Планирование
и бюджетирование
Планирование
Планирование
это:
- особый творческий тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а деятельности всего предприятия в целом.
- научно-обоснованная система свободного выбора
- основных видов продукции и услуг предприятия
- важнейших экономических и социальных целей перспектив развития предприятия
- наилучших технических средств и организационных способов, решение выдвинутых перспективных целей и задач
Основные факторы,
определяющие необходимость планирования деятельности любого
предприятия:
- Отсутствие возможности точного предсказания и предвидения последствий тех или иных управленческих решений. Главная задача планирования – регулирование степени и последствий воздействия негативных и позитивных факторов.
- Возможность координации деятельности компании с помощью разработки плана.
- Оптимизация экономических последствий, принимаемых управленческих решений.
- Ограниченность ресурсов, имеющихся в распоряжении организации.
Этапы замкнутого
цикла системы управления предприятием:
- Формирование стратегии развития
- Постановка целей
- Планирование действий и назначение ответственных за их исполнение
- Исполнение намеченных действий
- Контроль за результатами
- Анализ полученных результатов
- Формирование управленческого воздействия
- Корректировка планов и целей
Стратегия это:
- общий план достижения долгосрочных целей компании
- план распределение ограниченных ресурсов фирмы в выбранных направлениях
- инструмент координации стратегических ресурсов и планов компании
- процесс приведения в соответствие сильных и слабых сторон компании с опасностями и возможностями внешней среды
- долгосрочный план реализации амбиций руководства компании
Стратегия в
общем виде это:
- Выбор компанией ключевых направлений своего развития, постановка глобальной цели с дальнейшей выработкой путей ее достижения
- Поиск наиболее результативных вариантов, использование имеющихся ресурсов в соответствии с главными целями предприятия и с учетом рыночной ситуации, как в настоящий момент, так и в ожидаемом будущем
Этапы формирования стратегии:
- Выбор общей стратегии
- Выбор конкурентной (деловой) стратегии
- Определение функциональных стратегий
Общая стратегия
это – модель поведения предприятия
в целом, в той или иной конкретной
рыночной ситуации.
Основные виды общих стратегий:
- Стратегия стабильности
- Стратегия роста
- Стратегия сокращения
- Комбинированная стратегия
Конкурентная (деловая)
стратегия направлена на достижение
преимуществ среди фирм конкурентов.
Универсальные типы конкурентной
стратегии:
- Стратегия преимущества в издержках
- Стратегия дифференциации
- Фокусная стратегия
Функциональные
стратегии – разрабатываются
специально для каждого направления
деятельности предприятия.
Миссия компании - это
общая цель организации – это
четко выраженная причина существования
организации, которая определяет положение
и деятельность компании в настоящий момент,
а так же долгосрочный курс ее развития
на длительную перспективу.
Миссия организации
формируется в самом общем
виде и включает нефинансовые и приблизительно
очерченные финансовые цели.
Миссия является
логической точкой отсчета для выбора
наилучших альтернативных решений.
Элементы миссии:
- Потребности покупателя
- Объект обслуживания
- Предполагаемые действия, необходимые технологии и знания на основании которых компания планирует создавать продукт, способный удовлетворить потребности клиента.
14.09.11 Таким образом, бизнес компания
определяется:
- Покупательскими способностями, которые она удовлетворяет
- Целевыми группами потребителей, с которыми она работает
- Действиями, которая она предпринимает
- Технологиями и знаниями, которыми она обладает
Стратегическое
видение развития компании базируется
на выбранной миссии, определяется,
как правило, на перспективу свыше
5 лет и включает в себя следующие
элементы:
- Содержание и направление изменений в том сегменте рынка, с которым связана деятельность компании и оценка их влияния на развитие компании.
- Содержание и направление изменений потребностей покупателя, которые компании необходимо удовлетворить.
- Возможность изменения и появления новых потребительских сегментов, которые компании желательно освоить.
