- государственное
и муниципальное управление;
- международная
деятельность государства (реализация
международных договоров, возврат кредитов,
обслуживание международного кредита,
выполнение обязательств по охране окружающей
природной среды, культурные связи);
- национальная
оборона;
- правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности
государства;
- функционирование
федеральной судебной власти;
- проведение
фундаментальных исследований и содействие
научно-техническому прогрессу;
- развитие
отраслей народного хозяйства (промышленности,
энергетики, строительства, сельского
хозяйства, транспорта, связи);
- предупреждение
и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение
обороноспособности страны;
- развитие
образования, здравоохранения, культуры,
искусства, средств массовой информации;
- осуществление
социальной политики.
Государственный
бюджет является важным инструментом
претворения в жизнь экономической
политики государства. Он обеспечивает
централизацию средств, необходимых
для решения основных направлений
научно-технического прогресса, образования
резервов в общенациональном масштабе.
Таким
образом, сконцентрированные в государственном
бюджете денежные средства предназначаются
для осуществления государственной
социально-экономической политики,
обеспечения обороны и безопасности
государства. С помощью бюджета реализуются
общегосударственные и региональные программы
социально-экономического характера.
Роль государственного бюджета в социально-экономическом
развитии общества заключается в следующем:
- Государственный
бюджет является инструментом воздействия
на развитие экономики. С его помощью государство
осуществляет перераспределение национального
дохода и тем самым изменяет структуру
общественного производства, влияет на
социальные преобразования. В условиях
хозяйственных реформ государственный
бюджет усиливает свои позиции в экономике
путем изменения методов бюджетного воздействия
на общественное производство. Государство
применяет формы прямого и косвенного
влияния на экономику — предоставляет
организациям (предприятиям) субсидии,
государственные инвестиции, осуществляет
бюджетное финансирование видов экономической
деятельности, определяющих научно-технический
прогресс, добиваясь в конечном итоге
изменения экономических пропорций. Использование
бюджетного механизма для регулирования
экономики осуществляется посредством
маневрирования поступающими в распоряжение
государства денежными средствами. Оно
позволяет целенаправленно влиять на
темпы и пропорции развития общественного
производства.
- Государственный
бюджет играет важную роль в решении социальных
проблем путем улучшения бюджетного финансирования
учреждений социальной сферы — просвещения,
здравоохранения, социального обеспечения,
жилищного строительства. В перспективе
роль государственного бюджета в социальных
процессах должна усиливаться. Обусловлено
это тем, что бюджетные средства в совокупности
с внебюджетными фондами являются финансовой
базой осуществления социальных преобразований,
перехода на более высокий уровень социального
обслуживания населения страны.
- На современном
этапе развития экономики государственный
бюджет становится одним из основных инструментов
государства в проведении экономической
и социальной политики. Планируя бюджетные
доходы и расходы, государство концентрирует
в руках государства денежные средства
на проведение экономической и социальной
политики, преодоление экономического
кризиса.
- Государственный
бюджет играет важную роль в выравнивании
экономического развития регионов страны
путем бюджетного финансирования объектов,
которое может осуществляться на возвратной
и безвозвратной основе. На возвратной
основе бюджетные средства предоставляются
в виде кредита на капитальные вложения.
Эти средства играют важную роль в строительстве
объектов (предприятий) культурно-бытового
назначения - магазинов, предприятий общественного
питания, бытового обслуживания, школ,
больниц, жилья, театров и других предприятий.
- Основная
роль бюджета состоит в том, что он ежегодно
мобилизует и концентрирует денежные
накопления предприятий (организаций)
и населения в централизованном государственном
фонде для финансирования развития экономики,
социально-культурных мероприятий, укрепления
обороноспособности страны, на содержание
органов государственной власти и образования
резервов.
- Роль государственного
бюджета заключается в том, что он служит
важным рычагом воздействия на развитие
производительных сил общества, ускорение
научно-технического прогресса при умелом
использовании его средств. Он играет
важную роль в реализации экономической
политики государства, направленной на
повышение жизненного уровня населения
страны.
- Государственный
(федеральный) бюджет играет важную роль
в финансировании общегосударственных
нужд и программ социально-культурных
мероприятий, фундаментальных научных
исследований. Для этого в руках центральной
государственной власти ежегодно должна
концентрироваться значительная доля
национального дохода.
