Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:59, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………3
1.1. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………………..3
1.2. Принципы бюджетной системы………………………………………….5
1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов…………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………….13
2.1. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации..13
2.2. Местные бюджеты и внебюджетные фонды……………………………18
2.4. Межбюджетные отношения – современная ситуация, проблемы и пути их решения………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..25
прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме 14 292 951,2 тыс. рублей и равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.
Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» зачисляются поступления от следующих федеральных налогов[12]:
налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации;
акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили;
лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;
налог на доходы физических лиц;
налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;
платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
платы за пользование водными объектами;
налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ;
налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств;
плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов;
прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.
2.2. Местные бюджеты и внебюджетные фонды.
БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
27.12.07 Депутаты городского Совета приняли бюджет города Омска на 2008 год. Принципиальным моментом, на котором настаивали народные избранники, обсуждая проект главного финансового документа, было требование обеспечить бюджетникам уровень оплаты труда не ниже гарантированных Федеральным законом 2 300 рублей[13].
С 1 января минимальная заработная плата работника бюджетной сферы в городе Омске будет соответствовать общероссийскому МРОТ. Кроме того, в бюджете 2008 года предусмотрены средства на повышение заработной платы с 1 сентября на 7 %.
За пять дней до Нового года проект главного финансового документа был рассмотрен во втором чтении. В общей сложности 9 поправок поступило в профильный комитет от депутатов и администрации города Омска. 5 из них были отклонены комитетом, 4 - предложенные мэрией - рекомендованы для внесения в проект бюджета. Двумя поправками, в частности предлагалось предусмотреть в бюджете средства на компенсацию расходов за пользование лифтом жителям первых этажей (льготным категориям) в объеме 5 млн. 231 тыс. рублей и увеличить на 134 млн. рублей ассигнования на завершение реконструкции родильного дома по улице Герцена, 69. Две другие поправки носят редакционный характер. Совет согласился с рекомендациями комитета и одобрил проект бюджета в окончательном чтении с учетом 4 поправок. Таким образом, доходы города в очередном финансовом году составят 10 миллиардов 128 миллионов 114 тысяч рублей. Расходы - 10 миллиардов 883 миллиона 1 тысяча рублей. Плановый дефицит казны установлен в размере 754 миллиона 887 тысяч рублей или 6,9% к общему объему расходов. 62% расходов пойдет на выплату зарплатой платы работникам бюджетных организаций. Расходы на ремонт учреждений здравоохранения составят 86 млн. рублей. На реконструкцию городских школ заложено более 42 млн. рублей. Значительно возрастут ассигнования также на приобретение школьного и медицинского оборудования.
Из всего вышесказанного следует: финансирование местных бюджетов производится за счет перераспределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а не путем разграничения между уровнями самих доходов. На местах должны приниматься адекватные меры, направленные на полное поступление в бюджет обязательных платежей. Для того, чтобы стимулировать такую работу, объемы финансирования из республиканского бюджета должны быть пропорциональны объему сбора доходов на уровне каждого района и города.
Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Внебюджетные фонды находятся с собственности государства, но являются автономными.
Доходы внебюджетных фондов включают:
специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
средства бюджета;
прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;
займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
Состав внебюджетных фондов[14]
Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.
2.3. Межбюджетные отношения - современная ситуация, проблемы и пути их решения.
Российская модель бюджетного федерализма опирается на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и исходит из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам Федерации. Однако заимствованные из мирового опыта методы выравнивания региональных различий по критерию «бюджетной обеспеченности», предполагающие сближение уровней социального развития регионов за счет федеральных трансфертов на практике столкнулись с рядом проблем, основная из которых - проблема сравнительной оценки уровней социально-экономического развития регионов и определения объемов финансовой помощи региону.
Переход от индивидуального согласования объемов финансовой помощи регионам к единым правилам ее определения и распределения позволили заменить большую часть дотаций, ранее утверждаемых в абсолютных суммах, трансфертами, исчисляемыми на основе утверждаемых процентных долей субъектов РФ в Фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР). Эти доли определяются по единой для всех регионов формуле, а фактические трансферты перечисляются субъектам РФ исходя из фактически поступивших средств в ФФПР образуемый в составе федерального бюджета по утверждаемому ежегодно проценту отчислений от налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Наряду с указанными факторами большое влияние на обострение противоречий между центром и регионами оказывает практика принятия федеральных законов, влекущих увеличение расходов или снижение доходов бюджетов субъектов Федерации без определения источников финансирования.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества .
Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Информация о работе Анализ бюджетной системы Российской Федерации