Рынок труда и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Один из парадоксов прошлого заключается в том, что, декларируя
рациональное использование трудовых ресурсов, социалистическое общество на самом деле порождало ситуации, в которых эти ресурсы использовались самым нерациональным образом. Одна из причин- то обстоятельство, что труд в общественном хозяйстве превратился во что-то безликое, рядовое, мало, что сулящее основной массе обычных людей с обычными нормальными способностями, встал в один ряд с другими производственными ресурсами.

Содержание

1. Понятие рынка труда. Характеристики развитости рынка труда.

2. Механизм функционирования рынка труда.
2.1. Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие на рынке труда.
2.2. Регулирование рынка труда.
2.3. Рынок труда, занятость и безработица.
2.4. Государственная служба занятости.

3. Заключение: переход к новой политике занятости.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и занятость населения.docx

— 56.15 Кб (Скачать)

      На  рынке   труда  фиксируются  ставки  заработной  платы   и   условия занятости. Все это  происходит  с  учетом  профессии,  работы  и  занятости. Занятость   представляет   собой   деятельность   граждан,    связанной    с удовлетворением личных и общественных потребностей на основе  получения  ими заработка (трудовой доход). Она имеет несколько видов.

Виды занятости:

1) продуктивная занятость  - имеет место в сферах общественного  материального производства; приносит  работникам трудовой доход; исключает  скрытую безработицу лиц, формально  занятых, но ничего не производящих (такие лица формируют на производствах  излишнюю численность работников, занимающих формальные, неэкономические  рабочие места  и попадающие  под процедуру высвобождения  в связи с сокращением либо  реструктуризацией производства);

2) полезная занятость,  которая распространяется на  все социально-значимые виды занятости,  включая очную учебу, службу  в Армии, воспитание детей,  ведение домашнего и личного  подсобного хозяйства, уход за  больными членами семьи, престарелыми  гражданами, общественную и религиозную  деятельность трудоспособных граждан;

3) рациональная занятость,  которая отражает соотношение  продуктивной занятости с другими  видами полезной занятости или  пропорции распределения трудовых  ресурсов общества по сферам  общественно-полезной деятельности, включая пропорции распределения  трудового потенциала по видам  занятий, отраслям, секторам экономики;

4) полная занятость, при  которой все желающие работать  при сложившемся (доминирующем) уровне  реальной заработной платы имеют  работу; по другой оценке, полная  занятость имеет место, если  удовлетворение спроса всех желающих  на рабочие места происходит  при условии экономической целесообразности  предлагаемых рабочих мест. Применительно  к отдельному человеку полная  занятость - это работа в течение  нормальной продолжительности рабочего  дня (недели), установленной законодательно (в РФ нормальная продолжительность  рабочего дня составляет 8 часов   в день или 40 часов в неделю). Таким образом, если спрос на  экономически целесообразные рабочие  места будет удовлетворяться  соответствующим по профессионально-квалификационной  структуре предложением рабочей  силы, это и будет означать  полную занятость. Без постоянного  совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современным  требованиям, и вывода из производственного  процесса старых, не отвечающих  экономической целесообразности  мест нельзя добиться социального  прогресса, реализации интересов  общества и каждой личности. Достижение  полной занятости невозможно  обеспечить с помощью одного  рыночного механизма, необходимо  постоянное регулирование этого  процесса со стороны государства  и общества, в первую очередь,  в сфере  образования, науки,  здравоохранения, экологической  и национальной безопасности, функционирования  так называемых естественных  монополий (железные дороги, энергетические  и трубопроводные сети);

5) эффективная занятость  - это занятость населения, обеспечивающая  достойный доход, рост образовательного  и профессионального уровня трудоспособных  граждан на основе роста общественной  производительности труда, и сохраняющая  здоровье занятых. По другой  оценке, эффективная занятость - это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная, рациональная  занятость, удовлетворяющая общественные  и личные потребности. При этом  решающее значение для любого  общества имеет продуктивная  занятость, которая, во-первых, определяет  экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень и  качество жизни населения; в-третьих,  является важнейшей составляющей  полной и эффективной занятости  - ключевой задачи социально-экономической  политики государства.

Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному  составу и образовательному уровню. В данной ситуации и работники, и  государство будут нести экономические  и социальные потери. Часть работников будет получать низкие  заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство,  общество - недополучать денежные ресурсы в бюджет и социальные фонды.

2.4 Государственная  служба занятости.

 

      Государственная  служба занятости Российской  Федерации  сформирована  в 1991  году  после принятия  закона  “О  занятости населения в Российской

Федерации”.   Правовыми   актами,   регулирующими   основную    деятельность

государственной службы занятости  являются  Закон  “О  занятости  населения”,

“Положение о Государственном  фонде занятости населения”,  Указы  президента.

Основные задачи - учитывать  свободные рабочие места и  граждан нуждающихся  в трудоустройстве,  содействовать  выбору  подходящей  работы   гражданами   и подбору необходимых работников работодателями,  сохранять  и  организовывать новые  рабочие  места   путем   прямого   инвестирования   и   кредитования, организовывать   общественные   работы,   организовывать    профессиональное обучение и профессиональное консультирование незанятых  граждан,  оплачивать обучение  включая  содержание  (аренду)  помещений  и   выплату   стипендий, регистрировать безработных, выплачивать  пособия  по  безработице  и  другие виды   материальной   помощи,   оформлять   досрочный   выход   на   пенсию, разрабатывать  программы  занятости,  мероприятия   по   социальной   защите различных групп населени

 

3. Заключение: переход к новой политики занятости.

 

      В период  радикальных преобразований, связанных  с  разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных  реформ  в экономике, происходит  ломка  традиционных  структур  занятости.  Переход  к новой   экономической   системе   требует    крупномасштабных    перемещений работников,  высвобождаемых  из  распадающихся  структур.  Для  значительных контингентов   рабочих   и   служащих   массовых   профессий,    вытесняемых свертыванием или технологизацией производства,  недостаточно  одного  только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов  узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся  при  ликвидации  устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных  секторов экономики на частнопредпринимательской  основе.  Не  все  они  находят  себе новое  место  работы,  но  общество  рассматривает   многих   из   них   как потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при  дальнейшем расширении  и  совершенствовании  производства  и  услуг,   когда   общество выработает материально подтвержденные, в  том  числе  и  в  денежной  форме, потребности, а экономика будет  готова  создать  новые  эффективные  рабочие места.  Поддерживать  полную  занятость  всех,  кого  высвобождают   высокие технологии  и  рыночные  формы  хозяйствования,  кто  не  может   эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее.  Создании новых  рабочих  мест  требует   крупных   капиталовложений,   а   спрос   на дополнительных работников определяется эффективностью использования  рабочее силы на производстве.

      Человек,  потерявший  работу  и  готовый   к  ней   приступить   вновь,

безусловно, имеет право  на содействие в трудоустройстве  и  переквалификации,

ему должна быть предоставлена  необходимая материальная помощь.  Это  аксиома рынка труда.

      Рынок труда  является фундаментом рыночной  экономики. Он  диктует  свои непреложные  законы.  Эти  законы  достаточно  просты.   Они   гласят,   что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума,  что  работающие по найму должны иметь нормальную  продолжительность  рабочего  времени,  что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен  получить  трудовую  и материальную  помощь.  Законы  рынка  труда  действуют  на  уровне  здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в  жизни  того,  на  что  он действительно способен, не  полагаясь  особо  на  государство.  Если  законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает  их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе  в  виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути  к  процветанию.

Даже содержание нетрудоспособных  и  безработных  не  представляется  ему  в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном  и  заинтересованном труде  позволяет  содержать  освобожденных  от   труда,   предоставлять   им необходимую поддержку. Для  общества  экономически  выгоднее  и  нравственно честнее поступать, таким образом, чем  прилаживать  к  делу  без  надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не  способный  работать  по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что  естественно  вытекает из законов рынка труда.

      Однако  достижение этой простой истины  дается  чрезвычайно  трудно.  В общественном  сознании  безработица   воспринимается   как   беда,   ужасное

несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее,  безработица- не оборотная  сторона  свободы  труда,  и  ее  определяют  более  глубокие

обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей  силы.  Переход  от одной экономической системы  к  другой-  от  трудозатратной,  основанной  на всеобщем уравнительно- принудительном труде, к экономике  высокоэффективного свободного труда- неизбежно  приводит  к  появлениям  массовой  безработицы.

Бороться с безработицей - это  все  равно,  что  бороться  с  прогрессивными

преобразованиями  в  экономике,  с  политическими  и  социальными  свободами

личности. Безработица- результат  состояния экономики и общества,  в  котором

мы живем, она не причина  социальных бедствий и конфликтов, а  их  результат.

Как  общественное  явление  безработица  заслуживает   самого   пристального внимания. Безработицей  начинает  заниматься  наука,  ее  начинают  серьезно изучать.   Рынок   труда,   занятость   и   безработица   являются   важными экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы  для  того  чтобы  не вернулась система поголовной занятости, включая ее  самые  отвратительные  и бесчеловечные  формы,  когда  человека  действительно   лишали   свободы   и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест  на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.

      Рыночной  экономике соответствует рынок  труда, уже  создаются  правовые основы  для  раскрепощения  человека  труда  от  зависимости  и   подчинения тоталитарным структурам. Но это только начало пути к свободе труда.  Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить  простор  для  трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям  занятости,  создать их заинтересованность  в  переквалификации,  исходя  из  потребностей  рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем  трудящимся,  которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве,  включая оказание  им  трудовой  и   материальной   помощи   в   случае   вынужденной безработицы. Предоставляемые гарантии должны  стимулировать  активный  поиск

работы. Развитие сферы и  форм  занятости  происходит  вне  государственного

производства, по законам  рынка труда. В этих  условиях  неизбежно  возникает новая  ситуация,  когда  предприятия  будут   вынуждены   соревноваться   за

привлечение лучших работников.  Но  вместе  с  тем  необходима  общественная помощь  тем,  кто  оказался  слабее  в  этой  конкуренции.  Эти  люди  могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Ананьев А.  Новые  процессы в занятости населения  в условиях перехода к

   рыночной экономики  // Вопросы экономики 1995 № 5.

 

2. Грузинов В.П.  Экономика  предприятия и предпринимательство  –

   М.: Софист, 1994.

 

3. Заславский И.Е Труд, занятость безработица - М.: Наука,1992.

 

4. Кошанов А., Ибрагимова  И.С. Механизм регулирования занятости  в условиях

   рыночной экономики  // Вопросы экономики 1992 № 7.

 

5. Кузьмин С.А.  Рыночная  экономика и труд - М.: Наука, 1993.

 

6. Павлов В. Отечественный  рынок труда: соображения по  регулированию

   //Российский экономический  журнал  1992 № 4.

 

7. Ракитский А.В. Конкретно-  исторические особенности становления  рынка

   труда в СССР // Вопросы экономики 1991 №9.

 

 

8. Государственная служба  занятости: основные сведения //

   Человек и труд 1995  № 12.

 

 

 

-----------------------

[1] Рикардо Д. Начала  политэкономии, налоговое обложение  Соч т.1.

М.:Госполитиздат, 1955г.

стр. 85,88

 

[2] Рикардо Д Начала  политэкономии, налоговое обложение  Соч. Т.3.

М.:Госполитиздат, 1955г стр. 196.

 

[3] Маркс К.,Энгельс Ф.  Соч. Т. 23 стр 528.

 

[4] Экономика.М.,1964. С.605.

 


Информация о работе Рынок труда и занятость населения