Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:37, реферат
Антуан Монкретьен (1576—1621). Человека, который впервые ввел в социально-экономическую литературу термин "политическая экономия", звали Антуан Монкретьен, сьер де Ваттевиль. Он был небогатым французским дворянином времён Генриха VI и Людовика XIII. Жизнь Монкретьена наполнена приключениями, достойными дАртаньяна. Поэт, дуэлянт, изгнанник, приближенный короля, мятежник и государственный преступник, он кончил жизнь под ударами шпаг
Антуан Монкретьен (1576—1621).
Антуан Монкретьен (1576—1621). Человека, который
впервые ввел в социально-экономическую
литературу термин "политическая экономия",
звали Антуан Монкретьен, сьер де Ваттевиль.
Он был небогатым французским дворянином
времён Генриха VI и Людовика XIII. Жизнь
Монкретьена наполнена приключениями,
достойными дАртаньяна. Поэт, дуэлянт,
изгнанник, приближенный короля, мятежник
и государственный преступник, он кончил
жизнь под ударами шпаг и в дыму пистолетных
выстрелов, попав в засаду, устроенную
врагами. Впрочем, такой конец был для
мятежника удачей, потому что, будь он
захвачен живым, не миновать бы ему пыток
и позорной казни. Даже его тело по приговору
суда было подвергнуто поруганию: кости
раздроблены железом, труп сожжен и пепел
развеян по ветру. Монкретьен был одним
из руководителей восстания французских
протестантов (гугенотов) против короля
и католической церкви. Погиб он в 1621 г.
в возрасте 45 или 46 лет, а его "Трактат
политической экономии" вышел в 1615г.
в Руане. Неудивительно, что "Трактат"
был предан забвению, а имя Монкретьена
смешано с грязью. К сожалению, случилось
так, что главным источником биографических
данных о нем являются пристрастные и
прямо клеветнические отзывы его недоброжелателей.
Эти отзывы несут на себе печать жестокой
политической и религиозной борьбы. Монкретьена
честили разбойником с большой дороги,
фальшивомонетчиком, низким корыстолюбцем,
который якобы перешел в протестантскую
религию только ради того, чтобы жениться
на богатой вдове-гугенотке.
Прошло почти 300 лет, прежде чем доброе
имя Монкретьена было восстановлено, а
почетное место в истории экономической
и политической мысли прочно закреплено
за ним. Теперь ясно, что его трагическая
судьба не случайна. Участие в одном из
гугенотских мятежей, которые были в известной
мере формой классовой борьбы бесправной
французской буржуазии против феодально-абсолютистского
строя, оказалось закономерным исходом
жизни этого простолюдина по рождению
(отец его был аптекарь), дворянина по случаю
гуманиста и воина по призванию.
Получив хорошее для своего времени образование,
Монкретьен в 20 лет решил сделаться писателем
и опубликовал трагедию в стихах на античный
сюжет. За ней последовало несколько других
драматических и поэтических произведений.
Известно также, что он сочинял "Историю
Нормандии". В 1605 г., когда Монкретьен
был уже известным писателем, он был вынужден
бежать в Англию после дуэли, которая закончилась
смертью противника.
Четырехлетнее пребывание в Англии сыграло
в его жизни такую же роль, как через несколько
десятилетий в жизни У. Петти — пребывание
в Голландии: он увидел страну с более
развитым хозяйством и более развитыми
буржуазными отношениями. Монкретьен
начинает живо интересоваться торговлей,
ремеслами, экономической политикой. Глядя
на английские порядки, он мысленно примеряет
их к Франции. Возможно, для его дальнейшей
судьбы имело значение то обстоятельство,
что в Англии он встретил много французских
эмигрантов-гугенотов. Большинство из
них были ремесленники, многие весьма
искусные. Монкретьен увидел, что их труд
и мастерство принесли Англии немалую
выгоду, а Франция, понудив их к эмиграции,
понесла большую потерю.
Во Францию Монкретьен вернулся убежденным
сторонником развития национальной промышленности
и торговли, защитником интересов третьего
сословия. Свои новые идеи он начал осуществлять
на практике. Женившись на богатой вдове,
он основал мастерскую скобяного товара
и стал сбывать свой товар в Париже, где
у него был свой склад. Но главным его занятием
была работа над "Трактатом". Несмотря
на громкое название, он писал сугубо практическое
сочинение, в котором пытался убедить
правительство в необходимости всестороннего
покровительства французским промышленникам
и купцам. Монкретьен выступает за таможенный
протекционизм — высокие пошлины на иностранные
товары, чтобы их ввоз не мешал национальному
производству.
