Анализ бюдетной системы германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Федеративная республика Германия как государство прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………………………
1.1. История становления бюджетной системы Германии……………
1.2. Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Германии....
1.3. Механизм межбюджетных отношений в Германии……………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ…………………………………………………………
2.1. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Германии за период 2008-2010гг…………………………………………………………………
2.2. Анализ сбалансированности бюджетной системы Германии за период 2008-2010гг (здесь анализ дефицита и источников его покрытия)………
2.3. Анализ межбюджетных отношений в Германии……………………….
3 ГЛАВА. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ.
3.1. Проблемы эффективного развития бюджетной системы Германии…
3.2 Направления совершенствования бюджетной системы и бюджетного механизма Германии (на период 2010-2012 и долгосрочную перспективу)..

Работа содержит 1 файл

БС Германии.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

       5. В конечном итоге, если ответственность за обеспечение и использование финансовых средств распределяется по разным лицам, снижается стимул для экономного использования ресурсов. 

1.3. Бюджетное  устройство и принципы бюджетной  системы Германии 

       Бюджетное устройство - внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

       Федеративное  устройство Германии очень своеобразно - отношения между различными уровнями государственной власти ФРГ обладают многими признаками, характерными в основном для унитарных государств: широкие полномочия федерального правительства, единообразие законодательства по всем важнейшим вопросам, а также единство налоговой системы для всей федерации. При оказании социальных услуг, государственные органы исходят не из минимальных социальных стандартов, а из принципа обеспечения равного уровня жизни для всех жителей страны. Тем не менее, ФРГ остается федерацией, состоящей из 16 субъектов - земель, а также муниципальных образований.

       

Рис. 1.1. Бюджетная система ФРГ

       Для германской бюджетной системы характерна трехступенчатая система межбюджетного  выравнивания. Во-первых, осуществляется доходное выравнивание через поступления  НДС в бюджеты субъектов федерации: 25% от доли бюджетов земель в общих поступлениях НДС распределяется между всеми землями. Второй вид межбюджетного выравнивания заключается в перераспределении бюджетных ресурсов между бюджетами земель без вмешательства со стороны федерального правительства. Третьим видом финансовой поддержки регионов в ФРГ являются прямые федеральные гранты некоторым территориям.

       Сложившаяся в ФРГ бюджетная система предполагает, что внутри каждого субъекта федерации  существует собственная методика перераспределения  ресурсов между бюджетами муниципальных образований. Обычно при составлении таких методик органы власти земель исходят в первую очередь из расходных потребностей муниципалитетов, принимая во внимание структуру региональной экономики.3

       Другим  примером федерации является РФ. Кратко рассмотрим ее бюджетное устройство. Бюджетная система России, как федеративного государства, состоит из бюджетов трех уровней:

       - Федеральный (республиканский) бюджет  РФ и бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

       - Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

       -  Местные бюджеты (около 29 645 городских,  районных, поселковых и сельских бюджетов).

       С помощью Федерального бюджета перераспределяется до 40% национального дохода страны, и финансируются основные экономические и социальные программы. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

       Каждый  бюджет обеспечивает финансирование мероприятий  соответствующего уровня. Вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Другими словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

       Каждый  субъект Российской Федерации и  соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему.

       Согласно  БК РФ Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

       Из  вышесказанного можно сделать вывод  о схожести бюджетного устройства ФРГ  и РФ. И РФ и ФРГ свойственна  кооперативная модель бюджетного устройства. Особенностью Германии является то, что специальные правительственные фонды выделены в отдельное звено бюджетной системы.

       Таким образом, бюджетная система Германии очень своеобразна.  Она является одним из ярких примеров федерального государства. В государственной системе выделяют центр (федерацию) и децентрализованный уровень (земли, общины и их подразделения). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ

2.1. Анализ  доходов и расходов федерального  бюджета Германии за период 2008-2010гг. 

       Формирование доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как "квота государства" (его доля в ВНП).

       Формирование  доходов определят целую систему  финансовых каналов, по которым в  казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета ФРГ, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная.

       Талица 2.1

Система распределения налогов между  уровнями бюджетной системы, в %

налоги Поступления в  Федеральный бюджет Поступления в  бюджеты земель Поступления в  бюджеты общин
1 2 3 4
Налог с оборота 52,1 46,02 1,88
Налог на прибыль 50 50 -
Подоходный  налог 42,5 42,5 15
 

         В бюджетных доходах федерации,  земель и общин она составляет  соответственно: 9/10; 7/10 и 1/3.

       В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования экономики.

       Проведем  сравнительный анализ налоговых  доходов федерального бюджета ФРГ  в 2008-2010 гг. в  ФРГ. Рассмотрим сначала  налоговые доходы ФРГ. В 2009 году их объем в абсолютном выражении составил 216,8 млрд. евро. По сравнению с 2008 годом налоговые доходы увеличились на 14,6 млрд. евро, а к 2010г. Произошло увеличение еще на 8,9 млрд. евро. В общем с 2008 и до 2010 налоговые поступления должны четкую тенденцию к увеличении. Рассмотрим подробнее динамику основных налогов ФРГ:

  1. Налогом на добавленную стоимость облагается вся система частного и общественного потребления. Взимание налога с налога принципиально исключается путем вычета так называемого «входного» НДС. В качестве его можно вычитать НДС на товары, приобретенные внутри Европейского союза, а также импортный НДС, уплаченный предпринимателем в таможенный орган при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС. Не платят налог предприниматели с местонахождением в Германии, свободном порту или в определенных районах прибрежных вод, оборот которых с НДС в предшествовавшем году не превышал определенной суммы. В 2009 г. наибольший удельный вес имеет НДС (36,12%). Этот налог с 2007 по 2009 имеет в относительном выражении динамику к снижению, но в 2010г. он значительно увеличился. В абсолютном выражении НДС увеличится с 74,1 до 78,3 млрд. евро (на 4,2 млрд. евро). В плановом периоде предполагается дальнейшее его увеличение. В 2010 г. по сравнению с 2008г. он увеличился еще на 2,6 млрд. евро. Темп роста с 2008 по 2009г. составил 105,6%.

       2. Налоговая система ФРГ опирается,  так же, на подоходный налог.  Доля подоходного налога превышает 1/3 общей суммы налоговых поступлений. Подоходный налог взимается с физических лиц (причем, если они постоянно проживают в Германии, то платят этот налог с доходов, полученных и в других странах, если они еще не были обложены налогом). Это самый важный вид налогов: он дает немногим меньше 40% всех налоговых поступлений. Его разновидностями (с особым способом взимания — путем вычитания) являются налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Целый ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.

       Необходимо  помнить, что система налогообложения  доходов в Германии резко прогрессивная — от 3,8% — ставка на низкий доход до 36,72% — за высокий доход. Доходы, которые превышают 150 000 евро, облагаются по максимальной ставке 36,72% для одиноких и 31,45% — для семей. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).4

       Основной  вычет для человека равен 7 664 евро, а для семейной пары — 15 329 евро. Этот налоговый вычет из налогооблагаемого дохода рассчитывается как основные расходы человека на питание, жилье, коммунальные услуги. Ежегодно он изменяется в зависимости от стоимости жизни. Родители имеют право также на вычет в размере платы за первое образование после школы (до 4 000 евро в год). Это может быть как высшее образование, так и специальное.

       В 2009 г. доля подоходного налога составила 32%. С 2006 по 2009г. просматривается тенденция к увеличению удельного веса данного налога с 29,37 до 32%, а в 2010 до 34,3%. В абсолютном выражении к 2008 г. мы видим увеличение с 59,5 млрд. евро(2006 г.) до 69,4 млрд. евро( т.е. на 9,9 млрд. евро), а к 2010 произошло увеличение еще на 7,29 млрд.

  1. Обложение юридических лиц производится посредством налога на прибыль. В настоящее время с началом функционирования единого европейского внутреннего рынка во всех странах - членах Европейского Союза вводится единообразная ставка: минимальная - в размере 30%, максимальная - 40%. Доля налога на прибыль снижается в структуре налоговых доходов, хотя и незначительно с 8,69 в 2007 г. до 7,96 % в 2010г. В абсолютном выражении его сумма практически не изменяется в 2008-2010 гг.
  2. Налог на сырую нефть. В 2007 г. его удельный вес составил 19,93%. Его удельный вес с 2007 к 2009 г. сократился с 21,03 до 19,93, к 2010 произошло сокращение до 18,8%. В абсолютном выражении сумма налога колеблется незначительно. В 2008 он увеличился на 0,3 млрд. евро, к 2009 еще на 0,3 млрд. евро.
  3. Прочие федеральные налоги. Их удельный вес с 2008 г. по 2009г. снижается с 10,56 до 10,42%, но к 2010 произошло увеличение его доли до 10,64%. В абсолютном выражении сумма растет (с 2008 к 2009 на 1,2 млрд. евро). К 2010 произошел дальнейший рост еще на 1,2 млрд. евро.
  4. Доля промыслового налога невелика - менее 1 %, но поскольку большая его часть перераспределяется в бюджеты общин, то он играет важную роль. Налог в относительном выражении увеличивает свою долю с 0,54 в 2008 до 0,58% к 2010г. в абсолютном выражении он увеличился к 2009 на 0,1 и к 2010г. увеличился еще на 0,1 млрд. евро.
  5. Налог на табак в абсолютном и относительном выражении в динамике уменьшается. С 2008 по 2009 г. уменьшился на 0,2 млрд. евро, а к 2010 уменьшился еще на 0,1 млрд. евро. В относительном выражении его доля снизилась с 8,09 и как предполагается до 7,2% в 2010г.

       Из  вышесказанного можно сделать вывод  о том, что хотя в ФРГ наибольший удельный вес принадлежит НДС  в структуре налоговых доходов(36,12%) все же преобладают прямые налоги. Значительный удельный вес составляют такие прямые налоги, как подоходный налог, налог на прибыль. Так же видно, что в ФРГ высокое налоговое бремя в сравнении с другими европейскими странами. Налоговые доходы составляют приблизительно 75%. Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ.

Информация о работе Анализ бюдетной системы германии