Государственный
бюджет и сконцентрированные в нем
денежные средства создают возможность
для маневрирования при распределении
бюджетных средств с учетом приоритетности
финансирования государственных программ.
Отмечая значение (роль) государственного
бюджета, следует отметить, что некоторые
негативные факторы не позволяют государственным
и муниципальным органам выполнять эффективно
и в полной мере свои функции, связанные
с государственным бюджетом. Такими негативными
факторами являются убыточная деятельность
организаций, неплатежи по налогам, бюджетный
дефицит (в отдельные годы по отдельным
регионам), инфляция.
2
Особенности формирования и использования
средств федерального бюджета
2.1
Основные особенности федерального
бюджета на 2011 – 2013 года
Динамика
основных параметров бюджетной системы
Российской Федерации на 2011 год и
плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется
некоторой стабилизацией, после
существенного снижения в 2009 году, доходов
на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего
объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита
с 3,7% до 2,4% к ВВП (таблица 3.1):
Таблица
3.1
Основные
параметры бюджетной
системы Российской
Федерации
млрд.
рублей
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Доходы,
всего |
13 552,5 |
14 994,1 |
17 392,8 |
18 756,9 |
20 271,6 |
%%
к ВВП |
34,7 |
33,4 |
35,0 |
34,0 |
32,8 |
Федеральный
бюджет |
7 337,8 |
7 783,8 |
8 617,8 |
9 131,7 |
9 983,9 |
Бюджеты
государственных внебюджетных фондов
РФ |
3 789,2 |
5 251,1 |
5 884,7 |
6 440,3 |
7 049,3 |
- в
том числе доходы без учета
межбюджетных трансфертов |
1 656,4 |
2 409,3 |
3 416,1 |
3 740,2 |
4 114,2 |
Консолидированные
бюджеты субъектов РФ |
5 923,6 |
5 832,0 |
6 157,7 |
6 428,6 |
6 963,0 |
- в
том числе доходы без учета
межбюджетных трансфертов |
4 437,5 |
4 665,1 |
4 965,2 |
5 438,9 |
6 024,5 |
Территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
- в
том числе доходы без учета
межбюджетных трансфертов |
120,8 |
135,9 |
393,7 |
446,1 |
149,0 |
Расходы,
всего |
16 330,6 |
17 575,7 |
19 217,9 |
20 441,2 |
21 762,3 |
%%
к ВВП |
41,8 |
39,1 |
38,7 |
37,0 |
35,2 |
Федеральный
бюджет |
9 660,1 |
10 212,4 |
10 385,1 |
10 844,6 |
11 749,1 |
- в
том числе расходы без учета
межбюджетных трансфертов |
6 386,7 |
6 290,3 |
6 759,8 |
7 198,2 |
7 913,0 |
Бюджеты
государственных внебюджетных фондов
РФ |
3 587,2 |
5 000,7 |
5 579,8 |
6 090,5 |
6 652,5 |
- в
том числе расходы без учета
межбюджетных трансфертов |
3 478,6 |
4 897,5 |
5 476,1 |
5 985,8 |
6 281,5 |
Консолидированные
бюджеты субъектов РФ |
6 252,9 |
6 166,3 |
6 502,6 |
6 725,4 |
7 070,8 |
- в
том числе расходы без учета
межбюджетных трансфертов |
5 986,2 |
5 885,1 |
6 192,3 |
6 407,0 |
6 652,4 |
Территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
Дефицит
(-)/профицит (+), всего |
-2 778,1 |
-2 581,6 |
-1 825,1 |
-1 684,3 |
-1 490,7 |
%%
к ВВП |
-7,1 |
-5,7 |
-3,7 |
-3,0 |
-2,4 |
|
Прогнозируется
рост доли доходов бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации
в общем объеме доходов бюджетной
системы Российской Федерации с
16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации в общем объеме расходов
бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010
году до 30,6% в 2013 году.
Доля
доходов консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации
в общем объеме доходов бюджетной
системы Российской Федерации снизится
с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации в общем объеме расходов
бюджетной системы Российской Федерации
снизится с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.
Доля
доходов консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации в консолидированном
бюджете Российской Федерации останется
стабильной (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году).