ПРИЛОЖЕНИЕ ЗБ
Двойственная природа
труда против двойственной природы
потребностей.
Маркс против Гегеля
Политическая экономия, преподававшаяся в советских вузах, в ее официальной версии благополучно обходилась без каких бы то ни было теорий потребления и спроса. Проблемы потребительского выбора, поведения покупателей, их реакции на изменения цен и доходов вообще не входили в круг ее интересов. Известное положение о примате производства на деле означало табу на теоретическое изучение его конечных целей (результатов).
Естественно, что в ней не было места и для понятия полезности (желаемости), как не быломеста в жизни для "самостоятельности хотенья" . Под потребительной стоимостью понималась прежде всего сама вещь, хотя и вместе с ее полезными свойствами. Возможность сравнимости разнородных потребительных стоимостей не признавалась, а однородных существенно ограничивалась. "Теория трудовой стоимости К. Маркса, ≈ писал один из высокопоставленных профессионалов в этой области, ≈ признает по существу только две оценки полезности однородных благ: └есть", └нет"".1
Таким образом, на теоретическом уровне отрицалась способность человека самостоятельно судить о степени удовлетворения своих потребностей, уровне своего благосостояния, выбирать наиболее предпочтительную структуру потребления, разумно реагировать на внешние сигналы ≈ цены, доходы, наличие (отсутствие) в продаже тех или иных товаров. Обыкновенному человеку с его повседневными проблемами не было места в политической экономии, обслуживающей идеологические нужды Государства Левиафана.
Конечно, такая политическая экономия была не столько наукой, сколько учением, элементом официальной идеологии, одной из составных частей марксизма-ленинизма (вместе с философией и научным коммунизмом).
Все же научный ее статус не висел в воздухе. Он поддерживался авторитетом трудовой теории стоимости К. Маркса, в основе которой лежит претендующее на открытие положение о двойственном характере труда. Маркс различал в труде конкретный, специфизированный труд в какой-либо полезной форме (труд пекаря, сапожника, портного и т.п.), создающий конкретные потребительные стоимости, и абстрактный, всеобщий труд, как затраты человеческой рабочей силы в физиологическом смысле слова, созидающий или образующий стоимость (ценность) товаров.
Именно в этом видели экономисты-марксисты главный вклад К. Маркса в трудовую теорию стоимости≈ "открыть и проанализировать двойственный характер труда, создающего товар. Это открытие имеет решающее значение для политэкономии".2 Истоки этого открытия мы сейчас и рассмотрим.
В 1903 г. в Париже вышла работа X. Корнеллиссена, посвященная критическому анализу некоторых версий теории ценности. Сославшись на ╖63 и 196 "Философии права" Гегеля, Корнеллиссен делает следующий вывод: "Маркс же старается тем же диалектическим методом и почти в тех же выражениях, как и его учитель, убедить нас в том, что в процессе обмена абстрагируются не только от специфической полезности товаров, но и от ихпотребительной ценности вообще. Маркс дает нам здесь теорию, ложность которой бросается в глаза".3 В русской экономической литературе эти слова Корнеллиссена затерялись в одном из многочисленных пространных подстрочных примечаний в книге А. Д. Билимовича, вышедшей буквально накануне революции.4
Происхождение концепции
двойственного характера труда,
как и всей трудовой теории стоимости
Маркса, нетрудно обнаружить, прочитав
соответствующие фрагменты
"Потребляемая вещь единична в потреблении, определена по качеству и количеству и находится в соотношении с специфической потребностью. Но ее специфическая годность, как определенная количественно, сравнима с другими вещами той же годности, равно как и специфическая потребность, удовлетворением которой она служит, есть вместе с темпотребность вообще и в качестве таковой может быть сравнена по своей особенности с другими потребностями; соответственно этому также и вещь становится сравнимой с другими вещами, которые удовлетворяют другим потребностям. Эта ее всеобщность, простая определенность которой проистекает из частного характера вещи, но так, что вместе с тем абстрагируются от ее специфического качества, есть ценность вещи, в которой ее истинная субстанциальность определена и есть предмет сознания. В качестве полного собственника вещи я ≈ собственник как ее ценности, так и ее потребления...
Прибавление. Качественное исчезает здесь в форме количественного. А именно, говоря о потребности, я указываю титул, под который можно подводить самые разнообразные вещи, и то, что есть общего в них, является основанием того, что я их теперь могу измерять. Мысль здесь, следовательно, движется от специфического качества вещи к безразличию этой определенности, следовательно, к количеству...
Опосредствование изготовления и приобретения соответственных распавшимся на частности потребностям столь же распавшихся на частности средств есть труд, который специфизирует для этих многообразных целей непосредственно доставляемый природой материал с помощью многообразных процессов. Это формирование сообщает теперь средству ценность и его целесообразность, так что человек в своем потреблении имеет отношение преимущественно к произведениям людей и он потребляет именно такие человеческие усилия".5
Таким образом, Гегель различает в годности (Nutzen) две стороны≈ специфическую годность, удовлетворяющую специфическую же потребность, и абстрактную годность, служащую удовлетворению потребности вообще, т.е. абстрактной потребности. И именно эта "всеобщность и есть ценность вещи". Двойственный характер труда у Маркса есть не более чем зеркальное отражение двойственного характера потребности у Гегеля.
Поразительно сходство геометрических примеров, к которым обращаются учитель и ученик для иллюстрации сведения количественных различий товаров к качественной однородности. Только если Гегель использует для такого примера образы криволинейных фигур,66то Маркс предпочитает прямолинейные.7
Сравнивая теории учителя и ученика, нужно иметь в виду следующее. На протяжении веков теория ценности разрабатывалась в рамках некоего общего, еще не дифференцированного знания. Философы, богословы, правоведы и моралисты, а именно они были авторами первых экономических доктрин, стремились найти некую эмпирически не наблюдаемую сущность, субстанцию, первооснову товарных цен. Эту первооснову называли справедливой ценой(justum pretium ≈ лат.), внутренней (intrinsic ≈ лат.) или естественной (naturale ≈ лат.)ценностью вещей. В русле этих поисков лежит и гипотеза о ⌠застывшем" или⌠овеществленном в товаре" труде как субстанции ценности.
Хотя в ходе этих поисков и было рождено немало замечательных идей, оказавших влияние на становление и развитие экономической науки как обособившейся области знания, объяснить реальное явление цены посредством "отклонения" цен от некой метафизической субстанции не удалось.
"Ценность, ≈писал П.
Б. Струве, ≈ одинаково и как
субстанция, и как └universale" [идея]
цены есть понятие, бесполезное для познания
эмпирических фактов образования цены;
она означает не более не менее, как метафизическую
гипотезу, которая не может иметь никакого
применения в науке".8 Он прямо связывал подобные
поиски конечных субстанций, универсалий
со средневековым реализмом (в его умеренной
форме), полагавшим, что универсалии реальны (
Так же оценивает поиски субстанциональной основы цен и К. Поп-пер: "В идее, которая введена вовсе не Марксом и согласно которой за ценами скрыта какая-то объективная, реальная, или истинная, стоимость, а цены ≈ это только └форма ее проявления", достаточно ясно чувствуется влияние платоновского идеализма с его различением скрытой сущности, или истинной реальности, и акцидентальных, или иллюзорных, явлений... В трудовой теории стоимости платоновская └сущность" оказывается полностью оторванной от опыта".10
С отказом от поисков субстанции цен и связан переход от теории ценности (стоимости) к теории цены, более известной под названием микроэкономика. Он означал переход и в экономической теории от "реализма" к методологическому "номинализму", господствующему в естественных науках. "Методологический номинализм стремится не к постижению того, чем вещь является на самом деле, и не к определению ее подлинной природы, а к описанию того, как вещь себя ведет при различных обстоятельствах, и в частности к выяснению того, имеются ли в этом поведении какие-либо закономерности".11
Адам Смит (1723-1790)
Адам Смит (1723-1790) родился в маленьком городке
Керколди близ Эдинбурга. Его отец, таможенный
чиновник, умер за несколько месяцев до
рождения сына Адам был единственным ребенком
молодой вдовы, и она посвятила ему всю
жизнь Мальчик рос хрупким и болезненным,
сторонясь шумных игр сверстников. Семья
жила небогато, но и настоящей нужды не
знала. К счастью, в Керколди была хорошая
школа и учитель, не забивавший, по примеру
многих, головы детей только цитатами
из Библии и латинскими спряжениями. Кроме
того, Адама с детства окружали книги.
Таковы были первые зачатки той необъятной
учености, которая отличала Смита.
Очень рано, в 14 лет (это было в обычаях
того времени) Смит поступил в Глазговский
университет. После обязательного для
всех студентов класса логики (первого
курса) он перешел в класс нравственной
философии, выбрав тем самым гуманитарное
направление. Впрочем, он занимался также
математикой и астрономией и всегда отличался
изрядными познаниями в этих областях.
К 17 годам Смит имел среди студентов репутацию
ученого и несколько странного малого.
