Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система представляет собой совокупность форм бюджетных отношений, видов бюджета (республиканский и местный бюджеты), методов и способов их составления, исполнения, а также совокупность финансовых и других органов управления. При этом совокупность бюджетных отношений составляет основу (базис) бюджетной системы. А надстройкой ее являются виды бюджетов, финансовые и другие органы управления, определяющие формы бюджетных отношений и осуществляющие составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов (республиканского и местных бюджетов) на основе использования различных методов и способов управления.

Содержание

Введение

Глава 1. Функционирование бюджетной системы

1.1. Бюджетный механизм и его элементы

Глава 2. Бюджет, ориентированный на результат

Глава 3. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день

3.1. Бюджетная система РК состояние, перспективы развития

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РК реферат.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Функционирование бюджетной системы 

1.1. Бюджетный  механизм и его элементы

Глава 2. Бюджет, ориентированный на результат

Глава 3. Состояние  бюджетной системы РК на сегодняшний  день

3.1. Бюджетная  система РК состояние, перспективы развития

Заключение

Список литературы

 

     1.2. Функционирование  бюджетной системы. 

     Функционирование  бюджета связано с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, которое происходит посредством  особых экономических форм – доходов и расходов бюджета. Это – специфические формы функционирования самого государственного бюджета, выражающие отдельные этапы стоимостного распределения. Доходы и расходы – категории отдельного (особенного) по отношению к более общей категории – государственному бюджету. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями. Более подробно это будет рассмотрено в следующих параграфах.

     На  наш взгляд, в настоящее время  содержание экономической категории  часто не увязывается с механизмом ее практического использования. Наряду с объективными формами существуют организационные, представляющие внешнее проявление экономических отношений; они – продукт человеческой деятельности, объективны, хотя и зависят от того конкретного экономического содержания, которое заключено в них. Организационные формы в сфере бюджетных отношений  включают в себя конкретные виды доходных поступлений (налог на прибыль, НДС, акцизы, поступления от средств приватизации и т.д.), расходных назначений (расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и т.д.), бюджетный дефицит, методы и способы определения объема доходов, расходов бюджета и его дефицита. Следовательно, организационные формы связаны с деятельностью государства, которое определяет формы бюджетных отношений, устанавливает конкретные виды налогов, сборов и расходов, регламентирует условия и порядок их функционирования путем выработки соответствующих правовых норм.

     Все эти процессы осуществляются планомерно в определенной последовательности. Итак, плановый характер бюджетных  связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – основном финансовом плане страны. В нем предусматриваются те распределительные процессы, которые  составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства.

     Основной  финансовый план является продуктом деятельности государства, в нем выражена воля государства, отражающего интересы народа. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Законом о бюджете. К сожалению, в настоящее время, рассматривается и утверждается республиканский, а не государственный бюджет.

     Сегодня на основе республиканского бюджета  оценить финансовое состояние экономики  республики очень трудно, так как  в нем отражаются не все финансовые ресурсы государства. Поэтому во время рассмотрения и утверждения республиканского бюджета и возникает множество вопросов о социально-экономическом развитии республики.

     В связи с этим, на наш взгляд, показатели основного финансового плана  должны основываться на глубоком знании объективных закономерностей развития экономики. Государство, устанавливая бюджетные показатели, должны учитывать объективные условия хозяйствования, экономические и финансовые возможности страны, необходимость первоочередного удовлетворения отдельных общественных потребностей. Решения, принимаемые государством в области бюджетных показателей, как и сами государственные формы правления, полностью зависят от уровня развития общества, степени зрелости производственных отношений.

     Как и совокупность самих бюджетных отношений, планово-финансовый документ, отражающий их, тоже должен носить название «государственный бюджет». Но в отличие от бюджета как экономической категории, основной финансовый план страны должен являться формой отражения целенаправленного использования государством характера бюджетных связей.

     Трактовка государственного бюджета как основного  финансового документа страны не противоречит экономической природе  бюджета как объективной категории. Связано это в тем, что термин «государственный бюджет» применяется для обозначения разных по своему характеру понятий, одно из которых относится к сфере распределительных отношений, а другое – отражает форму использования объективной категории в процессе человеческой деятельности. По нашему мнению, с одной стороны, не видеть объективной природы государственного бюджета как экономической категории, а с другой стороны, преувеличивать значение документа, отражающего форму использования бюджетных отношений. Следовательно, возникает объективная необходимость рассмотрения процессов проявления, установления форм бюджетных отношений, а также процесса их организации и использования в интересах общества как бюджетной системы.

     Бюджетная система представляет собой совокупность форм бюджетных отношений, видов  бюджета (республиканский и местный бюджеты), методов и способов их составления, исполнения, а также совокупность финансовых и других органов управления. При этом совокупность бюджетных отношений составляет основу (базис) бюджетной системы. А надстройкой ее являются виды бюджетов, финансовые и другие органы управления, определяющие формы бюджетных отношений и осуществляющие составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов (республиканского и местных бюджетов) на основе использования различных методов и способов управления. 

