Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:21, реферат
Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ).
Отношения между разными уровнями государственной власти, равно как и характер межбюджетных отношений, обычно закрепляются в конституции страны. Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:
2.
Анализ межбюджетных
трансфертов в 2011-2013
гг.
Взаимоотношения
федерального бюджета с
Основные выводы подраздела
• В 2011- 2013 годах прогнозируется ежегодный рост доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации при одновременном снижении их удельного веса в ВВП. Доходы и расходы указанных бюджетов в 2013 году увеличатся по сравнению с 2010 годом на 19,4 % и 13,9 % соответственно.
• Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 - 2013 годах прогнозируется с дефицитом в сумме 296,7 млрд. рублей (0,6 % ВВП), 277,8 млрд. рублей (0,5 % ВВП) и 136,0 млрд. рублей (0,22 % ВВП) соответственно.
•
Увеличение доходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской
Федерации в 2011 - 2013 годах прогнозируется
в основном за счет роста поступлений
налоговых и неналоговых
•
В 2011 году в связи с изменением
налогового законодательства, а также
увеличением тарифов страховых
• В 2011 году предусматривается рост расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в основном за счет их текущих расходов.
• Общий объем межбюджетных трансфертов по всем разделам классификации бюджетных расходов (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов) в 2011 году по сравнению с предыдущим годом снижается на 4,9 %, а в 2012 - 2013 годах - на 18,7 % и 5,9 % соответственно.
Доля указанных трансфертов будет снижаться как в общих расходах федерального бюджета, так и относительно объема ВВП.
• На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации законопроектом предусматривается выделить в 2011 - 2013 годах ежегодно по 396 995,7 млн. рублей, что соответствует уровню 2010 года.
Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региональных бюджетов, снижается с 70 субъектов в 2010 году до 68 субъектов в 2013 году (при распределении 80 % общего объема указанных дотаций).
• В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации законопроектом предусматривается предоставление из федерального бюджета в 2011 году соответствующих дотаций в объеме 115,6 млрд. рублей (на 21,7 % больше, чем в 2010 году), а также бюджетных кредитов в объеме 113,6 млрд. рублей (на 18,9 % меньше, чем в 2010 году).
• Объем межбюджетных трансфертов, распределенный законопроектом между бюджетами субъектов Российской Федерации (согласно приложениям 30 и 31 к законопроекту), снижается с 61 % общего объема межбюджетных трансфертов в 2010 году до 62,2 % в 2013 году.
• При формировании законопроекта не учтены ряд предложений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (постановление от 14 апреля 2010 г. № 120-СФ).
• Анализ прогноза социально-экономического развития регионов на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов показывает, что существенные различия между наиболее экономически развитыми регионами и наименее экономически развитыми регионами сохраняется и на ближайшую перспективу.
При этом по уровню бюджетных возможностей (до межбюджетного выравнивания) дифференциация между 10 наиболее и наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации снижается и составит в 2011 году 5,8 раз против 6,5 раз в 2010 году.
•
В области межбюджетных отношений
требуется продолжение работы по
повышению прозрачности системы
бюджетного выравнивания, достижению
оптимального баланса между объективно
необходимым выравниванием
Формирование бюджетной политики в области межбюджетных отношений осуществляется в условиях постепенного выхода экономики страны из посткризисного периода и перехода к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2011 - 2013 годах будет продолжена реализация одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 8 августа 2009 г. № 1123-р Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами.
При формировании проекта федерального бюджета в основном соблюдены принципы распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации.
Вместе с тем не исполнен ряд рекомендаций, содержащихся в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. № 120-СФ, в том числе:
На объем доходных источников консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 - 2013 годах окажут влияние принятые решения о внесении изменений в налоговое законодательство в части индексации акцизов на алкогольную продукцию, пиво, вино, спирт этиловый из всех видов сырья, а также в части повышения размера акцизов на нефтепродукты.
По оценке Правительства Российской Федерации, доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от дополнительных поступлений акцизов увеличатся в 2011 году на 6,5 млрд. рублей, в 2012 году на 104,8 млрд. рублей и в 2013 году на 75,2 млрд. рублей.
На снижение налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации может оказать влияние уменьшение ставки транспортного налога в два раза и предоставление законодательным (представительным органам) органам субъектов Российской Федерации права устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно.
Достаточно высокая вероятность, что в 2011 году и в последующие годы поступления в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации налога на прибыль организаций существенно снизятся в связи с увеличением тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 26 % до 34 %, а также с изменением законодательства по вывозным таможенным пошлинам, НДПИ, водному налогу, плате за пользование водными объектами.
На уменьшение объема налоговых поступлений в доходы бюджетов муниципальных образований в 2011 году также повлияет отмена авансовых платежей по земельному налогу, предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых других вопросов налогового администрирования».
По оценке Счетной палаты, из-за отмены уплаты физическими лицами авансовых платежей по земельному налогу в 2011 году недопоступление налога в доходы бюджетов муниципальных образований может составить порядка 6,0 — 7,0 млрд. рублей.
Одновременно следует отметить, что указанным законом предусмотрена норма, согласно которой сроки уплаты физическими лицами транспортного и земельного налогов не могут быть установлены ранее 1 ноября года следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная норма вводится с 1 января 2011 года и соответственно указанные налоги будут поступать в полном объеме в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований только в конце года.
В настоящее время поступление транспортного и земельного налога, уплачиваемых физическими лицами, в первой половине года составляет порядка 65 % и 45 % общего годового объема их поступления. Сокращение ежемесячных налоговых поступлений в январе - октябре 2011 года в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований может привести к необходимости дополнительного привлечения субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов.
Снижение доли межбюджетных трансфертов в 2011 году по сравнению с предыдущими двумя годами напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.
С
учетом межбюджетных трансфертов доля
доходов консолидированных
Доли
доходов консолидированных
Доля
доходов консолидированных
Анализ приведенных данных показывает, что начиная с 2005 по 2010 год сложилась тенденция роста доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации. В прогнозируемом периоде отмечается стабилизация указанного показателя, который при снижении его значения в 2011 году в последующие два года вновь увеличивается.
С учетом межбюджетных трансфертов доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году составит 42 %, что на 0,5 процентного пункта меньше, чем в 2010 году, в 2012 году -41 % и в 2013 году - 40%. Таким образом, в 2011- 2013 годах указанная доля расходов региональных бюджетов будет постоянно снижаться на 1 процентный пункт.
Доли
расходов консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации
без учета межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета в общих
расходах консолидированного бюджета
Российской Федерации в 2005 - 2013 годах приведены
на следующей диаграмме.
Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) и федерального бюджета в общих доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005- 2013 годах (в %)
Анализ доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации показывает, что ее снижение прослеживается с 1998 года (на приведенной диаграмме - с 2005 года) до 2010 года. В 2011 - 2013 годах указанная доля расходов увеличивается и сохраняется на уровне 34 % - 35 %.
Расходы федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов предусмотрены по всем разделам классификации расходов (за исключением раздела «Обслуживание государственного и муниципального долга»).