При этом доля расходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
в консолидированном бюджете Российской
Федерации несколько снизится с 40,6% в 2010
год до 39,5% в 2013 году.
Основные
характеристики федерального бюджета
на 2011 год и на плановый период 2012
и 2013 годов сформированы на основе прогноза
социально-экономического развития Российской
Федерации на 2011-2013 годы и соответствуют
основным положениям Бюджетного послания
Президента Российской Федерации о бюджетной
политике в 2011-2013 годах, в том числе о необходимости
последовательного сокращения размера
дефицита федерального бюджета (таблица
3.2):
Таблица
3.2
Основные
характеристики федерального
бюджета на 2011-2013
годы
млрд.
рублей
Показатель |
Отчет |
2010 год
* |
Прогноз |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Доходы,
всего |
6 278,9 |
7 781,1 |
9 275,9 |
7 337,8 |
7 783,8 |
8 617,8 |
9 131,7 |
9 983,9 |
%%
к ВВП |
23,3 |
23,4 |
22,4 |
18,8 |
17,3 |
17,4 |
16,5 |
16,1 |
в
том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые
доходы |
10,9 |
8,7 |
10,6 |
7,6 |
8,3 |
8,1 |
7,4 |
6,9 |
Ненефтегазовые
доходы |
12,4 |
14,7 |
11,8 |
11,2 |
9,0 |
9,3 |
9,1 |
9,2 |
Доля
в общем объеме доходов, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том
числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые
доходы |
46,9 |
37,2 |
47,3 |
40,7 |
48,1 |
46,5 |
44,8 |
43,0 |
Ненефтегазовые
доходы |
53,1 |
62,8 |
52,7 |
59,3 |
51,9 |
53,5 |
55,2 |
57,0 |
Расходы,
всего |
4 284,8 |
5 986,6 |
7 570,9 |
9 660,1 |
10 212,4 |
10 385,1 |
10 844,6 |
11 749,1 |
%%
к ВВП |
15,9 |
18,1 |
18,2 |
24,7 |
22,7 |
20,9 |
19,6 |
19,0 |
в том
числе условно утверждаемые |
|
|
|
|
|
|
271,1 |
587,5 |
%%
к общему объему
расходов |
|
|
|
|
|
|
2,5 |
5,0 |
Дефицит/
профицит |
1 994,1 |
1 794,6 |
1 705,1 |
-2 322,3 |
-2 428,6 |
-1 767,3 |
-1 712,9 |
-1 765,2 |
%%
к ВВП |
7,4 |
5,4 |
4,1 |
-5,9 |
-5,4 |
-3,6 |
-3,1 |
-2,9 |
Ненефтегазовый
дефицит |
- 3,5 |
- 3,3 |
- 6,5 |
- 13,6 |
- 13,7 |
- 11,6 |
- 10,5 |
- 9,8 |
|
*
- здесь и далее: федеральный
закон «О федеральном бюджете
на 2010 год и на плановый период
2011 и 2012 годы» с учетом изменений
Несмотря
на принятые решения, направленные на
увеличение доходной базы федерального
бюджета, в 2011-2013 годах предполагается
снижение доходов федерального бюджета
с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году,
с дальнейшим снижением в 2013 году
до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена
снижением нефтегазовых доходов федерального
бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП
в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы
увеличиваются на 0,2% к ВВП (рисунок 3).
2.2 Состав
и структура доходов и расходов федерального
бюджета на 2011 год и на плановый период
2012 и 2013 годов
Рисунок
3.
В
номинальном выражении в 2011-2013 годах
прогнозируется рост поступлений в
федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению
с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению
с 2011 годом – на 6,0%, в 2013 году по сравнению
с 2012 годом – на 9,3% (таблица 3.3):
Таблица
3.3
Динамика
доходов федерального бюджета
Показатель |
<2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
прогноз |
прирост к предыдущему
году |
прогноз |
прирост к предыдущему
году |
прогноз |
прирост к предыдущему
году |
Доходы,
всего(млрд. рублей) |
7 783,8 |
8 617,8 |
834,0 |
9 131,7 |
513,9 |
9 983,9 |
852,2 |
в
том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые
доходы(млрд. рублей) |
3 744,3 |
4 003,0 |
258,7 |
4 088,1 |
85,1 |
4 295,0 |
206,9 |
Ненефтегазовые
доходы (млрд. рублей) |
4 039,5 |
4 614,8 |
575,3 |
5 043,6 |
428,8 |
5 688,9 |
645,3 |
Темпы
прироста доходов
к предыдущему
году, % |
|
|
10,7 |
|
6,0 |
|
9,3 |
в
том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые
доходы |
|
|
6,9 |
|
2,1 |
|
5,1 |
Ненефтегазовые
доходы |
|
|
14,2 |
|
9,3 |
|
12,8 |
Доля
в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
|
100,0 |
|
100,0 |
|
в том
числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые
доходы |
48,1 |
46,5 |
- 1,6 |
44,8 |
- 1,7 |
43,0 |
- 1,8 |
Ненефтегазовые
доходы |
51,9 |
53,5 |
1,6 |
55,2 |
1,7 |
57,0 |
1,8 |
|
Снижение
прогнозируемого поступления нефтегазовых
доходов в процентах к ВВП в 2011-2013
годах по отношению к 2010 году обусловлено
более низкими темпами роста цены на нефть
марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов
экспорта нефтепродуктов по сравнению
с темпами роста ВВП, а также снижением
курса доллара США по отношению к рублю,
налогооблагаемых объемов добычи и экспорта
нефти.
Увеличение
ненефтегазовых доходов федерального
бюджета к ВВП в 2011-2013 годах
по отношению к 2010 году связано, в
основном, с прогнозируемым увеличением
поступлений по налогу на добавленную
стоимость и акцизам
(таблица
3.4). Таблица 3.4
Структура
доходов федерального
бюджета
млрд.
рублей
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
отчет |
% к ВВП |
закон с учетом
изменений |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
Доходы,
всего |
7 337,8 |
18,8 |
7 783,8 |
17,3 |
8 617,8 |
17,4 |
9 131,7 |
16,5 |
9 983,9 |
16,1 |
в том
числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые
доходы |
2 984,0 |
7,6 |
3 744,3 |
8,3 |
4 003,0 |
8,1 |
4 088,1 |
7,4 |
4 295,0 |
6,9 |
Доля
нефтегазовых доходов в общем
объеме доходов, % |
40,7 |
- |
48,1 |
- |
46,5 |
- |
44,8 |
- |
43,0 |
- |
НДПИ |
969,2 |
2,5 |
1 317,1 |
2,9 |
1 314,0 |
2,7 |
1 392,8 |
2,5 |
1 495,2 |
2,4 |
Таможенные
пошлины |
2 014,8 |
5,1 |
2 427,2 |
5,4 |
2 689,0 |
5,4 |
2 695,3 |
4,9 |
2 799,8 |
4,5 |
Ненефтегазовые
доходы |
4 353,8 |
11,2 |
4 039,5 |
9,0 |
4 614,8 |
9,3 |
5 043,6 |
9,1 |
5 688,9 |
9,2 |
Доля
ненефтегазовых доходов в общем
объеме доходов, % |
59,3 |
- |
51,9 |
- |
53,5 |
- |
55,2 |
- |
57,0 |
- |
НДС |
2 050,0 |
5,2 |
2 295,8 |
5,1 |
2 750,4 |
5,5 |
3 144,6 |
5,7 |
3 616,1 |
5,8 |
Налог
на прибыль организаций |
195,4 |
0,5 |
217,3 |
0,5 |
233,4 |
0,5 |
246,1 |
0,4 |
274,2 |
0,4 |
ЕСН |
509,8 |
1,3 |
28,1 |
0,1 |
|
|
|
|
|
|
Акцизы |
101,5 |
0,3 |
134,5 |
0,3 |
260,1 |
0,5 |
312,2 |
0,6 |
423,7 |
0,7 |
НДПИ
(без нефтегазовых доходов) |
12,3 |
0,0 |
16,7 |
0,0 |
31,0 |
0,1 |
35,1 |
0,1 |
36,0 |
0,1 |
Таможенные
пошлины
(без нефтегазовых доходов) |
494,6 |
1,3 |
558,8 |
1,2 |
673,7 |
1,4 |
718,2 |
1,3 |
784,4 |
1,3 |
|