Качество как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности:
-разработка стратегии,
-организация производства,
-маркетинг и др.

Содержание

Содержание
1.Качество как экономическая категория 3
2.Тест 12
3.Задача 14
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

контрольная по упр кач.docx

— 131.96 Кб (Скачать)

Министерство  по образованию и науки РФ

Всероссийский заочный финансово – экономический  институт 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине « Управление качеством»

на тему:

«Качество как экономическая категория» 
 
 
 

Исполнитель:

Специальность: МО

      Группа: 1, курс 4

      №зачетной книжки :07ММБ02864

      Преподаватель: Прошкина Л.А. 

Пенза 2010

Содержание

1.Качество как  экономическая категория                                                             3

2.Тест                                          12

3.Задача  14

Список используемой литературы   15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Качество как экономическая категория

Понятие качества.

    В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения  уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее  эффективность всех сторон деятельности:

-разработка стратегии,

-организация производства,

-маркетинг и др.

    Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной  литературе и практике существуют различные  трактовки понятия качество. Международная  организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции  или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные  или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение  качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000.. Эти стандарты вторглись непосредственно  в производственные процессы, сферу  управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное  направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

    Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между  производителями и потребителями  продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1).[1]  

    

    Рис. 1.1. Пирамида качества

    Наверху пирамиды находится TQM, который предполагает высокое качество всей работы для  достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная  с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий  труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно  связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических  процессов, своевременное выявление  брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается  качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.[2,c.6]

    Для правильного понимания проблем  качества необходимо учитывать следующие  положения:

  • качество должно быть ориентировано на потребителя;
  • обеспечение качества - не только техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру предприятия или организации;
  • вопросы качества актуальны не только в рамках производственного процесса, но и в сфере разработки продукции, маркетинга, послепродажного обслуживания и пр.;
  • повышение качества продукции неразрывно связано с обновлением технологии;
  • общее повышение качества достигается только с помощью экономически заинтересованного участия всех, кто задействован в создании продукции (услуги) и пр.

    Для обеспечения конкурентоспособности  продукция должна отвечать требованиям  заказчика или запросам покупателей.

      Для дальнейшего уточнения понятия  управления качеством продукции  целесообразно обратить внимание  на трактовку понятия продукции  и уточнить само это понятие.  Необходимость такого уточнения  обусловлена тем, что понятие  продукции не совсем точно  даже в инструктивных материалах, действующих в Российской Федерации.  Но ведь товары, работы и услуги  входят в общее понятие продукции. Продукция - это результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т. п.) называют работами.

    Для того чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать  услугу, необходимо осуществить целый  ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.

    Формирование  качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и  экономические принципы, создают  функциональные образцы (модели). После этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.

    Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение  точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.). [3,c.21]

    Повышение сложности изделий привело к  увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к  комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового  производства качество стало рассматриваться  не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

    С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация  производства, появились автоматические устройства для управления сложным  оборудованием и другими системами. Возникло понятие “надежность”. Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

         Качество как экономическая категория 

С экономических  позиций качество рассматривается  как результат потребления или  потребительной стоимости исследуемого объекта, под которой понимается его полезность – способность  удовлетворять какую—либо потребность. Потребностью называется нужда в  чем—либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

          Существует ряд теорий, описывающих  виды и взаимоотношения потребностей. Одна из наиболее известных  – теория иерархии потребностей  английского ученого А. Маслоу  выдвинутая им в 50–е гг. XX в.  и позволяющая осознанно управлять  поведением человека на основе  анализа степени удовлетворения  его потребностей. Она основана  на трех принципах: иерархии  потребностей, дефицита и прогрессии.[4,c.77]

       1. В соответствии с принципом  иерархии существуют пять групп,  или уровней, потребностей. Их  изображают в виде пирамиды  потребностей (рис. 1.1).

         Первый уровень (низший) образуют  основные, или физиологические, потребности,  которые определяются биологической  природой человека. Это потребности  в пище, одежде, жилище и т. д.Более  высокий второй уровень составляют  потребности в защищенности от  «ударов судьбы», которые могут  уничтожить потребности предыдущего, (первого) уровня. Это болезни,  несчастные случаи, нищета и т.  д.Следующий, еще более высокий  – третий уровень включает  социальные потребности, связанные  со стремлением к общению, взаимоотношениям  с другими людьми.  Четвертый  уровень образуют потребности  признания – стремление к уважению  окружающих, престижу. Самый высокий пятый уровень составляют потребности развития, выражающиеся в стремлении к самовыражению, самосовершенствованию. Указанные потребности существуют для отдельного индивида, коллектива, организации и общества в целом.

       2. Принцип дефицита связан с  ощущением недостатка в чем—либо, вызывающим нарушение психологического  равновесия и сопровождающимся  стремлением ликвидировать дискомфорт, что в конце концов восстанавливает  это психологическое равновесие.

      3. Принцип прогрессии состоит  в последовательном удовлетворении  всех видов потребностей –  от самого низкого иерархического  уровня ко всё более высоким.  При этом, если возможности удовлетворения  потребностей на следующем, более  высоком, уровне отсутствуют,  то человек стремится, пропустив  «ближайший», перейти на следующий,  еще более высокий уровень  потребностей, вплоть до четвертого  уровня.[5,c.123]

     Современные психологи внесли уточнение в теорию А. Маслоу , считая, что переход к потребностям более высокого уровня происходит, если потребности предыдущего уровня удовлетворены на 70 % и меньше (по А. Маслоу, должно быть 100 %).Уровни потребностей конкретного человека и уровень развития его психики взаимосвязаны. Условный пример такой взаимосвязи отражен на рис. 1.2

 

У каждого человека она своя, причем имеет способность  меняться в разные периоды его  жизни.

     Само  по себе слово «качество» не  имеет экспрессивной окраски.

Взаимосвязь уровня развития психики человека и уровней  потребностей (вещи, продукта) проявляется  в зависимости от того, какими свойствами он обладает и как они удовлетворяют  потребности.

             Каждому объекту присуща совокупность  свойств. Объект, используемый в  процессе потребления, должен  обладать полезными свойствами. Полезность, устанавливаемая потребителем, имеет объективный характер. «Предлагаемый продукт,– полезен не сам по себе. Его полезность устанавливается потребителем»       

 Полезность  основывается на естественных  свойствах объекта. Однако их  наличие недостаточно для признания  полезности, они создают потенциальную  возможность такого признания.  Объект (вещь) может быть бесполезным,  т. е. в отдельных случаях  не будет образовывать никакой  потребительной стоимости.

           Что «каждую полезную вещь, как, например, железо, бумагу и т. д., можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества» Иными словами, потребительная стоимость как экономическая категория обладает единством качественной и количественной стороны.

Качественная  сторона потребительной стоимости  характеризуется способностью данной вещи (продукта) удовлетворять определенную потребность. «Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью» Эта  способность возникает и реализуется  благодаря тому, что продукт обладает совокупностью определенных полезных свойств. Полезность определяют не столько  сами свойства вещей (продуктов), сколько  отношение потребителей к этим свойствам.

Количественная  сторона потребительной стоимости  проявляется в виде меры удовлетворения определенной потребности в данной вещи (продукте)

Потребительная  стоимость продукта выражает суть экономических  отношений между изготовителем  и потребителем. Поддерживая это  утверждение, необходимо отметить, что  в этом у экономистов нет единого  мнения.

        Это связано со сложностью  природы и сущности самой категории  потребительной стоимости, существования  множества и разнообразия форм  ее проявления, характера ее возникновения  и существования. Уточняя одну  из точек зрения, показывающую  взаимосвязь потребительной стоимости  и качества продукции, следует  добавить, что потребительная стоимость  имеет отношение к удовлетворению  заданной потребности через массу  продуктов, тогда как качество  продукции относится к удовлетворению  заданной потребности через единицу  продукции.

Информация о работе Качество как экономическая категория