Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:19, реферат
В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются общественными. Появление новых видов общественных отношений влечет за собой необходимость их правового регулирования. Регулируя те или иные отношения, право тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Правоотношение является одной из фундаментальных категорий в теории права, да и в юридической науке вообще, поскольку правоотношения являются предметом правового регулирования. Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придаёт им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.
Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальном смысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у ниже стоящего органа управления). Властной стороной при этом выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления). Столь же очевидно, что именно в вертикальных отношениях реализуется непосредственное управляющее воздействие субъекта управления на тот ли иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.
Такого рода правовые связи наиболее типичны для сферы государственного управления, несмотря на известную реформацию, проводимую в период постепенного перехода к рыночным отношениям, в условиях которых стороны, выступающие в роли объектов управления, приобретают все больший объем оперативной самостоятельности. Но власть есть власть, а потому исполнительная власть, реализуемая в административно-правовых отношениях, не утрачивает своей юридически-властной природы. Наоборот, любые попытки игнорировать это объективно присущее ей качество неизбежно приводит к серьезным кризисным ситуациям (например, территориальный сепаратизм, разрыв хозяйственных связей, резкое ослабление государственной дисциплины). В новых условиях государственное управление не утрачивает своей властно-юридической природы, хотя механизм управляющего воздействия, конечно, становится мягче, освобождаясь от наиболее жестких вариантов достижения стоящих перед ним задач (например, отказ от адресного планирования, обязательных поставок, устранение элементов чрезмерной централизации). Тем не менее, управленческая вертикаль, находящая свое выражение в административно-правовых отношениях, сохраняется в качестве наиболее традиционной для них.
Таким образом, общие черты неоднозначных, вертикальных административно-правовых отношений - это осуществление в их рамках прямого управляющего воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной стороны.
Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, ибо они как бы выпадают из общего русла административно-правового регулирования. [8] Тем не менее, возможность их возникновения существует.
Сам факт признания равенства сторон в административно-правовых отношениях, казалось бы, находится в прямом противоречии как с сущностью административно-правового регулирования, так и с принципиальными особенностями административно-правовых отношений. Поэтому сама возможность их возникновения в сфере государственного управления нередко была под сомнением. Однако при условии правильного понимания сути управленческой горизонтальности противоречия и сомнения могут быть сняты. Для этого необходимо, учитывать следующие определяющие обстоятельства.
Во-первых, действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений, т. е. качество, традиционно связываемое с гражданско-правовыми отношениями, реально при наличии одинакового правового уровня сторон и, соответственно, отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности.
Во-вторых, обязательное одновременное наличие в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности не всегда тождественно юридическому равенству сторон.
В-третьих, столь же обязательно
отсутствие юридически-властного волеизъяв
Вычленить горизонтальные отношения из общей массы управленческих связей довольно сложно, так как они, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как вертикальные.
Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.
Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они именуются как основные;
б) отношения, складывающиеся
за рамками непосредственно
Первые из названных
выражают сущность управления, вторые
связаны с этой сущностью, но прямо
ее не выражают. К первым можно отнести
отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями
механизма исполнительной власти, между
должностными лицами-руководителями и
подчиненными им по службе работниками
административно-
Вторая группа характеризуется тем, что такие отношения хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. К примеру, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные между собою соподчиненностью. Так два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т. д.
Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т. е. фактически совпадает с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерство природы Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.
в) По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т. д. Во втором случае выступают отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает в роли «третьего лица». [6]
Таким образом, административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения возникают в процессе исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления и регулируются административным законодательством. Одной из сторон административно правовых отношений всегда является государственный орган, который реализует свои властные полномочия. Административно-правовые отношения могут иметь место между органами государственного управления; между органами государственного управления и органами общественных организаций; между органами государственного управления и гражданами. В этих отношениях от имени государственных органов могут выступать должностные лица, как и от имени общественных организаций – их должностные лица. Характерными особенностями административно-правовых отношений являются следующие: они складываются в сфере властно-организационной деятельности; права на обязанности сторон всегда связаны с задачами; возникают только в связи с деятельностью органов исполнительной власти. Обязательно должен быть субъект – орган исполнительной власти; специальный субъект административно-правовых отношений всегда действует властно; эти отношения могут возникать у любой из сторон, однако согласие или желание другой стороны не является обязательным; отношения между участниками отношений рассматривают, как правило, во внесудебном порядке; в случае нарушения одной из сторон требований административно-правовой нормы, данная сторона несёт ответственность перед государством в лице её органов, которыми, как правило, и являются органы исполнительной власти.
Административно-правовые отношения разделяются на две большие группы: отношения материального характера (материальные) и отношения процессуального характера (процессуальные). Также они могут классифицироваться по целевому назначению, по способу защиты, по объекту регулирования, по конкретному содержанию.
1. Хаманева Н.Ю. Административное право Российской федерации. / Н.Ю.Хаманева – М.: Юрист,2004.-208 с.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник / А.П. Алехина. – М.: Зерцало-М, 2003. – 594 с.
3. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - 3-е изд., пересм. и доп. - М.: НОРМА, 2007. - 816 с. - Прил.: с. 807-815. - ISBN 978-5-468-00053-33.
4. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А. Петров С.М. Административное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.-317 с.
5. Долматов О.М. Административное право РФ. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во ЦДМУ МГАВТ, 2004. – 30 с.
6. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 2003.-168 с.
7. Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. – М.: "Приор-издат", 2003. - 110 с.
8. Ноздрачев А.Ф. Административное право: Фундаментальный курс. - М.: 2001.-189 с.
9. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 2002 г. // Государство и право. 2003.-271 с.
10. Овсянко Д.М. Административное право./ Д.М. Овсянко -М.: 2003.-367с.
11. Пономарев С. Кодекс или основы законодательства об административных правонарушениях // 2002.-338 с.
12. Попова Л.Л. Административное право / Л.Л. Попова. М.: 2005.-693 с.
13. Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура. // Государство и право. 2001
14. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: 2003.-270 с.