Основные направления современной бюджетной политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:16, реферат

Описание работы

Фин. кризис 1998 года показал, что управление экономикой на основе регулирования инфляции, бюджетного дефицита, денежной массы, курса рубля и золотовалютных резервов оказалось неспособным обеспечить ее устойчивость. Недооценивалась роль таких индикаторов, как внутренний и внешний долг, структура внутреннего долга, объем неплатежей, их отношение к ВВП, доля импорта в товарообороте. Кроме того, не учитывались такие важные показатели рыночной экономики, характеризующие эффективность использования ресурсов, как производительность труда, фондоотдача, капиталоемкость, занятость.

Работа содержит 1 файл

семинар 3.docx

— 22.92 Кб (Скачать)

• снижение налоговой  нагрузки на экономику;

• упорядочивание государственных  обязательств;

• создание эффективной  системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром  экономической политики государства и  отражает все его  финансовые взаимоотношения  с общественными  институтами и  гражданами. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят  и уровень социальной защиты граждан, и  инвестиционные возможности  государства, и степень  влияния России на международной арене, и даже предпринимательская  активность граждан. Основными инструментами  проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные  расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Эффективность функционирования бюджетной  политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную  возможность аккумулирования  финансовых ресурсов в бюджет (возможный  бюджетный потенциал). Наряду с этим следует  выделять реальный бюджетный  потенциал, который  фактически способно организовать государство (фактический  объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства). На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов. Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. На протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой, так и не были достигнуты. Трудно назвать другое направление работы всех ветвей власти, где с таким же постоянством срывались бы задания и обязательства, а успехи были бы столь относительны и скромны. Однако есть и положительные сдвиги: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга. Но для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:

• реалистичности, т.е. исключения ошибок в  прогнозировании  социально-экономического развития;

• ответственности  государства за безусловное  выполнение взятых на себя обязательств;

• жесткости бюджетов, превращения их в  действенный инструмент финансового оздоровления экономики;

• увеличения доходов, причем не за счет роста  налогового бремени, а за счет легализации  частнопредпринимательской  инициативы;

• усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

При планировании бюджетной  политики государство  должно исходить из необходимости обеспечения  финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость  бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный  бюджет должен стать  надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства. 
 

Информация о работе Основные направления современной бюджетной политики России