Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:37, контрольная работа
Базовым моментом биржевой торговли является определение понятия – биржевой товар. В Европе, начиная с XVI века в качестве биржевых товаров использовались различные материалы и продукты питания: перец, гвоздика, кофе, табак, хлеб, соль, лес, сукно, рис и др. Биржи первоначального периода были биржами реальных товаров. Параметрические характеристики биржевых товаров постепенно выкристаллизовывались, и сегодня из общей массы товаров лишь немногие удовлетворяют их требованиям.
В контрольной работе нами кратко рассмотрены вопросы истории биржи, её функционального назначения. Во второй и третьей части работы подробно раскрывается понятие биржевого товара, показаны его состав и характеристика, отражены особенности развития биржевых товарных рынков.
Введение ……………………………………………………………...…
3
1
Биржа как элемент оптового рынка …………………………………...
4
1.1
История развития товарной биржи ……………………………………
4
1.2
Определение понятия биржи …………………………………………..
8
2
Биржевой товар – понятие и состав, его характеристика ……………
9
2.1
Роль биржевых товаров в современной мировой экономике ……….
9
2.2
Понятие и состав биржевого товара …………………………………..
13
3
Особенности развития биржевых рынков ……………………………
16
3.1
Рынок цветных и драгоценных металлов …………………………….
16
3.2
Особенности современного нефтяного рынка ……………………….
17
3.3
Характеристика сельскохозяйственного фьючерсного рынка ……...
22
Практическая часть …………………………………………………….
24
Заключение ……………………………………………………………
25
Список использованной литературы …………………………………
26
В послевоенный период торговля жидким топливом была впервые предпринята в 1974 г. на бирже срочных сделок в Амстердаме, где стали осуществляться фьючерсные операции с дизельным топливом. В то же время на Нью-Йоркской бирже хлопка начали торговлю нефтяными контрактами.
В 1974 г. попытка организовать биржевую торговлю нефтетоварами была предпринята и на Нью-Йоркской товарной бирже (НАЙМЕКС), в частности, операции с бункерным и дизельным топливом. Однако вскоре операции на указанных биржах были прекращены, поскольку в то время для биржевой торговли еще не сложились подходящие условия.
Впрочем, с 1971 г. существует самый старый биржевой энергетический контракт на пропан, который продавался на Нью-Йоркской хлопковой бирже, а затем перешел на Нью-Йоркскую товарную биржу. Этот контракт, торговля которым не прекращалась и существует до настоящего времени, не был успешным, несмотря на свое долголетие, и объем операций по нему едва достигает нескольких сделок в день.
Если не принимать во внимание этот контракт, то за период, прошедший с первых попыток внедрения нефтяных контрактов и до начала более или менее успешной торговли биржевым контрактом на дизельное топливо в 1978 г., предпринимались неоднократные попытки внедрить топливные товары в биржевую торговлю. Эти попытки осуществлялись как в Европе, так и в США, в различных центрах. Однако их неудача свидетельствовала о том, что условия для этого еще не созрели.
Во второй половине 70-х годов произошло существенное изменение в структуре мирового нефтяного рынка: значительно увеличилось число участников операций за счет независимых компаний при снижении роли международных нефтяных монополий; уменьшилось значение регулярной торговли и возросла роль разовых сделок; цены разовых сделок, колеблющиеся под воздействием множества факторов, стали основным видом цен. Все эти изменения в целом и стимулировали быстрый рост и развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.
В Европе биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами, если не считать операций в 70-е годы, началась в апреле 1981 г. на специально организованной Международной нефтяной бирже (МНБ) в Лондоне. Первым стал контракт на газойль (европейское название дизельного топлива). Для стимулирования торговли Лондонская биржа, учитывая опыт бирж США, стала проводить активную маркетинговую кампанию. В развитии этой торговли она в принципе столкнулась с теми же проблемами, что и американские биржи, при этом ситуация осложнялась фактором большей узости европейского нефтяного рынка и отсутствием корреляции между биржевыми котировками в Лондоне и Нью-Йорке из-за действовавших тогда мер импортного контроля в США.
В последующие годы Лондонская биржа вводила контракты на мазут, неэтилированный бензин и ряд других. Часть из них сохранилась до настоящего времени, но некоторые были и неудачными.
В Европе центром биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в конце 80-х годов стал Роттердам — на Роттердамской опционной и фьючерсной бирже в октябре 1989 г. началась торговля контрактами на дизельное топливо и нефть сорта «брент». Контракт на дизельное топливо на Роттердамской бирже по своим условиям весьма похож на контракт Лондонской нефтяной биржи, но отличается тем, что предусматривает только физическую поставку. Специалисты считают, что новый центр нефтяной торговли в Европе не сможет конкурировать с Лондоном, однако окончательно это можно будет определить только со временем.
В феврале 1989 г. первый контракт на топливо появился на Сингапурской международной валютной бирже. Предметом контракта стал мазут с высоким содержанием серы. Объемы сделок позволяли сделать вывод о том, что контракт стал хорошим началом. Интерес к этому контракту был вызван не только его хорошей проработкой, но и тем, что это был первый контракт на топливо в дальневосточном регионе. Учитывая возможность арбитражных биржевых операций, появление биржевого рынка в новом регионе расширило время биржевой торговли фьючерсными контрактами, которое стало составлять примерно 18 ч в сутки. После довольно неплохого начала объемы операций упали и торговля была прекращена. Спустя определенное время биржа предприняла вторую попытку внедрить этот контракт, но вновь неудачно.
В 1997 г. на рынке было семь успешно торгуемых контрактов на энергоносители, из них пять контрактов предполагали поставку различных сортов нефти и нефтепродуктов. Кроме того, введены еще три фьючерсных контракта, чей успех на рынке пока не определен. Наиболее успешным является контракт Нью-Йоркской товарной биржи (НАЙМЕКС) на сырую нефть, ежедневный объем торговли которым в среднем составляет 100 тыс. контрактов, а в отдельные дни — до 225 тыс. контрактов.
Печное топливо. В 1978 г. на Нью-Йоркской товарной бирже начались операции с дизельным топливом (контракт № 2) и с мазутом (контракт № 6). Контракт на мазут не вызвал интереса и был снят, а контракт на дизельное топливо, хотя и медленно, но завоевывал интерес участников нефтяного рынка, а после резкого скачка цен в 1979—1980 гг. прочно утвердился на рынке. В первые годы действия этого контракта в день нередко заключалось только один-два контракта, однако к середине 80-х годов объем ежедневных сделок составлял уже более 20 тыс. контрактов, а в некоторые дни доходил до 40 тыс. контрактов. В середине 90-х годов объем торговли данным контрактом в среднем составлял 35 тыс. контрактов, а в некоторые дни достигал 100 тыс. контрактов. Объем открытой позиции достигал 120 тыс. контрактов.
Газойль. Следующим контрактом вслед за фьючерсом на печное топливо стал контракт на газойль, который ввела Международная нефтяная биржа в Лондоне. Газойлем в Европе обозначают печное топливо, и хотя существуют некоторые различия в параметрах продукта, в целом это одно и то же. К середине 80-х годов торговля газойлем уже стабилизировалась, а периоды неопределенной конъюнктурной ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов приводили к существенному увеличению объемов сделок.
С начала торговли контракт постепенно завоевывал популярность, но его объемы все же отражали меньшие размеры европейского рынка и достигали в 1997 г. в среднем 16 тыс. контрактов в день.
Бензин. В 1981 г. Нью-Йоркская товарная биржа ввела контракт на этилированный бензин, который был довольно успешным. В 1984 г. этот контракт был заменен контрактом на неэтилированный бензин, который сразу привлек интерес участников нефтяного рынка, и объемы сделок по нему превысили аналогичные показатели торговли дизельным топливом. В середине 90-х годов для контракта сложились несколько неблагоприятные условия из-за многочисленных изменений в законодательстве по этому продукту, введенных по экологическим мотивам. Однако с конца 1996 г. большая часть проблем была разрешена и торговля на этом рынке стала вестись во все большем объеме. Средний объем операций сейчас составляет примерно 30 тыс. контрактов в день.
Сырая нефть. Активные биржевые операции с нефтепродуктами стимулировали Нью-Йоркскую товарную биржу на разработку фьючерсного контракта на сырую нефть и в марте 1983 г. на этом рынке начались операции с нефтью сорта «западно-техасская средняя». Контракт на нефть довольно скоро стал самым успешным из всех когда-либо вводимых фьючерсных контрактов. Он широко использовался как нефтяными компаниями, так и биржевыми спекулянтами и, по оценке некоторых специалистов, является фокусом для всей нефтяной промышленности.
Введенная впоследствии на Нью-Йоркской товарной бирже практика обмена фьючерсных контрактов на реальный товар, при которой оба участника фьючерсной сделки сами оговаривают условия поставки и сорт нефти, резко увеличила притягательность этого вида операций. В настоящее время практически все случаи завершения фьючерсных сделок реальной поставкой товара осуществляются с применением этой процедуры.
Успешное начало биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на бирже в Нью-Йорке стимулировало ряд других попыток внедрения таких контрактов на американских биржах, но в итоге все эти попытки оказались неудачными.
В настоящее время контракт на НАЙМЕКС, хотя и базируется по-прежнему на нефти западно-техасской средней, имеет спецификацией легкие сорта этой нефти.
С 1983 г. действует и фьючерсный рынок нефти сорта «брент» в Лондоне. Первые два года операции осуществлялись на стабильном уровне, однако далее стали сокращаться. Спад объяснялся прежде всего несовершенством ряда положений контракта. В итоге торговля этим контрактом практически прекратилась, а европейские участники нефтяного рынка стали активно использовать сделки на Нью-Йоркской бирже. Однако потребность в собственной биржевой торговле нефтью была достаточно велика, и Лондонская биржа предприняла попытку пересмотра ряда условий контракта. Это не привело к оживлению рынка. Третья попытка усовершенствования условий контракта была предпринята Международной нефтяной биржей в 1988 г. Этот контракт с самого начала был успешным и активно использовался как нефтяными компаниями, так и биржевыми спекулянтами. В 1989 г. объем сделок этого рынка превысил показатели рынка газойля. В настоящее время средний объем торговли составляет 42 тыс. контрактов в день. Сделки по контракту на нефть «брент» осуществляются и на Сингапурской бирже в соответствии с двусторонним соглашением между СИМЭКС и МНБ, хотя и в небольшом объеме.
Природный газ. В последние годы как НАЙМЕКС, так и МНБ ввели фьючерсные контракты на природный газ. Далеко не все попытки оказались успешными. Причины относительной неудачи контрактов как на природный газ, так и впоследствии на электроэнергию заключаются в том, что наличные рынки этих товаров менее развиты, чем рынки нефти и нефтепродуктов, а центры торговли и системы поставки не совсем сформировались. Однако в настоящий момент контракт на природный газ на НАЙМЕКС, введённый ещё в 1990г, стал довольно привлекательным, и объёмы торговли по нему увеличились до 47 тыс. контрактов в день. На МНБ контракт на прирдный газ был введён в начале 1997 г и привлёк довольно высокий интерес участников отрасли.
Контракт на природный
газ стал первым контрактом, торговля
которым на обеих биржах ведётся
исключительно электронным
3.3 Характеристика
сельскохозяйственного
Сельскохозяйственные товары были первыми товарами, торговля которыми началась на организованных биржевых рынках. В начальный период на долю этих товаров приходился самый большой объем сделок, и они имели самую широкую номенклатуру представленных на рынке товаров. Постепенно биржевая торговля охватила и другие товарные группы, такие, как металлы, энергоносители, финансовые инструменты, а сельскохозяйственные товары, оставаясь в числе биржевых товаров, тем не менее теряли свое значение и объемы заключаемых по ним сделок.
