Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:03, контрольная работа
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики.
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Введение 3
Распределения доходов и расходов бюджета 4
Механизм межбюджетных отношений 8
Методы регулирования бюджетных отношений 12
Анализ федерального бюджета РФ за последние три года. 20
Заключение 25
Список литературы 28
Таким образом, процесс бюджетного регулирования осуществляется сверху вниз: каждый вышестоящий бюджет регулирует нижестоящие бюджеты.
При этом основное отличие собственных (закрепленных) доходов и регулирующих доходов бюджетов заключается в том, что право на собственный доход возникает у бюджета в силу нормативного правового акта (например, Налогового кодекса Российской Федерации или Бюджетного кодекса Российской Федерации) и это право действует столько, сколько будет действовать тот нормативный правовой акт, которым данное право установлено. Право же на регулирующие доходы возникает при утверждении того бюджета, который регулирует нижестоящие бюджеты. И это право действует в течение текущего финансового года (то есть столько, сколько действует правовой акт, утвердивший вышестоящий бюджет).
4.Анализ федерального бюджета РФ за последние три года.
2009 год по
сути является точкой перелома
тенденций основных бюджетных индикаторов,
в частности прекращения многолетнего
наращивания расходов (рис. 8). В 2009 г. расходы федерального
бюджета достигли своего максимума как
в постоянных ценах, так и в процентах
ВВП (порядка 24,7% ВВП, в то время как в 2004
г. данный показатель не превысил 16% ВВП).
Дело в том, что в целях обеспечения финансовой
устойчивости бюджетной системы в среднесрочном
периоде правительство Российской Федерации
нацелено на сокращение объемов расходных
обязательств в долях ВВП при параллельном
повышение их эффективности.
В период 2010-2012 гг. ожидается сокращение
объема поступлений в федеральный бюджет до
15% ВВП к 2012 г., при том что объем государственных
обязательств будет последовательно секвестироваться
с почти 23% ВВП в 2010г. до 18% ВВП к 2012 г.
В период 2010-2012 гг. существенное сокращение
доходов федерального бюджета произойдет
вследствие прогнозируемого относительного
снижения мировых цен на нефть и газ, замедления
роста добычи и экспорта углеводородов
и укрепления рубля к доллару в условиях
сохранения ранее сформировавшейся сырьевой
структуры российского экспорта. Законом
о федеральном бюджете предусмотрено снижение
объема нефтегазовых доходов на 0,7 п.п.
ВВП за трехлетний период. Следует отметить,
что данное сокращение нефтегазовых поступлений
не будет должным образом компенсировано
ростом структурных доходов. Объем поступлений
ненефтегазовых доходов бюджета снизится
на 1,5 п.п. ВВП за рассматриваемый период.
Хотя в перспективе объем расходных обязательств
должен снижаться, они по-прежнему будут
оставаться на достаточно высоком уровне.
Результатом подобной структуры федерального
бюджета будет устойчивый дефицит, размер
которого будет колебаться в интервале
35% ВВП. Для поддержания сбалансированности
федерального бюджета законом о бюджете предусмотрено
финансирование дефицита как из внутренних,
так и из внешних источников. Среди основных
источников финансирования дефицита по-прежнему
остаются Резервный фонд и внутренние
заимствования. В то же время возникнет
необходимость совершать иностранные
заимствования: уже в 2010 г. запланировано
привлечь за рубежом порядка 18 млрд. долл.,
при этом общий объем внешних заимствований
за2010-2012 гг. запланирован на уровне 60 млрд.
долл. Также?
возможна некоторая коррекция величины
ежегодных заимствований в указанный
период в случае негативной динамики изменения
уровня «нефтяных цен». На фоне предстоящих
заимствований важно, что Россия в 2009 г.
погасила до конца задолженность Лондонскому
клубу кредиторов, а также произвела реструктуризацию
коммерческой задолженности бывшего СССР
в объеме порядка 400500 млн. долл.
Анализ доходной части закона о федеральном
бюджете РФ на 2010—2012 гг.
На протяжении 2010-2012 гг. в соответствии
с законом о федеральном бюджете ожидается
снижение или более низкая динамика поступлений
по большинству налогов и сборов по сравнению
с периодом 2006-2008 гг. (табл. 13). Такая тенденция
характерна как для нефтегазовых, так
и для инфраструктурных налогов. Прогнозируемое
снижение доходов федерального бюджета главным
образом обусловлено относительным ухудшением
конъюнктуры цен и спроса на товары российского
экспорта. Так, в соответствии с прогнозами основных
Кроме того, негативные последствия мирового
финансового кризиса продолжат сказываться
на финансовом состоянии и деловой активности
предприятий реального сектора экономики.
По-прежнему сохраняется высокая вероятность,
что восстановление их деятельности, а
именно выход на докризисные темпы производства
товаров и услуг, может оказаться длительным
процессом. Таким образом, рост объемов
поступлений ненефтегазовых налогов является
отнюдь не очевидным.
Анализ расходной части закона о федеральном
бюджете РФ на 2010—2012 гг.
