Функции права и его применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:04, реферат

Описание работы

Проблема функций права в теоретической юриспруденции исследовалась многими учеными, в том числе и в отечественной науке, вызывая к жизни различные точки зрения по поводу определения функций права, их содержания, классификации, характеристики отдельных видов и форм реализации. Несмотря на это, среди ученых-правоведов все еще нет единства взглядов по основным аспектам этой проблемы, что позволяет отнести ее к числу недостаточно исследованных в современной теории права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Понятие функций права……………………………………………………5
2. Классификация функций права…………………………………………..8
2.1 Общеправовые функции права………………………………….…..9
2.2 Общесоциальные функции права………………………………….13
3. Формы реализации функций права…………………………………....17
3.1 Информационная форма…………………………………………...18
3.2 Ориентационная форма……………………………………………...18
3.3 Правовое регулирование……………………………………………18
4. Применение права……………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………...24
Список используемых интернет-источников…………………………….…..25

Работа содержит 1 файл

реферат по праву.docx

— 46.66 Кб (Скачать)
:justify">Идеологическая функция  права

Идеологическая функция  отражает способность права воплощать  в жизнь идеологию индивидов  и из объединений, оказывать влияние  на их мысли и чувства. В той  мере, в какой в праве выражаются соответствующие интересы личности предписания, оно получает психологическую  поддержку общества, поэтому одной  из задач воспитательной функции  права является воспитание правового  сознания граждан, осознания необходимости  соблюдения норм права.

Исходя из этого, идеологическую функцию называют также воспитательной [3].

 

3. Формы реализации функций  права

Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает  и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно.

Рассмотрим формы реализации функций права.

Функция права - это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного  и правового регулирования.

В соответствии с этими  формами выделяют три формы реализации функций права:

- информационную форму,

- ориентационную форму,

- правовое регулирование.

 

 

3.1 Информационная форма

Информационная форма  реализации функций права состоит  в том, чтобы сообщить адресатам  требования государства, относящиеся  к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются  в обществе, одобряются или допускаются  государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно  полезных целей и, напротив, какие  противоречат интересам общества, государства  и граждан.

Правовая информированность  имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно  отстает от потребностей общественного  развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства. Поэтому  граждане объективно нуждаются в  получении правовой информации о  действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в  него, о новых законах и т.д. Не случайно на повестку дня была поставлена задача организовать юридический всеобуч  как единую общегосударственную  программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.

3.2 Ориентационное воздействие

Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок - с одной стороны, и  их влияние на правовое поведение  граждан - с другой.

3.3 Правовое регулирование

Центральное место в системе  правового воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.

Эффективность реализации функций  права в рамках этой формы зависит  от выяснения следующих принципиальных положений:

- условий эффективности  регулирования;

- процесса правового регулирования;

- социальных результатов  регулирования.

Условия эффективности правового  регулирования подразделяются на объективные  и субъективные.

Объективными условиями  являются: социально-экономическое  состояние, система хозяйства, формы  собственности и т. п.

К субъективным - относятся: научная обоснованность необходимости  регулирования, выбор оптимального варианта регулирования, своевременность  правотворчества, совершенствование  действующего законодательства, обеспечение  стабильности правового регулирования, ясность, четкость правовых предписаний, активность правоприменительных органов  в деле воплощения в жизнь правовых предписаний и ряд других.

Процесс правового регулирования  состоит из трех взаимосвязанных  стадий [4].

Первая стадия - это регламентация  общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических  норм.

Вторая стадия - возникновение  субъективных прав и юридических  обязанностей (возникновение правоотношений). Смысл данной стадии - переход от общих предписаний норм к конкретной модели поведения конкретных лиц.

Третьей - завершающей стадией  процесса правового регулирования  является реализация норм права (юридический  результат регулирования). Она заключается  в фактическом использовании  лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.

Социальный результат  регулирования - это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных  явлений.

 

 

4. Применение права

Применение права — властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм гражданами и их объединениями. Особенности применения права проявляются в следующем:

Применение права —  это властная деятельность органов  государства, их должностных лиц  и иных уполномоченных субъектов. Данный признак указывает на два обстоятельства: во-первых, субъектами применения права выступают преимущественно (или исключительно) государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев и общественные объединения граждан; во-вторых, применение права носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, обеспечиваются принудительной силой. Властность — существенный отличительный признак применения права.

Властный характер правоприменительных  органов следует отличать от так  называемых властных действий гражданских  объединений. Это и реализация права  на выдвижение кандидатов в депутаты, участие в референдуме и др. Властный характер подобных акций граждан  — безусловен. Решение, принятое, скажем, гражданами по месту жительства о  выдвижении конкретных лиц кандидатами  в депутаты, подлежит (при отсутствии нарушений Закона) безусловному осуществлению  специальными органами, указанными в  Законе о выборах. Решение о выдвижении кандидата, принятое населением, подлежит последующему утверждению (скажем, окружной избирательной комиссией), но это  не меняет дела.

Подобное имеет место  при совершении односторонних сделок, осуществлении права на забастовку и др.

Однако природа властных действий граждан в отличие от правоприменительной деятельности иная. Если граждане преследуют собственные  интересы, то правоприменитель действует  исключительно для того, чтобы обеспечить (удовлетворить) интересы граждан, их объединений. Иного (чем этот публичный) интереса у правоприменителя нет. Из этого вытекает, что властный характер применения права определяется тем, что правоприменение призвано обеспечить, гарантировать права и интересы граждан, властно подтверждая наличие у них субъективных прав, способствуя их реализации, либо устраняя препятствия к их реализации, и, в этой связи, защищая эти права, либо восстанавливая их вследствие нарушения. Различны средства, механизмы осуществления такого рода действий. Государство наделяет правоприменителя такими юридическими средствами, которые позволяют ему довести принятое решение до логического завершения. Так, при невыполнении решения суда, должностные лица, оказывающие этому препятствие, несут установленную законом ответственность, налагаемую этим же судом. Граждане, в случае невыполнения распоряжения, такой возможностью не обладают.

Главная отличительная особенность  применения права заключается в  том, что оно носит организующий характер, совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций. Профессор П. Е. Недбайло, один из наиболее признанных авторитетов в исследовании данной проблемы, справедливо заметил, что «правоприменение — это такая правомерная деятельность, которая «сопряжена с организацией осуществления правовых норм в правоотношениях и воздействием на обязанных лиц в этих отношениях».

Назначение правоприменения, как это вытекает из сказанного, сводится к тому, что оно выступает  вслед за правом (правовым регулированием общим) средством индивидуальной правовой регуляции поведения. «Властные  правоприменительные действия, вклиниваясь  в механизм правового регулирования, конкретизировано подкрепляют властность юридических норм, индивидуально  регулируют общественные отношения  и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования» (Н. Н. Вопленко). Наверное, поэтому С. С. Алексеев утверждал, что применение права есть нечто большее, чем это вытекает из самого термина. Оно означает собой властную индивидуально-правовую деятельность, целью которой является организация нормального процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения общего нормативно-юридического регулирования общественных отношений, обеспечения поведения участников этих отношений сообразно правовым предписаниям.

Выступая в качестве средства индивидуально-правового регулирования, применение права служит тем основанием (юридическим фактом), с которым  нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений между гражданами, организациями, объединениями  граждан и государством. Необходимость  в правоприменении возникает  всякий раз, когда без организующих действий государственных органов  такие правоотношения не могут возникнуть.

Правоприменение, таким образом, выполняет функцию индивидуального  или казуального (т.е. ненормативного) регулирования. Без такого индивидуального  регулятора в целом ряде случаев  не могут быть достигнуты цели и  задачи общего нормативного регулирования, а значит, не могут быть реализованы  вытекающие из закона права и обязанности  граждан. Правоприменение обеспечивает, обслуживает реализацию права, и  в этом видится его основное предназначение в механизме действия права.

Применение права носит  индивидуально-правовой характер. Правоприменение есть конкретизация права применительно к конкретному случаю, есть подведение частного случая, факта под общую норму права. Правоприменение в этом смысле выступает своего рода проводником перевода общих нормативных требований закона в фактическое поведение субъектов в тех случаях, когда субъекты по каким — либо причинам не могут (или не хотят) осуществить предоставленные им законом субъективные права и юридические обязанности. Правоприменение связывает общую абстрактную норму права с персонально определенным субъектом, конкретно определенными фактами и обстоятельствами, благодаря чему закон получает мощный импульс к реализации.

Применение права всегда связано с вынесением специального решения (акта применения) в специально установленной форме (выдача ордера на жилплощадь, свидетельства права собственности на земельный участок и др.). Верно подмечено, что там, где нет решения, выраженного в специальном правовом акте, там нет и применения права.

Применение права осуществляется в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах.

Применение права имеет  четко очерченные законом сферы  распространения. Как вид государственной  деятельности, правоприменение может  иметь место только в тех случаях, которые прямо оговорены законом. Это исключает произвольное, по своему усмотрению, «вклинивание» применения права в процесс реализации права. На практике подобное имеет довольно широкое распространение и всегда связано с ущемлением прав и законных интересов граждан и их объединений.

Процедурный порядок правоприменения  подчинен тому, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать  исключительно в интересах обеспечения  прав и свобод граждан. Придание правоприменительной  деятельности специфической юридической  формы имеет важное значение. Так, правоприменительная деятельность судебных органов может осуществляться только в форме правосудия, а в  зависимости от рассматриваемых  дел — в форме гражданского, уголовного, административного и  конституционного судопроизводства. Вообще, юридическая деятельность невозможна без такого рода процессуальных форм. Сказанное распространяется на все  иные виды применения права [5].

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, функции права способствуют познанию сущности права. Кроме того, функции права предопределяют содержание и виды функций различных правовых явлений, например функций юридической ответственности, отдельных структурных частей системы права - отраслей права, правовых институтов и т.п. Функции права являются общей категорией по отношению к функциям иных правовых явлений и в связи с этим играют важную методологическую роль при их изучении.

Научно-практическое значение категории "функция" заключается  в следующем. Любое явление социальной действительности может реализовать  свое назначение лишь в том случае, если будет функционировать. По тому, какие функции осуществляет то или  иное явление социальной действительности, каким образом происходит реализация этих функций и с какой эффективностью, можно судить о самом явлении, его основных чертах, значении в  жизни общества и месте в системе  подобных социальных явлений, а также  о перспективах его существования  и развития. Функции - постоянные и  неизменные спутники явления. Они неразрывно с ним связаны и сопровождают явление на протяжении всего его  существования. Функции выражают сущность явления - то главное, основное, определяющее, что обусловливает его специфику, его природу, делает его "самим  собой". Таким образом, изучение функций  явления есть изучение самого явления. Оно позволяет глубже проникнуть в суть изучаемого явления, разобраться  в его природе, "осветить" те его стороны, которые скрыты от исследователя, рассматривающего явление в статике.

С учетом сказанного о применении права можно сделать вывод, что правоприменительная деятельность представляет собой наиболее сложную и важную форму реализации права. Единство материально-правовых и процедурно-процессуальных качеств в правоприменительных отношениях предопределено их местом и ролью в механизме правового регулирования.

Информация о работе Функции права и его применение