     1.2. Бюджетный механизм  и его элементы. 

     Это есть , на наш взгляд, бюджетный механизм. Основными его элементами являются:

     Бюджетное планирование и прогнозирование;

     Оперативное управление бюджетными ресурсами;

     Своевременное финансирование затрат государства;

     Проведение  учета, составление отчетности об исполнении бюджетов;

     Анализ  исполнения бюджетов и внесение изменений  в утвержденный бюджет;

     Рассмотрение  и утверждение бюджетов в соответствующих  уровнях управления;

     Формирование  нормативно-законодательной, а также информационной базы для нормального функционирования бюджетной системы.

     Следует отметить, что на практике бюджетная  система рассматривается как  совокупность бюджетов. Это не позволяет  комплексно исследовать элементы бюджетной  системы, определить проблемы формирования и использования бюджетов в республике. Основными из них, на наш взгляд, являются следующие:

     Макроэкономическая  ситуация в экономике Республики Казахстан и отдельных ее регионах (развитие производства, финансовые ресурсы  и т.д.);

     Роль  налоговой системы в формировании бюджета;

     Распределения налогов и иных видов доходов  между бюджетами;

     Распределение бюджетных расходов между бюджетами;

     Принципы  действия регулирующих доходов;

     Принципы  выделения бюджетных дотаций  и субсидий из республиканского бюджета;

     Внебюджетные  фонды и их роль в процессе распределения  и перераспределения финансовых ресурсов;

     Контроль  за расходованием бюджетных средств  и правильностью зачисления  доходов  по уровням бюджетной системы;

     Распределение инвестиционных расходов между бюджетами;

     Методы  повышения эффективности бюджетных  капитальных вложений;

     Организационные формы инвестирования;

     Роль  инвестиционных фондов;

     Бюджетные инвестиции и инвестиционные кредиты, методы их сочетания;

     Конверсионные программы;

     Распределение социальных расходов между бюджетами;

     Методы  финансирования образования и науки;

     Целесообразность  изменения пособий населению;

     Пенсионный  фонд и пенсионная система;

     Критерии  определения дефицитности бюджетов;

     Меры  по сокращению разрыва между доходами и расходами бюджетов;

     Ценные  бумаги на финансовом рынке;

     Взаимоотношения с Национальным банком Республики Казахстан;

     Разработка  единой бюджетной классификации  с большей ориентацией на функциональную классификацию;

     Методы  разработки проекта бюджета;

     Корректировка и уточнение показателей бюджета в течение финансового года;

     Учет  и отчетность об использовании бюджета;

     Методы  анализа исполнения доходов и  расходов бюджетов;

     Методы  прогноза расходов и доходов бюджетов;

     Организационная структура бюджетных подразделений финансовых органов и их функции в условиях функционирования новой финансовой системы Республики Казахстан.

     Системное изучение этих вопросов помогло бы выработать обоснованную финансовую политику государства в условиях рынка  и определить приемлемую структуру финансовых, налоговых и других органов, осуществляющих управление финансовыми отношениями в республике.

БОР****************************************************************

http://ru.government.kz/docs/p071297_20071226~1.htm 
 

     Глава 4. Состояние государственного бюджета на сегодняшний  день. 

     4.1. Бюджетная система  РК состояние перспективы. 

     В соответствии с Законом Республики Казахстан “О бюджетной системе” под бюджетной процедурой понимается регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по разработке, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, контролю за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета1. 

     4.1.1. Контроль за исполнением бюджета. 

     В настоящее время аудит и контроль за исполнением республиканского бюджета  осуществляется Счетным комитетом, который был образован в 1996 году в соответствии с Конституцией Республики Казахстан как государственный  орган по контролю за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, что вполне соответствует общепринятой мировой практике.

     Основными задачами и функциями Счетного комитета являются:

  1. контроль за исполнением законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов по исполнению республиканского бюджета;
  2. выполнение поручений Главы государства по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета;
  3. контроль за полнотой поступления средств в республиканский бюджет и законностью их использования;
  4. контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на выполнение государственных программ, программ Правительства и финансирование государственных потребностей;
  5. представление на утверждение Парламенту Республики Казахстан отчета об исполнении республиканского бюджета.

     Создание  этого государственного органа позволило  вести целенаправленную борьбу с  попытками коррумпированной части  государственных служащих и приближенных к ним коммерческих структур использовать средства республиканского бюджета в качестве одного из источников первоначального и дальнейшего накопления частного капитала.

     Другим  постоянно действующим фактором обоснования необходимости функционирования государственного органа, контролирующего исполнение бюджета, является гарантия обеспечения права налогоплательщиков на получение достоверной и своевременной информации о фактическом использовании поступивших от них в бюджет средств.

Информация о работе Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день