Межбюджетные трансферты

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ).
Отношения между разными уровнями государственной власти, равно как и характер межбюджетных отношений, обычно закрепляются в конституции страны. Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:

Работа содержит 1 файл

Межбюджетные трансферты.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

   

  2. Анализ межбюджетных трансфертов в 2011-2013 гг. 

 Взаимоотношения  федерального бюджета с бюджетами  других уровней бюджетной системы.

  Основные выводы подраздела

  •   В 2011- 2013 годах  прогнозируется ежегодный  рост доходов и расходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  при одновременном снижении их удельного  веса в ВВП. Доходы и расходы указанных  бюджетов в 2013 году увеличатся по сравнению с 2010 годом на 19,4 % и 13,9 % соответственно.

  • Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011 - 2013 годах прогнозируется с дефицитом в сумме 296,7 млрд. рублей (0,6 % ВВП), 277,8 млрд. рублей (0,5 % ВВП) и 136,0 млрд. рублей (0,22 % ВВП) соответственно.

  •   Увеличение доходов   консолидированных  бюджетов   субъектов Российской Федерации в 2011 - 2013 годах прогнозируется в основном за счет роста поступлений  налоговых и неналоговых доходов  при  одновременном сокращении объема, предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

  •   В 2011 году в связи с изменением налогового законодательства, а также  увеличением тарифов страховых   взносов достаточно высокая вероятность  недопоступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации налога на прибыль организаций, земельного и транспортного налогов.

  •   В 2011 году предусматривается рост расходов консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в основном за счет их текущих расходов.

  •  Общий объем межбюджетных трансфертов по всем разделам классификации бюджетных расходов (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов) в 2011 году по сравнению с предыдущим годом снижается на 4,9 %, а в 2012 - 2013 годах - на 18,7 % и 5,9 % соответственно.

  Доля  указанных трансфертов будет  снижаться как в общих расходах федерального бюджета, так и относительно объема ВВП.

  • На дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации законопроектом предусматривается  выделить в 2011 - 2013 годах ежегодно по 396 995,7 млн. рублей, что соответствует  уровню 2010 года.

  Количество  субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности региональных бюджетов, снижается с 70 субъектов в 2010 году до 68 субъектов в 2013 году (при распределении 80 % общего объема указанных дотаций).

  •    В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации законопроектом предусматривается предоставление из федерального бюджета в 2011 году соответствующих дотаций в объеме 115,6 млрд. рублей (на 21,7 % больше, чем в 2010 году), а также бюджетных кредитов в объеме 113,6 млрд. рублей (на 18,9 % меньше, чем в 2010 году).

  • Объем межбюджетных трансфертов, распределенный законопроектом между бюджетами  субъектов Российской Федерации   (согласно приложениям 30 и 31 к законопроекту), снижается с 61 % общего объема межбюджетных трансфертов в 2010 году до 62,2 % в 2013 году.

  •   При формировании законопроекта  не учтены ряд   предложений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (постановление от 14 апреля 2010 г. № 120-СФ).

  •   Анализ прогноза социально-экономического развития регионов на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов показывает, что существенные различия между  наиболее экономически развитыми регионами  и наименее экономически  развитыми  регионами сохраняется и на ближайшую перспективу.

  При этом по уровню бюджетных возможностей (до межбюджетного выравнивания) дифференциация между 10 наиболее и наименее финансово  обеспеченными субъектами Российской Федерации снижается и составит в 2011 году 5,8 раз против 6,5 раз в 2010 году.

  • В области межбюджетных отношений  требуется продолжение работы по повышению прозрачности системы  бюджетного выравнивания, достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной  обеспеченности и созданием стимулов для экономического и налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности.

  Формирование  бюджетной политики в области  межбюджетных отношений осуществляется в условиях постепенного выхода экономики страны из посткризисного периода и перехода   к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

  В 2011 - 2013 годах будет продолжена реализация одобренной распоряжением Правительства  Российской Федерации 8 августа 2009 г. № 1123-р Концепции межбюджетных отношений  и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях до 2013 года в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами.

  При формировании проекта федерального бюджета в основном соблюдены  принципы распределения межбюджетных   трансфертов между субъектами Российской Федерации.

  Вместе  с тем не исполнен ряд рекомендаций, содержащихся в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. № 120-СФ, в том числе:

  • по увеличению объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях сглаживания последствий посткризисного влияния на социально-экономическое развитие регионов;
  • по разработке механизма компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями, установленными по региональным и местным налогам законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;
  • по предоставлению субвенций из федерального бюджета на финансовое обеспечение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по оформлению и ведению спортивных паспортов.

