Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 02:24, контрольная работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Бюджеты Российской федерации …………………………………..4
2. Бюджетное планирование и прогнозирование …………………..9
Заключение ……………………………………………………………………15
Список литературы …………………………………………………………..16
Содержание
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывает влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.
Успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
1. Бюджеты Российской
федерации
Государственная бюджетная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобренным Советом Федерации 17 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 116-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.07.2002 N 86-ФЗ, от 24.07.2002 N 104-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 11.11.2003 N 147-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ, от 23.12.2003 N 184-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, 09.07.1999 N 159-ФЗ (ред. 09.07.2002), от 24.12.2002 N 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П)
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй
уровень - бюджеты субъектов РФ
(89 бюджетов - 21 республиканский бюджет,
55 краевых и областных бюджетов,
10 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной
- третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями экономической политики являются:
- рост
валового внутреннего продукта
и продукции промышленного
- прекращение
спада сельскохозяйственного
- создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
- снижение
налоговой нагрузки на
- выполнение
всех принимаемых государством
финансовых обязательств перед
субъектами хозяйственной
- рост
реальных денежных доходов
- завершение
перехода на казначейскую
- поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных не менее чем на 500 тысяч человек;
- повышение
инвестиционной активности, формирование
источников реального
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.
Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на год.
Данные свидетельствуют, что почти 84 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 46 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
- налог на имущество предприятий;
- налог на недвижимость;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы;
- транспортный налог;
- дорожный налог;
- налог с продаж.
К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы региональных бюджетов включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
Проанализировав доходы регионального бюджета можно сделать вывод, что превалируют поступления от регулирующих источников, в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 15%.
Таким образом, собственные доходы составляют менее 25%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий — 7%, доходы от государственной собственности — 4%, поступления от целевых бюджетных фондов —10%.
Проанализировав
источники доходов местных
Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру, 42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 67 % - на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы).
2. Бюджетное планирование
и прогнозирование
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государственных и муниципальных бюджетов составляет бюджетное право. Основное положение парламентского бюджетного права выражается в том, что ни один новый налог, никакая перемена в старых налогах ни взятие государственного займа, ни финансирование государственной программы не могут быть произведены без согласия парламента. Осуществление бюджетного права даёт народному представительству могущественное средство участия в государственном управлении и надзоре за целесообразностью деятельности правительства.
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: