Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:59, реферат
Целью исследования является определение на основе исторического и зарубежного опыта, действующего законодательства и хозяйственной практики отношений, возникающих в ходе ликвидации коммерческих организаций, рассмотрение основных теоретических вопросов, касающихся правопреемства, выявление пробелов в законодательстве и предложение, в рамках возможного, некоторых рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Ликвидация коммерческих организаций………………………………4
Глава 2.Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации коммерческой организации……….………………………………….…………………………..8
Глава 3. Порядок ликвидации коммерческих организаций…………………..10
Заключение…………………………………………….…………………………14
Список используемой литературы……………………………………………...16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Ликвидация коммерческих организаций………………………………4
Глава
2.Обязанности лица, принявшего решение
о ликвидации коммерческой организации……….………………………………….…
Глава 3. Порядок ликвидации коммерческих организаций…………………..10
Заключение…………………………………………….……
Список
используемой литературы……………………………………………...
Введение
В условиях экономических преобразований, проводимых в России, процессы ликвидации коммерческих организаций приобретают все большее значение. Это обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, для периода первоначального накопления капитала, в который вступила российская экономика, характерны процессы перераспределения капитала и собственности. Юридическими формами такого перераспределения выступают реорганизация и ликвидация коммерческих организаций.
Во-вторых, ликвидация является основным средством проведения политики разгосударствления и приватизации.
В-третьих, становятся все более актуальными процедуры банкротства, продажи предприятий-должников.
В-четвертых, проблема защиты имущественных интересов кредиторов (в первую очередь граждан) стала уже не юридической и даже не экономической, а политической проблемой.
В-пятых, в настоящее время уже можно говорить о наличии в России обширного законодательства, регулирующего создание, деятельность и прекращение различных форм коммерческих организаций. И в условиях рыночной экономики завершающий этап жизни коммерческой организации приобретает весьма существенное значение.
Пробелы законодательства о ликвидации зачастую приводят к тяжелым негативным последствиям для имущественного оборота . По сравнению с ранее действовавшим законодательством в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации уделено значительно большее внимание и различным видам юридических лиц и их реорганизации и ликвидации.
Можно
согласиться с оценкой Ю.Х.
Основания и порядок ликвидации коммерческих организаций находят свое закрепление также в целом ряде нормативных актов, относящихся к законодательству о приватизации, банкротстве, преобразованию государственных предприятий, антимонопольному законодательству.
Предмет настоящего исследования нормы гражданского отечественного законодательства, регулирующие правовые отношения ликвидации коммерческих организаций.
Целью исследования является определение на основе исторического и зарубежного опыта, действующего законодательства и хозяйственной практики отношений, возникающих в ходе ликвидации коммерческих организаций, рассмотрение основных теоретических вопросов, касающихся правопреемства, выявление пробелов в законодательстве и предложение, в рамках возможного, некоторых рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.
Цель
работы определить правовые акты, регулирующие
процесс ликвидации коммерческих организаций,
а также основания ликвидации
и рассмотреть порядок и
Глава 1. Ликвидация
коммерческих организаций
Ликвидация коммерческих организаций в отличие от реорганизации влечёт их прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидация коммерческих организаций может быть добровольной или принудительной. Добровольная ликвидация коммерческих организаций осуществляется по решению их учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами.
В данном случае перечень оснований ликвидации коммерческой организации, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации, является примерным. В частности к ним относятся:
Принудительная ликвидация коммерческой организации решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации. В иных правовых актах, в том числе в иных законах, такие основания предусмотрены быть не могут. К ним относятся:
Требование о ликвидации коммерческой организации по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования представлено законом (пункт 3 статьи 61 ГК РФ).
Органы, не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации коммерческой организации не могут.
Суд, принявший решение о ликвидации коммерческой организации, непосредственно не занимается её ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации решением суда возлагаются на учредителей коммерческой организации либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации её учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Порядок ликвидации коммерческих организаций в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно разделить на ряд стадий.
Требования
каждой очереди удовлетворяются
после полного удовлетворения требований
предыдущей очереди. При недостаточности
имущества ликвидируемой
Требования
кредиторов, не удовлетворённые из-за
недостаточности имущества
Ликвидация
коммерческой организации считается
завершённой, а коммерческая организация
– прекратившей существование после внесения
об этом записи в единый государственный
реестр юридических лиц.
Глава 2. Обязанности
лица, принявшего решение
о ликвидации коммерческой
организации
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, другими законами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка о реестре юридических лиц, открытом для заинтересованных лиц.
Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящей с ним в отношениях имеет возможность узнать о ликвидации еще до официального опубликования.
Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами статьи 63, 64 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Суд,
принявший решение о
Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, в случаях, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий (пункт 22 Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года № 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур" (Ведомости Российской Федерации, 1992 года № 25, статья 1419) и пункт 21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников" (СЗ Российской Федерации, 1994 года № 6, статья 592); в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала – пункт 4 статьи 21 Закона об акционерных обществах.
К
ликвидационной комиссии переходят
функции и права органов
Глава 3. Порядок ликвидации
юридического лица
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.