  На  объем доходных источников консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2011 - 2013 годах окажут влияние принятые решения о внесении изменений в налоговое законодательство в части индексации акцизов на алкогольную продукцию, пиво, вино, спирт этиловый из всех видов сырья, а также в части повышения размера акцизов на нефтепродукты.

  По  оценке Правительства Российской Федерации, доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от дополнительных поступлений  акцизов увеличатся в 2011 году на 6,5 млрд. рублей, в 2012 году на 104,8 млрд. рублей и  в 2013 году на 75,2 млрд. рублей.

  На  снижение налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации может оказать влияние уменьшение ставки транспортного налога в два раза и предоставление законодательным (представительным органам) органам субъектов Российской Федерации права устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно.

  Достаточно  высокая вероятность, что в 2011 году и в последующие годы поступления  в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации налога на прибыль организаций существенно снизятся в связи с увеличением тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 26 % до 34 %, а также с изменением законодательства по вывозным таможенным пошлинам, НДПИ, водному налогу, плате за пользование водными объектами.

  На  уменьшение объема налоговых поступлений  в доходы бюджетов муниципальных  образований в 2011 году также повлияет отмена авансовых платежей по земельному налогу, предусмотренная Федеральным  законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых других вопросов налогового администрирования».

  По  оценке Счетной палаты, из-за отмены уплаты физическими лицами авансовых платежей по земельному налогу в 2011 году недопоступление налога в доходы бюджетов муниципальных образований может составить порядка 6,0 — 7,0 млрд. рублей.

  Одновременно  следует отметить, что указанным  законом предусмотрена норма, согласно которой сроки уплаты физическими лицами транспортного и земельного налогов не могут быть установлены ранее 1 ноября года следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная норма вводится с 1 января 2011 года и соответственно указанные налоги будут поступать в полном объеме в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований только в конце года.

  В настоящее время поступление  транспортного и земельного налога, уплачиваемых физическими лицами, в  первой половине года составляет порядка 65 % и 45 % общего годового объема их поступления. Сокращение ежемесячных налоговых поступлений в январе - октябре 2011 года в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований может привести к необходимости дополнительного привлечения субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов.

  Снижение  доли межбюджетных трансфертов в 2011 году по сравнению с предыдущими  двумя годами напрямую связано с  сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.

  С учетом межбюджетных трансфертов доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в доходах консолидированного бюджета  Российской Федерации в 2011 - 2013 годах составит 45,3 %, 44,1 % и 43,6 % соответственно. Указанная доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к концу планового периода существенно снизится по сравнению с 2009 годом (50,3 %) и будет близка к показателю докризисного 2008 года (43,2 %).

  Доли  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  без учета межбюджетных трансфертов  и федерального бюджета в доходах  консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 - 2013 годах приведены  на следующей диаграмме.

  Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без  учета межбюджетных трансфертов) и  федерального бюджета в общих  доходах консолидированного бюджета  Российской Федерации в 2 005 - 2 013 годах (в %)

  Анализ  приведенных данных показывает, что начиная с 2005 по 2010 год сложилась тенденция роста доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации. В прогнозируемом периоде отмечается стабилизация указанного показателя, который при снижении его значения в 2011 году в последующие два года вновь увеличивается.

  С учетом межбюджетных трансфертов доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в расходах  консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году составит 42 %, что на 0,5 процентного пункта меньше, чем в 2010 году, в 2012 году -41 % и в 2013 году - 40%. Таким образом, в 2011- 2013 годах указанная доля расходов региональных бюджетов будет постоянно снижаться на 1 процентный пункт.

  Доли  расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  без учета межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета в общих   расходах консолидированного бюджета  Российской Федерации в 2005 - 2013 годах приведены на следующей диаграмме. 
 
 
 
 

  Доля  расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без  учета межбюджетных трансфертов) и  федерального бюджета в общих  доходах консолидированного бюджета  Российской Федерации в 2005- 2013 годах (в %)

    

  Анализ  доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  без учета межбюджетных трансфертов  в расходах консолидированного бюджета  Российской Федерации показывает, что  ее снижение прослеживается с 1998 года (на приведенной диаграмме - с 2005 года) до 2010 года. В 2011 - 2013 годах указанная доля расходов увеличивается и сохраняется на уровне 34 % - 35 %.

  Расходы федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов предусмотрены  по всем разделам классификации расходов (за исключением раздела «Обслуживание государственного и муниципального долга»).

Информация о работе Межбюджетные трансферты