Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 18:05, реферат
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации
Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная
политика предполагает определение
целей и задач в области
государственных финансов, разработку
механизма мобилизации денежных
средств в бюджет, выбор направлений
использования бюджетных
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
На
основе категории бюджетного потенциала
следует оценивать возможности
реализации функций государства, включая
функции государственного регулирования
экономики. Рост и падение бюджетного
потенциала сказывается на инвестиционной,
социальной, оборонной, регулирующей функциях
бюджета и всего государства.
Как правило, в условиях экономического
и финансового кризиса, происходит
существенное уменьшение бюджетного потенциала
и наличие большого разрыва между
возможным потенциалом и
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
На
протяжении всего периода реформ
цели, которые ставились перед
бюджетной политикой
Но
для дальнейшего
Согласно
Бюджетному кодексу РФ Бюджетное
послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ о бюджетной политике
на очередной год является неотъемлемым
элементом процедуры подготовки
федерального бюджета. Бюджетное послание
задает стратегические и краткосрочные
ориентиры бюджетной политики, согласованные
с общими целями и задачами экономической
политики государства, которые являются
определяющими в среднесрочном
бюджетном планировании и при
составлении проекта
Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.
Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.
Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (Проект) (20.08.2009)
Мировой экономический
кризис, сопровождавшийся сильным падением
мировых цен на энергоносители, серьезно
ударил по российской экономике и
выявил целый комплекс нерешенных проблем,
острота которых в прежние
годы сглаживалась благоприятной экономической
конъюнктурой. Это делает бюджетную
систему России крайне уязвимой с
точки зрения фискальных рисков и
вынуждает проводить более
В
настоящее время прогноз
На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.
Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:
В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С
начала 2009 года наблюдается существенный
рост задолженности по налогам и
сборам в бюджетную систему. Наиболее
значительно увеличилась
При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года.
Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП. В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.
В 2010-2012 годах планируются реализация 53 федеральных целевых программ, в том числе 50 действующих программ и 3 новых программ.
С
2010 года предлагается начать реализацию
новых федеральных целевых
Дефицит федерального бюджета в 2009 году ожидается на уровне 8,9% ВВП (3 418,8 млрд.рублей). В целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах будет постепенно сокращен объем дефицита бюджета – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году (рис. 6.1.).
В текущем году практически весь объем дефицита финансируется за счет средств Резервного фонда (чистое долговое финансирование ожидается на уровне 405,2 млрд. рублей по сравнению с объемом дефицита 3 617,8 млрд. рублей). Большая часть дефицита следующего года также финансируется за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году дефицит федерального бюджета будет на 73,9% финансироваться за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и на 26,1% (830,3 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2011 году – соответственно на 36,9% и на 63,1% (1269,1 млрд. рублей), в 2012 году – на 45,5% за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 54,5% (851,7 м)
Основные направления бюджетной политики РФ в 2011–2013 годах
Пресс-служба
президента России Дмитрия Медведева
29 июня опубликовала на официальном
сайте главы государства
Настоящее
Бюджетное послание подготовлено в
соответствии со статьей 170 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и
содержит основные направления и
ориентиры бюджетной политики в
2011–2013 годах.
I.
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ
Информация о работе Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации