Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 08:24, доклад
Под приватизацией жилых помещений в РФ понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Такое определение дает Закон РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (Закон).
Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Оформление договора
передачи в собственность
жилых помещений,
в которых проживают
исключительно
Статьи А. Локтионова
ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА: УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Сроки
приватизации продлены
до 1 марта 2010 г., значит до наступления
указанного срока лица,
занимающие помещение
по договору социального
найма, имеют возможность
получить его в собственность.
Согласно п. 2 статьи 235
Гражданского кодекса (ГК)
по решению собственника
в порядке, предусмотренном
законами о приватизации,
имущество, находящееся
в государственной или
муниципальной собственности,
отчуждается в собственность
граждан и юридических
лиц.
Согласно статье 1 Закона
РФ от 04.07.1991 №1541-1 "О
приватизации жилищного
фонда в Российской
Федерации" (Закон
1541-1) приватизация жилых
помещений – бесплатная
передача в собственность
граждан РФ на добровольной
основе занимаемых ими
жилых помещений в государственном
и муниципальном жилищном
фонде, а для граждан
РФ, забронировавших
занимаемые жилые помещения, -
по месту бронирования
жилых помещений.
Условия осуществления приватизации
Первым условием
является безвозмездное
осуществление приватизации.
До декабря 1992 приватизация
не была бесплатной
в полном объеме –
согласно статья 12, 13
Закона РСФСР от 04.07.1991
№1541-1 "О приватизации
жилищного фонда в РСФСР"
размер бесплатно передаваемых
в собственность граждан
жилых помещений не
может быть менее 18 кв.м.
общей площади на одного
человека и дополнительно
9 кв.м. на семью с учетом
потребительских качеств
жилья.
После внесения 23 декабря 1992
г. изменений и дополнений
передача в собственность
занимаемого гражданами
жилья производится
бесплатно, независимо
от его размера. Суммы,
ранее выплаченные гражданами
за часть общей площади,
превышающей по размеру
названные выше нормы,
подлежали возврату.
Вторым обязательным
условием осуществления
приватизации является
ее однократность –
согласно статье 11 Закона 1541-1
каждый гражданин имеет
право на приобретение
в собственность бесплатно,
в порядке приватизации,
жилого помещения в
государственном и муниципальном
жилищном фонде социального
использования один
раз. Несовершеннолетние,
ставшие собственниками
занимаемого жилого
помещения в порядке
его приватизации, сохраняют
право на однократную
бесплатную приватизацию
после достижения ими
совершеннолетия.
Федеральный закон от 29.12.2004
№189-ФЗ "О введении
в действие жилищного
кодекса Российской
Федерации" (Закон 189-ФЗ)
также наложил на процесс
приватизации ряд ограничительных
условий. Так, во-первых,
срок приватизации ограничен -
как уже говорилось
выше, она может быть
проведена до 1 марта 2010
г.
Кроме того, Закон 189-ФЗ
внес ряд изменений
в статью 4 Закона 1541-1,
в результате которых
не подлежали приватизации
жилые помещения, предоставленные
гражданам по договорам
социального найма после 1
марта 2005 года (после
вступления в силу нового
Жилищного кодекса).
Остановимся на этом
моменте поподробнее.
Конституционный Суд
РФ признал данное положение
не соответствующим
Конституции и не подлежащим
применению.
Установив в статье 4
Закона РФ "О приватизации
жилищного фонда в РФ"
запрет на бесплатную
передачу в собственность
граждан жилых помещений,
предоставленных им
после 1 марта 2005 года
по договорам социального
найма из государственного
и муниципального жилищных
фондов, законодатель
это обосновал тем, что
с введением в действие
ЖК договоры социального
найма жилых помещений
заключаются на новых
условиях. Таким образом,
граждане фактически
были поставлены в неравное
положение с гражданами,
получившими жилье до
указанной даты и, следовательно,
сохранившими право
на приватизацию в пределах
общего срока действия
норм о приватизации
жилищного фонда.
Следует отметить, что
единственным различием
в условиях заключения
договоров социального
найма до и после 1 марта 2005
года является форма
административного
решения о предоставлении
нуждающемуся гражданину
жилого помещения:
Данное различие
не является существенным,
оно не влияет на
правовой режим жилого
помещения, занимаемого
по договору социального
найма, и потому не
предопределяет каких-либо
его особенностей.
Таким образом, установление
запрета не имеет конституционного
обоснования и противоречит
Конституции, согласно
которой государство
гарантирует равенство
прав и свобод человека
и гражданина независимо
от пола, расы, национальности,
языка, происхождения,
имущественного и должностного
положения, места жительства,
отношения к религии,
убеждений, принадлежности
к общественным объединениям,
а также других обстоятельств.
На настоящий момент
установленные ограничения
продолжают действовать
только в отношении
некоторых категорий
жилых помещений.
Субъекты и объекты приватизации
Субъектом приватизации
являются граждане РФ.
Согласно статье 3 Федерального
закона от 31 мая 2002 г.
№62-ФЗ "О гражданстве
РФ" гражданство
РФ - это устойчивая
правовая связь лица
с РФ, выражающаяся
в совокупности их
взаимных прав и обязанностей.
Объектом приватизации
является жилая недвижимость,
за исключением той,
в отношении которой
приватизация запрещена.
Путем приватизации
осуществляется приобретение
в собственность жилых
помещений, входящих
в:
При этом не являются объектами
приватизации следующие
жилые помещения, находящиеся:
служебные
жилые помещения,
которые предназначены
для проживания граждан
в связи с характером
их трудовых отношений с
органом государственной
власти, органом местного
самоуправления, государственным
унитарным предприятием,
государственным или
муниципальным учреждением,
в связи с прохождением
службы, в связи с назначением
на государственную
должность РФ или государственную
должность субъекта
РФ либо в связи с избранием
на выборные должности
в органы государственной
власти или органы местного
самоуправления.
ДОГОВОР ПЕРЕДАЧИ N ________
г. Москва от "____" ______ г.
В соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2004 г.
N 189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской
Федерации", Жилищным кодексом
Российской Федерации от 29 декабря
2004 г. N 188-ФЗ, Законом Российской
Федерации "О приватизации
жилищного фонда в Российской
Федерации" (с изменениями и
дополнениями), постановлением
Правительства Москвы от ____________
N _________ Департамент жилищной
политики и жилищного фонда города
Москвы в лице ________, действующего
по _____________, и граждане:
1. ____________________________, 2. _____________________________,
3. ______________________________
г. Москва, __________________________, заключили
настоящий договор
передачи квартиры N ____, состоящей
из _____ комнат, в доме N ____
по ул. ___________________ общей площадью
___________ кв. м, общей
площадью без учета лоджий
и балконов ________________ кв. м, жилой
площадью ________ кв. м, <*>)
в ______________________________
собственность граждан: _____________________________,
____________
______________________________
------------------------------
<*> Технические характеристики и адрес
жилого помещения заполняются на основании
представленных из БТИ поэтажного плана
и экспликации.
Условия договора
РАСПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Расприватизация
– это процесс,
обратный приватизации,
представляющий собой
расторжение договора
о приватизации и передачу
жилого помещения в
государственную или
муниципальную собственность.
В результате расприватизации
гражданам возвращается
правовое положение
нанимателей жилых помещений.
Порядок расторжения договора о приватизации
Расторжение договора
о приватизации возможно,
если орган или организация,
передавшие данное жилье
гражданину в порядке
приватизации. Если
орган или организация
откажут гражданину
в его просьбе расторгнуть
договор, то его расторжение
возможно в судебном
порядке по основаниям,
предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 20
Федерального закона
от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении
в действие Жилищного
кодекса Российской
Федерации» и статье 9.1
Федерального закона
от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации
жилищного фонда в Российской
Федерации» (Закон 1541-1)
граждане, приватизировавшие
жилые помещения, являющиеся
для них единственным
местом постоянного
проживания, до 1 марта 2010
года вправе передать
принадлежащие им на
праве собственности
и свободные от обязательств
жилые помещения в государственную
или муниципальную собственность.
Соответствующие органы
исполнительной власти,
органы местного самоуправления
или уполномоченные
ими лица, в свою очередь,
обязаны принять их
в собственность и заключить
договоры социального
найма этих жилых помещений
с гражданами и членами
их семей, проживающими
в этих жилых помещениях,
в порядке, установленном
законодательством
РФ.
В предыдущей редакции
статья звучала по-другому:
«Малоимущие граждане,
приватизировавшие
жилые помещения, являющиеся
для них единственным
местом постоянного
проживания, до 1 января 2007
года вправе передать
принадлежащие им на
праве собственности
и свободные от обязательств
жилые помещения в государственную
или муниципальную собственность,
а соответствующие органы
исполнительной власти,
органы местного самоуправления
или уполномоченные
ими лица обязаны принять
их в собственность
и заключить договоры
социального найма этих
жилых помещений с гражданами
и членами их семей,
проживающими в этих
жилых помещениях, в
порядке, установленном
законодательством
РФ».
Таким образом, малоимущие
граждане до 2007 года
могли расприватизировать
свои жилые помещения.
Таким образом, рассмотренные
выше ограничения весьма
существенно сужали
возможности расторжения
договора о приватизации
жилого помещения по
сравнению с возможностью
приватизации.
Изначально Закон 1541-1
не предусматривал расторжение
договора с органами
власти и с государственными
и муниципальными унитарными
предприятиями и учреждениями.
Еще один момент: законодатель
все время говорит о
«единственном месте
постоянного проживания».
Согласно п. 1 статьи 20
Гражданского кодекса
(ГК) местом жительства
признается место, где
гражданин постоянно
или преимущественно
проживает. Получается,
что человек не может
иметь больше одного
постоянного места жительства,
поскольку одно из них
уже никак не постоянное.
Информация о работе Принципы и особенности приватизации жилых помещений в РФ