Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:35, контрольная работа
Один из парадоксов прошлого заключается в том, что, декларируя
рациональное использование трудовых ресурсов, социалистическое общество на самом деле порождало ситуации, в которых эти ресурсы использовались самым нерациональным образом. Одна из причин- то обстоятельство, что труд в общественном хозяйстве превратился во что-то безликое, рядовое, мало, что сулящее основной массе обычных людей с обычными нормальными способностями, встал в один ряд с другими производственными ресурсами.
1. Понятие рынка труда. Характеристики развитости рынка труда.
2. Механизм функционирования рынка труда.
2.1. Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие на рынке труда.
2.2. Регулирование рынка труда.
2.3. Рынок труда, занятость и безработица.
2.4. Государственная служба занятости.
3. Заключение: переход к новой политике занятости.
Список используемой литературы.
На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Все это происходит с учетом профессии, работы и занятости. Занятость представляет собой деятельность граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими заработка (трудовой доход). Она имеет несколько видов.
Виды занятости:
1) продуктивная занятость
- имеет место в сферах
2) полезная занятость,
которая распространяется на
все социально-значимые виды
3) рациональная занятость,
которая отражает соотношение
продуктивной занятости с
4) полная занятость, при
которой все желающие работать
при сложившемся (доминирующем) уровне
реальной заработной платы
5) эффективная занятость
- это занятость населения,
Полная занятость возможна
и при некотором отклонении существующих
рабочих мест от статуса экономически
целесообразных, при несоответствии
их профессионально-
2.4 Государственная служба занятости.
Государственная служба занятости Российской Федерации сформирована в 1991 году после принятия закона “О занятости населения в Российской
Федерации”. Правовыми актами, регулирующими основную деятельность
государственной службы занятости являются Закон “О занятости населения”,
“Положение о Государственном фонде занятости населения”, Указы президента.
Основные задачи - учитывать свободные рабочие места и граждан нуждающихся в трудоустройстве, содействовать выбору подходящей работы гражданами и подбору необходимых работников работодателями, сохранять и организовывать новые рабочие места путем прямого инвестирования и кредитования, организовывать общественные работы, организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирование незанятых граждан, оплачивать обучение включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий, регистрировать безработных, выплачивать пособия по безработице и другие виды материальной помощи, оформлять досрочный выход на пенсию, разрабатывать программы занятости, мероприятия по социальной защите различных групп населени
3. Заключение: переход к новой политики занятости.
В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе. Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее. Создании новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочее силы на производстве.
Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь,
безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалификации,
ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.
Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию.
Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать, таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.
Однако
достижение этой простой
несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица- не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие
обоснования, чем рыночные
отношения купли продажи
Бороться с безработицей - это все равно, что бороться с прогрессивными
преобразованиями в экономике, с политическими и социальными свободами
личности. Безработица- результат
состояния экономики и
мы живем, она не причина социальных бедствий и конфликтов, а их результат.
Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать. Рынок труда, занятость и безработица являются важными экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы для того чтобы не вернулась система поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.
Рыночной
экономике соответствует рынок
труда, уже создаются
работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного
производства, по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за
привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.
Список используемой литературы:
1. Ананьев А. Новые
процессы в занятости
рыночной экономики // Вопросы экономики 1995 № 5.
2. Грузинов В.П. Экономика
предприятия и
М.: Софист, 1994.
3. Заславский И.Е Труд, занятость безработица - М.: Наука,1992.
4. Кошанов А., Ибрагимова
И.С. Механизм регулирования
рыночной экономики // Вопросы экономики 1992 № 7.
5. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд - М.: Наука, 1993.
6. Павлов В. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию
//Российский экономический журнал 1992 № 4.
7. Ракитский А.В. Конкретно-
исторические особенности
труда в СССР // Вопросы экономики 1991 №9.
8. Государственная служба занятости: основные сведения //
Человек и труд 1995 № 12.
-----------------------
[1] Рикардо Д. Начала
политэкономии, налоговое
М.:Госполитиздат, 1955г.
стр. 85,88
[2] Рикардо Д Начала
политэкономии, налоговое
М.:Госполитиздат, 1955г стр. 196.
[3] Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. Т. 23 стр 528.
[4] Экономика.М.,1964. С.605.