Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 01:17, курсовая работа
Целью данной работы является углубленное изучение государственного бюджета, его функций, а так же рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь.
Задачами данной работы является:
1) изучить содержание понятия «государственный бюджет»;
2) определить функции государственного бюджета, его структуру;
3) оценить роль государственного бюджета Республики Беларусь в развитии экономики, выявить пути совершенствования бюджетной политики, позволяющей эффективно воздействовать на экономическую активность, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Сущность государственного бюджета…...…………………...…………...……..5
1.1 Понятие государственного бюджета, его роль и функции………………..…..5
1.2 Бюджетное устройство стран с рыночной экономикой………..…………..….7
2 Структура государственного бюджета………………………………………….11
2.1 Доходы государственного бюджета и роль налогов в их формировании….11
2.2Расходы государственного бюджета, их планирование и финансирование...12
2.3 Дефицит госбюджета и основные источники его покрытия……………......14
3 Государственный бюджет Республики ………………………………………...19
3.1 Бюджетная система Республики Беларусь: ее структура и принципы построения ……………………………………………..…………………….……..19
3.2 Динамика расходов и доходов государственного бюджета Республики Беларусь………………………………………………………………………..…....20
3.3 Особенности государственного бюджета Республики Беларусь и пути повышения его качественного уровня на современном этапе……………….….27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………
2) целевой характер
3) предоставление бюджетных
средств в меру выполнения
производственных и других
4) безвозвратность и
Бюджетное финансирование может выполняться в двух формах. Первая форма - это финансирование по системе “нетто-бюджет”. В этом случае бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.
Вторая форма - финансирование по системе “брутто-бюджет”. Применяется для предприятий, учреждений и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются как на текущие, так и на капитальные расходы.
Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления бюджетных средств. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения лучших результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.
При разработке бюджета используют
системный анализ, экономические
модели, электронно-вычислительную технику,
которая позволяет
Основой составления почти всех бюджетов в настоящее время является программно-целевой метод.
2.3 Бюджетный дефицит и основные источники его покрытия
Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую
ежегодные расходы бюджета
Бюджетный дефицит и государственный
долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный
дефицит может покрываться либо
за счет роста государственного долга,
либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный
государственный бюджет не может
свидетельствовать о здоровье экономики,
если у государства большой долг.
Поэтому к дефициту государственного
бюджета следует подходить
Различают следующие виды бюджетных дефицитов:
Циклический дефицит (излишек) государственного
бюджета является результатом действия
встроенных стабилизаторов экономики.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор
- экономический механизм, позволяющий
снизить амплитуду циклических
колебаний уровней занятости
и выпуска, не прибегая к частым изменениям
экономической политики. В качестве
таких стабилизаторов в индустриальных
странах обычно выступают прогрессивная
система налогообложения, система
государственных трансфертов (в
том числе страхование по безработице)
и система участия в прибылях.
Создание эффективных систем прогрессивного
налогообложения и страхования
занятости является первоочередной
задачей для переходных экономик,
где объективные сложности
Структурный дефицит (излишек) государственного
бюджета - разность между расходами
и доходами бюджета в условиях
полной занятости. Циклический дефицит
нередко оценивается как
Оценки структурного дефицита используются,
в основном, в индустриальных странах,
где размеры бюджетных
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата
процентов по ней и постепенное
погашение основной суммы долга
- его амортизация) является важной
статьей государственных
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит
- существующий наряду с измеряемым
(официальным) скрытый дефицит
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
- финансирование
- накопление в коммерческих
банках, отделившихся на начальных
стадиях экономических реформ
от Центрального Банка,
- отдельные операции, связанные
с государственным долгом, а также
финансирование Центральным
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
- монетизация бюджетного
- внешнее долговое
- внутреннее долговое
В переходных экономиках монетизация
дефицита государственного бюджета
обычно используется в тех случаях,
когда имеется значительный внешний
долг, и это исключает льготное
финансирование из иностранных источников,
а возможности внутреннего
В случае монетизации дефицита (то
есть внутреннего банковского
В условиях повышения уровня инфляции
возникает так называемый "эффект
Танзи" - сознательное затягивание
налогоплательщиками сроков внесения
налоговых отчислений в государственный
бюджет, что характерно для многих
переходных экономик. Нарастание инфляционного
напряжения создает экономические
стимулы для "откладывания" уплаты
налогов, так как за время "затяжки"
происходит обесценение денег, в
результате которого выигрывает налогоплательщик.
В итоге дефицит
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Альтернативные возможности
Нередко, однако, возможности льготного
финансирования в переходных экономиках
либо ограничены из-за значительной внешней
задолженности, либо используются правительствами
преимущественно в
Внешнее финансирование бюджетного дефицита
оказывается менее
При этом, чем более открытой является
переходная экономика и чем более
жестким - ее валютный курс, тем в
меньшей степени внешнее
Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда [1,с.387]:
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Если облигации
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
Рост бремени внутреннего
Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь