Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
Вопрос об определении понятия “государственный бюджет” является дискуссионным, в теории и на практике существуют различные подходы к ответу на него. Под бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”.

Работа содержит 1 файл

семинар 2.docx

— 44.60 Кб (Скачать)

     Акты  бюджетного законодательства РФ не имеют  обратной силы и применяются к  отношению после введения их в  действие, если иное не предусмотрено  бюджетным кодексом или федеральным  законом.

3. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО  УСТРОЙСТВА

Каждое  государство имеет свою организацию  бюджетной системы и принципы ее построения, т. е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное  устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетное устройство – основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура  и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов  и расходов.

Бюджетное устройство Российской Федерации включает в себя:

1) бюджетную  систему Российской Федерации.  Бюджетная система – совокупность  бюджетов, действующих на определенной  территории. В бюджетную систему  России входят бюджеты трех  уровней, являясь ее самостоятельными  частями:

а) Федеральный  бюджет;

б) бюджеты  субъектов РФ;

в) местные  бюджеты.

Каждый  из бюджетов служит финансовой базой  для деятельности органов государственной  власти или местного самоуправления;

2) бюджетную  классификацию Российской Федерации,  состоящую из:

а) классификации  доходов бюджетов Российской Федерации;

б) функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

в) экономической  классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

г) классификации  источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

д) классификации источников внешнего финансирования дефицита бюджета РФ;

е) классификации  видов государственного внутреннего  долга Российской Федерации, субъектов  РФ, муниципальных образований;

ж) классификации  видов государственного внешнего долга  Российской Федерации и государственных  внешних активов Российской Федерации;

з) ведомственной классификации расходов федерального бюджета.

Группы  доходов состоят из статей доходов, Объединяющих конкретные виды доходов  по источникам и способам их получения;

3) принципы  бюджетной системы Российской  Федерации:

а) единство бюджетной системы РФ;

б) разграничение  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

в) самостоятельность  бюджетов;

г) сбалансированность бюджета;

д) эффективность и экономность использования бюджетных средств;

е) гласность;

ж) достоверность  бюджета;

з) адресность и целевой характер бюджетных средств.

4. Бюджетный процесс и его основные этапы

Процедура разработки и утверждения бюджета имеет два аспекта. С одной стороны, она предусматривает применение технологий бюджетного планирования для обоснования показателей, характеризующих отдельные статьи доходов и расходов исходя из заданных ограничений (фактический и плановый уровень ВВП, инфляции, масштабы и эффективность государственного сектора экономики, наличие защищенных статей расходов, график погашения внешнего долга и т.п.), а также целевых установок государственной социально-экономической политики.

Качество  экономического обоснования бюджета зависит от развития теории бюджетного планирования и его внедрения в практику; полноты, достоверности и оперативности статистической информации; использования современных технологий анализа данных. Подготовка такого обоснования является функцией органов государственной власти. Однако, монополия государства на проведение планово-прогнозных расчетов может привести к искажению бюджетных проектировок. Поэтому в развитых странах существует большое количество независимых исследовательских организаций, делающих собственные прогнозы развития экономики и дающих на этой основе заключения на проект бюджета. Использование принципа разделения властей также способствует тому, что различные государственные органы составляют альтернативные прогнозы и предложения в области бюджетной политики. Например, подготовленный исполнительной властью законопроект критически оценивается и законодателями, и органами финансового контроля.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Законодательство  страны устанавливает круг участников бюджетного процесса, определяет и разграничивает их полномочия. Основными участниками бюджетного процесса являются президент страны или глава субъекта федерации, органы законодательной и исполнительной власти, органы кредитно-денежного регулирования (центральный банк), государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фондыраспорядители бюджетных средств и бюджетополучатели (государственные учреждения, унитарные предприятия и др.).

Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетного процесса, необходимо установить порядок взаимодействия его участников на каждом этапе, четко сформулировать процедуры и правила принятия решений, определить состав разрабатываемых ими документов и сроки их представления. Несмотря на сложность процедуры разработки бюджета, страна должна войти в очередной год с принятым основным финансовым законом. Именно поэтому продолжительность и содержание отдельных этапов бюджетного процесса жестко регулируется законодательством.

Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа:

1. Составление проекта бюджетаПроект закона о бюджете разрабатывается исполнительной властью. Ему предшествует оценка экономической ситуации и хода исполнения бюджета текущего хода, прогнозирование основных показателей социально-экономического развития страны на будущий период, составление прогноза развития финансовой системы. Задачей таких прогнозов является оценка перспективных тенденций развития экономики и расчет основных ее параметров, таких как ВВП, уровень инфляции, курс национальной валюты и др., к которым в дальнейшем будут привязаны показатели бюджетного плана.

Экономические прогнозы всегда составляются в нескольких вариантах, исходя из различных сценариев  развития экономики - благоприятных  и неблагоприятных. Но бюджетный  план утверждается законодательно и  является единым. Поэтому правительство  принимает решение о выборе того сценария, который будет положен  в основу проекта закона о бюджете. Одновременно оцениваются перспективы исполнения бюджета в том случае, если фактические условия развития экономики будут отличаться от данного прогноза.

Основное  внимание на этапе составления проекта бюджета уделяется формулировке целей бюджетной политики на очередной год и обоснованию способов их достижения. Эти целевые установки должны основываться на более долгосрочных, стратегических приоритетах социально-экономической политики, и обеспечивать их последовательное достижение. Такие долгосрочные приоритеты определяются отдельными правительственными документами. Взаимосвязь тактических и стратегических установок придает бюджетному процессу более целенаправленный характер, усиливает связанность бюджетных решений за разные годы.

Разработка  проекта закона о бюджете является итеративным процессом согласования смет отдельных бюджетополучателей, перечня целевых программ, планируемых объемов межбюджетных трансфертов и других направлений расходования средств с ожидаемым уровнем доходов. Его эффективность может быть повышена путем внедрения стимулов для экономии бюджетных средств.

Подготовленный  проект закона о бюджете, а также ряд сопровождающих его документов (в том числе прогноз социально-экономического развития на очередной год и среднесрочную перспективу) утверждается правительством, после чего передается на рассмотрение законодателей.

2. Рассмотрение и утверждение бюджетаОсуществляется законодательным (представительным) органом власти - парламентом. На этом этапе свои предложения по проекту бюджета высказывают парламентские фракции, а также граждане и общественных организаций, которые таким образом получают возможность участвовать в бюджетном процессе.

Законодательный орган власти рассматривает не только текст проекта закона о бюджете. Ему предоставляется гораздо более широкий пакет документов, включающий прогнозы развития страны, расчеты по отдельным статьям бюджета, план развития государственного сектора, проект программы приватизации, внешних заимствований и т.д., а также ряд законов, требующих утверждения наряду с бюджетом (например, о внесении изменений в налоговое законодательство).

Позиция законодателей в бюджетном процессе зависит от расклада политических сил в парламенте. Если влияние партий, оппозиционных политике правительства, в парламенте достаточно велико, рассмотрение бюджета может быть конфликтным процессом, затягиваться на длительный срок и приводить к существенной корректировке законопроекта. Чтобы обеспечить своевременное принятие бюджета даже в условиях оппозиционности парламента по отношению к политике правительства, его порядок и процедура должны быть четко регламентированы законом.

Обычно  рассмотрение бюджета разбивается на несколько этапов, именуемых чтениями. В России, согласно Бюджетному кодексу, проект закона о бюджете рассматривается Государственной Думой в четырех чтениях, после чего передается в Совет Федерации. Предметом первого чтения являются параметры макроэкономического прогноза на будущий год, концепция бюджета и его основные характеристики, такие как объем доходов, расходов и дефицита. Второе и третье чтения посвящены рассмотрению детальной структуры доходов и расходов, межбюджетных отношений, программы внешних заимствований, перечня целевых программ и др. В четвертом чтении парламент голосует за законопроект в целом, после чего бюджет утверждается в качестве закона. Принятый закон направляется президенту для подписания и обнародования.

Информация о работе Внебюджетные фонды