Он мог вдруг глубоко задуматься среди
шумной компании или начать говорить с
самим собой, забыв об окружающих. Эти
маленькие странности остались у него
на всю жизнь. Успешно окончив в 1740 г. университет,
Смит получил стипендию на дальнейшее
обучение в Оксфордском университете.
Стипендия выплачивалась из наследства
одного богача-благотворителя. В Оксфорде
он почти безвыездно провел шесть лет.
Жизнь Смита в Оксфорде была тяжелой, и
он всегда вспоминал свой второй университет
с ненавистью. Он тосковал и к тому же часто
болел. Опять его единственными друзьями
были книги. Круг чтения Смита был очень
широк, но никакого особого интереса к
экономической науке он в то время еще
не проявлял.
Бесплодность дальнейшего пребывания
в Англии и политические события (восстание
сторонников Стюартов в 1745-1746 гг.) заставили
Смита летом 1746 г. уехать в Керколди, где
он прожил два года, продолжая заниматься
самообразованием. В свои 25 лет Смит поражал
эрудицией и глубиной знаний в самых различных
областях. Во время одной из своих поездок
в Эдинбург он произвел столь сильное
впечатление на Генри Хьюма (позже — лорд
Кеймс), богатого помещика и мецената,
что тот предложил организовать для молодого
ученого цикл публичных лекций по английской
литературе. В дальнейшем тематика лекций,
имевших значительный успех, изменилась.
Их основным содержанием стало естественное
право, это понятие включало в XVIII в. не
только юриспруденцию, но и политические
учения, социологию, экономику. Первые
проявления специального интереса Смита
к политической экономии также относятся
к этому времени.
В 1751 г. Смит переехал в Глазго, чтобы занять
там место профессора в университете.
Сначала он получил кафедру логики, а потом
— нравственной философии, т.е. практически
общественных наук. В Глазго Смит прожил
13 лет, регулярно проводя 2-3 месяца в году
в Эдинбурге. В старости он писал, что это
был счастливейший период в его жизни.
Он жил в хорошо знакомой и близкой ему
среде, пользуясь уважением профессоров,
студентов и видных горожан. Он мог беспрепятственно
работать, и от него многого ждали в науке.
У него появился круг друзей, он начал
приобретать те характерные черты британца
— холостяка и "клабмена" (клубного
человека), — которые сохранились у него
до конца дней.
Как в жизни Ньютона и Лейбница, в жизни
Смита женщина не играла никакой заметной
роли. Сохранились, правда, смутные и недостоверные
сведения, что он дважды — годы жизни в
Эдинбурге и Глазго — был близок к женитьбе,
но оба раза все по каким-то причинам расстроилось.
Однако это, по-видимому, не нарушило его
душевного равновесия. По крайней мере,
никаких следов такого нарушения невозможно
найти ни в его переписке (кстати, весьма
скудной), ни в воспоминаниях современников.
Его дом всю жизнь вели мать и кузина —
старая дева. Смит пережил мать только
на шесть лет, а кузину — на два года. Как
записал один приезжий, посетивший Смита,
дом был "абсолютно шотландский".
Подавалась национальная пища, соблюдались
шотландские традиции и обычаи. Этот привычный
жизненный уклад стал для него необходим.
Он не любил надолго уезжать из дома и
стремился скорее вернуться. Как истый
шотландец, он любил красочные народные
песни, пляски и поэзию. Однажды он изумил
гостя-француза своим энтузиазмом на конкурсе
народных музыкантов и танцоров. Одним
из его последних заказов на книги было
несколько экземпляров только что вышедшего
первого томика стихов Роберта Бёрнса.
Читателю будет, вероятно, интересно узнать,
что великий шотландский поэт в свою очередь
высоко ценил Смита. В письме другу от
13 мая 1789 г. Бёрнс отмечает: "Маршалл
с его Йоркширом* и особенно этот исключительный
человек Смит со своим "Богатством народов"
достаточно занимают мой досуг. Я не знаю
ни одного человека, который обладал бы
половиной того ума, который обнаруживает
Смит в своей книге. Я очень хотел бы узнать
его мысли насчет нынешнего состояния
нескольких районов мира, которые являются
или были ареной больших изменений после
того, как его книга была написана".**
В переписке Бёрнса есть также ссылки
на другие книги Смита.
* Имеется в виду книга агронома Уильяма
Маршалла о сельском хозяйстве Йоркшира
(1788 г.).
** Цит. по: Fay С.R. Adam Smith and the Scotland of his day Cambridge.
1956. P. 75.
В 1759 г. Смит опубликовал свой первый большой
научный труд — "Теорию нравственных
чувств". Смитова "Теория нравственных
чувств" не пережила XVIII в. Не она обессмертила
имя Смита, а, напротив, слава автора "Богатства
народов" предохранила ее от полного
забвения.
