4,32, Гомельской - 5,02, Гродненской - 3,76, Минской - 4,98, Могилевской области - 3,87 и г. Минска - 6,17 процента. [7]

    При этом Гродненская область имеет  одни из самых плохих показателей  по количеству убыточных предприятий, по рентабельности, по объему складских  запасов и долгов перед бюджетом по налогам, перед поставщиками по энергоресурсам и перед рабочими - по зарплате.

    Известно, что одной из важных проблем для  государственных предприятий является их принуждение к содержанию социальных и культурных объектов. Поэтому, часть бюджета будет по прежнему направляться на поддержание передаваемых местных советам объектов. В реальном выражении уменьшение объемов финансирования по данной статье ожидается весьма существенным. Планируется уменьшить субвенции на "финансирование расходов, связанных с осуществлением г. Минском функции столицы".

    И в целом: тенденция проекта бюджета  на 2010 год - режим строжайшей экономии. Предполагается, что расходы на образование  и науку вырастут в 1,5 раза, на культуру и СМИ - в 2 раза. Ставки основных налогов останутся на прежнем уровне. Будут увеличены суммы фонда охраны природы ( сейчас эта сумма составляет 470200000 тыс. рублей) и государственного целевого бюджетного фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья образуются (сейчас 32000000 тыс. рублей) [7]

    Реальное  же снижение налогового давления на экономику  может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых  налогов или снижения их ставок (при  условии качественного построения моделей взимания каждого из налогов). Такие решения как раз и составляют основу налоговой политики государства и всегда зависят от состояния текущей экономической конъюнктуры (при высокой конъюнктуре и инфляции более полезно для экономики увеличивать налоговую нагрузку).

    Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых - обеспечение достаточных  поступлений в бюджет, а другая -  налоги должны взиматься так, чтобы  они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер [8]:

    - Введение общепринятых норм и  принципов налогообложения;

    - Совершенствование структуры и  сокращение количества применяемых  налогов за счет отмены малоэффективных  сборов и отчислений во внебюджетные  фонды;

    - Существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как акцизы, НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;

    - Пересмотр и сокращение налоговых  льгот по всем применяемым  налогам и сборам в целях  расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;

    - Поиск и выбор оптимального  соотношения республиканских и  местных налогов и сборов, а  также эффективного взаимодействия  республиканского и местных бюджетов.

    Таким образом, анализ доходной части бюджета  указывает как на имеющиеся некоторые  положительные результаты, так и  на ряд проблемных вопросов, требующих  скорейшего решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    1. Анализ  государственного бюджета  Республики Беларусь

      за 2006-2009 гг

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для содержания государственного аппарата и выполнения функций государства. Он является важнейшим звеном общегосударственной финансовой системы, имеющей тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями [14, с. 40].  Бюджет, как экономическая категория, выполняет следующие функции:

  1. распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.);
  2. стимулирующую;
  3. регулирующую;
  4. контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).

     Распределительная функция бюджета проявляется через распределение и перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнем государственного управления, социальными слоями общества.

     Контрольная функция бюджета проявляется в том, что с ее помощью выявляется финансовое положение конкретных субъектов хозяйствования, отраслей народного хозяйства, административно-территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет. [28, с. 90].

     Бюджет  выступает также важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. [19, с. 27].

     Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория.

     Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений — доходы и расходы бюджета, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства [6, с. 91]. 
 

Информация о работе Бюджет: понятие, принципы, структура. Доходы и расходы.Государственный бюджет в Республике Беларусь