В отношении динамики расходов федерального
бюджета на 2010-2012 гг. намечено последовательное
ограничение наращивания расходов, при
том что в прежние годы темп роста расходов
опережал темп роста экономики.
Изначально федеральный бюджет на 2010-2012 гг.
планировался как бюджет развития, однако
представленные в законе основные оценки
его расходной части свидетельствуют
о продолжении курса на социальную поддержку
населения и адресное субсидирование
наиболее крупных предприятий и отдельных
отраслей экономики. При этом расходы
инвестиционного характера сокращены.
В 2010 г. предполагается снижение объема
расходов федерального бюджета на 1,8 п.п.
ВВП относительно соответствующего показателя
2009 г. Однако при сопоставлении объемов
расходов в 2010 г. с параметрами докризисных
лет расходы бюджета на 2010-2011
На фоне общего снижения расходов наиболее
заметные изменения по сравнению с параметрами исполнения
Так, в 2010 г. запланировано снижение расходов
на национальную экономику на 1,1 п.п. ВВП
относительно объема в 2009 г. Такое снижение
объемов обусловлено тем, что наиболее
масштабные мероприятия поддержки различных
секторов экономики в рамках антикризисной
программы правительства РФ были рассчитаны
на их реализацию в 2009 г. Определенная
часть мероприятий подлежит исполнению
в 2010 г., однако в гораздо меньших объемах.
Объемы финансирования расходов на социальную
политику в 2010 г. также подлежат сокращению
на 0,4 п.п. ВВП относительно объемов 2009
г. Данное падение связано с реализацией основных мер
по увеличению зарплат бюджетникам и иных
социальных выплат в 2009 г. путем опережающей
индексации соответствующих платежей.
Следует отметить, что некоторому снижению
подвергнутся расходы по статье «Межбюджетные трансферты»,
их снижение в 2010 г. составит 0,6 п.п. ВВП.
Такая динамика связана в первую очередь
с падением объема трансфертов субъектам
РФ на поддержание сбалансированности
региональных бюджетов. На фоне снижения
трансфертов регионам увеличатся межбюджетные трансферты
государственным внебюджетным фондам
РФ, в наибольшей степени Пенсионному
фонду РФ с целью выполнения ранее принятых
обязательств и мероприятий по проведению
пенсионной реформы.
Также произойдет увеличение расходов
на общегосударственные вопросы (с учетом
расходов на обслуживание государственного
долга) с 2,1% ВВП в 2009 г. до 2,7% ВВП в 2010 г. главным
образом по причине роста вновь принимаемых
долговых обязательств. Относительные
объемы финансирования по другим статьям
федерального бюджета останутся без изменения
или подвергнутся незначительной коррекции.
В целом можно отметить, что федеральный
бюджет на 2010-2012 гг. сформирован исходя из
необходимости поддержания сбалансированности бюджетной
системы страны. В условиях существенного
снижения поступлений доходов бюджета предстоит
придерживаться политики ограничения
государственных обязательств, с тем чтобы
не допустить ситуации нарастания дефицита.
Список литературы:
1. Мысляева И.Н.
Государственные и
2. Современный
финансово-кредитный словарь/П.
3. Законодательство и экономика, 2005, № 12
4. Илларионов А.М. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг. // Вопр.экономики - 1998.- № 2. - с. 22-36.
5. Ильин А.В.
Современное российское
6. Кудрин А.Л. Бюджет-2002 -- сбалансированный и реалистичный // Финансы. 2002. №1. С. 3-6.
7. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.
8. Лексин В.,
Швецов А. Бюджетный
9. Лексин В.Н., Швецов А. Н. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 2000. № 1.
10. Лушин С.И.
Государственные финансы в
11. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6.
12. Мирзалиев
М.Н. Составление местных
13. Николаев
М., Махотаева М. Концепция
14. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1997, № 5.
15. Об улучшении земских и городских финансов.- 1912. - с.28.
16. Общая теория финансов: Учебник /Под ред. Дробозиной Л.А.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - с.44-45.
17. Овсянников Л.Н. Вопросы контроля в Бюджетном кодексе //Финансы. - 1999. - № 1. - С.48-51.
18. Пансков В.Г.
О некоторых проблемах
19. Поляк Г.Б. Финансовые проблемы развития регионов // Финансы. 2002. №9. С. 14-17.
20. Придачук
М.П. Становление и развитие
бюджетного федерализма в
21. Пронина Л.И.
Законодательная основа
22. Родионова В.М. Современные требования к бюджетному законодательству //Финансы. - 1998. - №7. - с. 8-11.
23. Русавская А.В. Региональные финансы в условиях рынка // Проблемы развития региона. Калуга. 2000. С. 308--314.
24. Рыжков В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления//Финансы - 2001. №2. С.8.
25. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. - М.: Менеджер,1998г. - с. 86.
26. Сенчаков
В.К. Финансы, денежное
27. Смирнов К. Владимир Путин велел надавить на нефтяников // Коммерсант. - 2004. - 14 апреля.
28. Стиглиц Д.Ю.
Экономика государственного
29. Телепнев
С.А. Финансы местного
Информация о работе Контрольная работа по «Бюджетная систем РФ»