Между тем уже в ходе работы над "Теорией"
направление научных интересов Смита
заметно изменилось. Он все глубже занимался
политической экономией. К этому его побуждали
не только внутренние склонности, но и
внешние факторы, запросы времени. В торгово-промышленном
Глазго экономические проблемы особенно
властно вторгались в жизнь. В Глазго существовал
своеобразный клуб политической экономии,
организованный богатым и просвещенным
мэром города. На еженедельных собраниях
деловых людей и университетских профессоров
не только хорошо ели и пили, но и толковали
о торговле и пошлинах, заработной плате
и банковском деле, условиях аренды земли
и колониях. Скоро Смит стал одним из виднейших
членов этого клуба. Знакомство и дружба
с Юмом также усилили интерес Смита к политической
экономии.
К концу своего пребывания в Глазго Смит
уже был глубоким и оригинальным экономическим
мыслителем. Но он еще не был готов к созданию
своего главного труда. Трехлетняя поездка
во Францию (в качестве воспитателя юного
герцога Баклю) и личное знакомство с физиократами
завершили его подготовку.
Что означали три года во Франции для Смита
лично, в человеческом смысле? Во-первых,
резкое улучшение его материального положения.
По соглашению с родителями герцога Баклю
он должен был получать 300 фунтов в год
не только во время путешествия, но в качестве
пенсии до самой смерти. Это позволило
Смиту следующие 10 лет работать только
над его книгой, в Глазговский университет
он уже не вернулся. Во-вторых, все современники
отмечали изменение в характере Смита
он стал собраннее, деловитее, энергичнее
и приобрел известный навык в обращении
с различными людьми, в том числе и сильными
мира сего. Впрочем, светского лоска он
не приобрел и остался в глазах большинства
знакомых чудаковатым и рассеянным профессором.
Рассеянность Адама Смита скоро срослась
с его славой и для обывателей стала ее
составной частью.
Смит провёл в Париже около года — с декабря
1765 г. по октябрь 1766 г. Поскольку центрами
умственной жизни Парижа были литературные
салоны, там он в основном и общался с философами.
"Антресольный клуб" в Версале составлял
в этом смысле исключение. Он был сразу
же введен в большой салон мадам Жоффрен,
но особенно любил бывать у мадемуазель
Леспинасс, подруги дАламбера, где собирался
более узкий и интимный круг друзей. Нередко
посещал он и дома богачей-философов Гельвеция
и Гольбаха, являвшиеся своего рода штаб-квартирами
энциклопедистов.
Смит всегда любил театр, хотя в Шотландии
пуританская церковь почти не допускала
это "богопротивное зрелище". Особенно
ценил он французскую классическую трагедию.
Его гидом по парижским театрам была мадам
Риккобони, писательница и в прошлом актриса,
друг многих философов. От неё он получил
при отъезде рекомендательное письмо
в Лондон к знаменитому актеру и режиссеру
Давиду Гаррику, который незадолго до
этого побывал в Париже. Письмо наполнено
похвалами уму и остроумию Смита. Это могло
бы быть преувеличением и лестью, если
бы не повторялось в другом письме, которое
мадам Риккобони вскоре послала Гаррику
по почте. Впоследствии Смит был довольно
хорошо знаком с Гарриком.
При всем том Смит, конечно, вовсе не занимал
в парижских салонах такого места, которое
в течение трех предыдущих лет занимал
его друг Юм, а через 10 лет — Франклин.
Смит не был создан, чтобы блистать в обществе,
и хорошо сознавал это.
Можно думать, что особое значение для
Смита имело знакомство с Гельвецием,
человеком большого личного обаяния и
замечательного ума. В своей философии
Гельвеций объявил эгоизм естественным
свойством человека и фактором прогресса
общества. Новая этика строилась на интересе,
на естественном стремлении каждого к
своей выгоде, ограничиваемом только таким
же стремлением других людей. Гельвеций
сравнивал роль своекорыстного интереса
в обществе с ролью всемирного тяготения
в природе. С этим связана идея природного
равенства людей: каждому человеку, независимо
от рождения и положения, должно быть предоставлено
равное право преследовать свою выгоду,
и от этого выиграет все общество.
Такие идеи были близки Смиту. Они не были
новы для него: нечто схожее он воспринял
от философов Локка и Юма и из парадоксов
Мандевиля. Но конечно, яркость аргументации
Гельвеция оказала на него особое влияние.
Смит развил эти идеи и применил их к политической
экономии. Созданное Смитом представление
о природе человека и соотношении человека
и общества легло в основу взглядов классической
школы.