- Появление новых географических или товарных рынков, на которые компании необходимо выйти.
- Имидж и будущее компании через 5 лет.
Цели стратегии
- это:
- результаты и последствия, желательные для организации
- критерии оценки деятельности организации
Вывод: процесс формирования стратегии
компании основан на изучении направлений
развития деятельности и заключается
в выборе общего направления, рынков для
освоения, обслуживаемых клиентских сегментов,
финансовых моделей бизнеса, методов конкуренции.
Оперативное планирование.
Технология бизнес – планирования
Конечный продукт
бизнес планирования – бизнес-план
– это многоплановый инструмент
управления предприятием, обосновывающий:
- Общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка.
- Выбор стратегии и тактики конкуренции.
- Объем финансовых, материальных и трудовых ресурсов, необходимых для достижения цели предприятия.
Тщательно разработанный
бизнес план позволяет:
- Выбрать конкретные направления деятельности и целевые рынки
- Сформулировать дерево целей компании, начиная с краткосрочных и заканчивая долгосрочными (стратегическими) целями
- Определить технические характеристики и особенности предлагаемых покупателю товаров и услуг
- Оценить все виды издержек по всей цепи движения продукта от его разработки до реализации конкретным потребителям
- Оценить соответствие имеющихся в наличии ресурсов поставленным целям и задачам
- Сформулировать комплекс маркетинговых мероприятий по продвижению товаров и услуг, определить методы стимулирования продаж и каналов сбыта
Конкретное
содержание и порядок разработки
бизнес плана определяется его целями
и задачами, а так же индивидуальными
особенностями предприятия. Тем
не менее, перед разработкой бизнес
плана должны быть рассмотрены следующие основные
аспекты:
- Современное состояние предприятия, закономерности и тенденции его развития.
- Цели и задачи, а так же важнейшие направления развития на планируемый период.
- Внутренние и внешние факторы и условия развития.
- Инновационные мероприятия, способные обеспечит достижение целевых параметров развития предприятия.
Этапы разработки
бизнес плана:
- Определение целей
- Анализ, оценка и прогнозирование собственных возможностей предприятия.
- Характеристика планируемой к выпуску продукции, работ, услуг.
- Исследование рынков сбыта.
- Разработка плана производства.
- Разработка ценовой политики предприятия, системы стимулирование спроса и сбыта.
- Уточнение типа организационной структуры предприятия и оценка ее эффективности.
- Описание и оценка возможных рисков. Разработка мероприятий по их снижению и предупреждению.
- Прогнозирование финансовых показателей предприятия.
- Составление резюме.
Бюджетирование
Бюджет это:
- финансовый план, контролирующий будущие операции и результаты. Выражается в финансовых и нефинансовых единицах измерения ( д. ед, часы, и т д). При условии правильного составления и применения бюджет обеспечивает систематическое и продуктивное управление, облегчает контроль и коммуникацию, усиливает мотивацию сотрудников.
- количественное выражение планов деятельности и развития организации, координирующие и конкретизирующие в цифрах проекты руководителей.
- количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до начала бюджетного периода, как правило показывающий планируемую величину дохода и расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, а так же капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели.
Бюджетирование
– это:
- финансовое планирование, охватывающее все стороны деятельности компании и позволяющее составлять все понесенные расходы и полученные доходы в финансовых терминах на предстоящий период.
- процесс составления финансовых планов и смет.
- управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности, принимаемых управленческих решений, а так же контроля за их выполнением.
Основное назначение
бюджетирования это прогноз финансового состояния компании, движения
денежных, материальных и трудовых потоков,
а так же оценка эффективности использования
имеющихся ресурсов компании.
Основные цели
бюджетирования:
- Выполнение функций инструментов планирования.
- Осуществление контроля с прямой и обратной связью. Контроль с прямой связью – это сравнение бюджетных показателей с установл<spa