Так, в 90-е годы наибольший рост отмечался на фьючерсных рынках зерновых, а также на рынках маслосемян и продуктов их переработки. Например, в США в период с 1992 по 1998 гг. объем торговли на всех американских фьючерсных рынках зерновых увеличился с 17,5 млн контрактов до 26,2 млн контрактов (при этом наивысший объем — 30,2 млн контрактов — был достигнут в 1996 г.), а по маслосеменам — с 18,6 до 26,9 млн контрактов.
Низкими темпами развивались в этот период фьючерсные рынки на продукцию животноводства, где с 1992 по 1998 гг. объем торговли постепенно возрос с 6,4 до 7,5 млн контрактов. По другим подгруппам сельскохозяйственных фьючерсов ситуация складывалась по-разному.
Эти тенденции объясняются не только относительным снижением доли указанных товаров в международной торговле, но и тем, что, существуя уже продолжительное время, фьючерсная торговля так и не стала широко используемым инструментом для некоторых категорий участников рынка. Так, фьючерсы редко используются производителями сельскохозяйственной продукции — фермерами. Чаще они используют форвардные контракты. Основными же пользователями сельскохозяйственных фьючерсов являются посреднические фирмы.
В США Комиссия по товарной фьючерсной торговле провела в начале 80-х годов исследование среди фермеров об использовании ими форвардных и фьючерсных рынков. Основным результатом этого исследования был вывод, что фермеры продают свою продукцию на форвардном рынке дилерам и редко используют напрямую фьючерсные рынки. Дилеры являются более крупными пользователями фьючерсов, чем производители. Однако значительная часть производителей принимают во внимание фьючерсные цены при заключении форвардных контрактов с дилерами. Так, примерно 10% фермеров США вели операции по фьючерсам в то или иное время. Однако если среди этих фермеров выделить крупные хозяйства с ежегодным объемом продаж более 100 тыс. долл., то здесь вели такие операции уже 20% фермеров.
Из указанных выше 10% фермеров 33,4% осуществляли операции по тем товарам, которые они производят или используют. Следовательно, только 3,34% (10% • 0,334) всех производителей зерновых вели фьючерсные операции по тем товарам, которые они используют или производят. Оставшиеся 6,7% (10% • 0,67) производителей зерновых использовали фьючерсы для чистой спекуляции по другим товарам.
Форвардные контракты в отличие от фьючерсов подогнаны под нужды сторон сделки по условиям качества, количества, времени и места поставки и финансовым обязательствам. Производитель зерновых может выйти на местного покупателя и сделать ему твердое предложение в любой день на свою существующую или будущую продукцию. Фермеры используют форвардные рынки в значительно большей степени, чем фьючерсные.
Хотя только небольшая часть фермеров используют фьючерсные рынки, почти половина фермеров так или иначе принимали во внимание фьючерсные цены. Некоторые из них просто просматривали фьючерсные котировки перед заключением форвардного контракта с посредником, другие подписывали форвардный контракт, цены которого базировались на фьючерсном рынке.
В настоящий момент номенклатура биржевых сельскохозяйственных товаров весьма многообразна и включает, как говорилось выше, следующие основные группы:
• масличные культуры, среди которых выделяются соя-бобы и продукты переработки сои;
• зерновые культуры;
• пищевкусовые товары (кофе, какао-бобы, сахар);
• текстильное сырье и пряжа;
• продукция животноводства и живой скот;
• концентрат апельсинового сока, картофель и некоторые другие более мелкие ассортиментные единицы.
Практическая часть
Минимальная сумма средств на счёте капитала, имеющего открытую позицию называется поддерживающей маржой.
Присутствие спекулянтов жизненно важно для фьючерсных рынков, поскольку они обеспечивают ликвидность рискового капитала и фьючерсных контрактов
Информация о работе Биржевой товар - понятие и состав, его характеристика