Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 18:05, реферат

Описание работы

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

Работа содержит 1 файл

БС РФ.docx

— 29.03 Кб (Скачать)

Основные  понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации

     Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

     Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений  использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических  и социальных процессов. В этом состоит  социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

     В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

    • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
    • снижение налоговой нагрузки на экономику;
    • упорядочивание государственных обязательств;
    • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

     Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами.

     От  качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень  социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень  влияния России на международной  арене, и даже предпринимательская  активность граждан.

     Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

     Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

     На  основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности  реализации функций государства, включая  функции государственного регулирования  экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между  возможным потенциалом и фактическим  бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.

     Бюджетная политика государства как часть  фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

     На  протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед  бюджетной политикой значительно  были достигнуты: сформирована и функционирует  трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый  кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело  к позитивным сдвигам в структуре  бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

     Но  для дальнейшего совершенствования  бюджетной политики необходимо осуществить  реконструкцию основных ее принципов:

  • реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
  • ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
  • жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
  • увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
  • усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

     Согласно  Бюджетному кодексу РФ Бюджетное  послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные  ориентиры бюджетной политики, согласованные  с общими целями и задачами экономической  политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном  бюджетном планировании и при  составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

     Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.

     Государственные расходы  это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.

     Основные  направления бюджетной  политики на 2010 год  и плановый период 2011 и 2012 годов (Проект) (20.08.2009)

     Мировой экономический  кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и  выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние  годы сглаживалась благоприятной экономической  конъюнктурой. Это делает бюджетную  систему России крайне уязвимой с  точки зрения фискальных рисков и  вынуждает проводить более жесткую  бюджетную политику с тем, чтобы  избежать ситуации, когда правительство  будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи  принято решение основывать бюджетное  планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

     В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился  по сравнению с тем, что ожидалось  в середине 2008 года. Столь серьезные  изменения объясняются в том  числе и тем, что предыдущий прогноз  оказался сверх оптимистичным. Между  тем, именно на этом прогнозе основывался  Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (табл. 1.1). Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.

     На  фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной  системы. Но если в части доходов  происходит объективное  их сокращение на более чем 40% по сравнению с  изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса  обязательства не просто сложно сокращать  – их приходится увеличивать, чтобы  поддержать ослабленную экономику  и незащищенные категории граждан.

     Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с  одной стороны, на выход экономики  из кризиса и решение важнейших  социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и  бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах  являются:

  1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
  2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к  более низкому уровню доходов.
  3. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
  4. Повышение эффективности налоговой системы.
  5. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.
  6. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

     В условиях экономического кризиса произошло  резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов  федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении  на 26,3% по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего года.

     С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и  сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность  по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и  сборам рост составил 7%, в том числе  по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).

     При расчете объема доходов федерального бюджета на 2010 год учитывались  предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в  действие с 1 января 2010 года.

     Общая сумма доходов федерального бюджета  в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП. В номинальном выражении  доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9  млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.

     В 2010-2012 годах планируются реализация 53 федеральных целевых программ, в том числе 50 действующих программ и 3 новых программ.

     С 2010 года предлагается начать реализацию новых федеральных целевых программ: «Ядерные энерготехнологии нового поколения (2010-2020 годы)», «Развитие телерадиовещания (2010-2015 годы)» и «Социально-экономическое  развитие Республики Ингушетия (2010-2012 годы)»

     Дефицит федерального бюджета в 2009 году ожидается  на уровне 8,9% ВВП (3 418,8 млрд.рублей). В  целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах  будет постепенно сокращен объем  дефицита бюджета – до 7,5% ВВП  в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП  в 2012 году (рис. 6.1.).

     В текущем году практически весь объем  дефицита финансируется за счет средств  Резервного фонда (чистое долговое финансирование ожидается на уровне 405,2 млрд. рублей по сравнению с объемом дефицита 3 617,8 млрд. рублей). Большая часть дефицита следующего года также финансируется за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году дефицит федерального бюджета будет на 73,9% финансироваться за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и на 26,1% (830,3 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2011 году – соответственно на 36,9% и на 63,1% (1269,1 млрд. рублей), в 2012 году – на 45,5% за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 54,5% (851,7 м)

Основные  направления бюджетной  политики РФ в 2011–2013 годах

     Пресс-служба президента России Дмитрия Медведева 29 июня опубликовала на официальном  сайте главы государства бюджетное  послание, в котором содержатся основные направления и ориентиры бюджетной  политики в 2011–2013 годах. РБК приводит текст документа целиком.

     Настоящее Бюджетное послание подготовлено в  соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и  содержит основные направления и  ориентиры бюджетной политики в 2011–2013 годах. 

     I. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  В 2009 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2010 ГОДА

Информация о работе Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации