Доходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Необходимость и сущность доходов государственного бюджета………….4
2. Сущность, виды, значение налогов
2.1. Сущность и виды налогов……………………………………………………7
2.2. Налоговая система РФ…………………………………………………….11
2.3. Система налогов РФ………………………………………………………...16
2.3.1. Налог на добавленную стоимость………………………………………..17
2.3.2. Акцизы……………………………………………………………………..20
2.3.3. Налог на прибыль…………………………………………………………24
2.3.4. Налог на доходы с физических лиц……………………………………...26
3. Неналоговые доходы федерального бюджета………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Доходы государственного бюджета.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     Государство предпочитает косвенное налогообложение  из-за его простоты взимания, а также скрытости. От косвенных налогов трудно укрыться. Косвенные налоги выгодны и хозяйствующим субъектам, так как:

     1. они полностью ложатся на покупателей;

     2. легко переложимы;

     3. взимаются незаметно для большинства покупателей.

     По  статусу налогоплательщика все  налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Налоговая система  РФ 

     Становление принципиально новой для Российской Федерации налоговой системы началось в 1992 г. До этого времени, в условиях господства административной системы количество налогов, взимаемых с юридических лиц, было весьма ограниченным.

     Действовавшая система налогообложения способствовала перераспределению средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих к плохо работающим предприятиям. Основными видами налогов на юридических лиц были налог с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и гербовый сбор. Кроме того, государство изымало в бюджет почти всю сверхплановую прибыль, а в конце года — неиспользованные средства на счетах государственных предприятий.

     Что касается налогов с физических лиц, то они сводились в основном к подоходному налогу на сельскохозяйственную продукцию.

     Появление во второй половине 80-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала и др.), изменение экономического строя общества создали условия для реформирования налоговой системы. С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который устанавливал следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы.

     Коренные  преобразования в экономической  сфере и развитие рыночных отношений в России привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. В начале 90-х гг. началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве регуляторов рыночных отношений. Были приняты законы, определяющие принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов; регулирующие вопросы организации сбора налогов и контроля; устанавливающих порядок системы исчисления и уплаты конкретных видов налогов и сборов.

     В настоящее время можно говорить о том, что налоговая система в России приобрела некоторую стабильность и определенность.

     В частности:

     - налоговая система основывается на законах, а не на подзаконных актах различных министерств и ведомств, как это было раньше. Налоги и налоговые платежи вводятся и отменяются только представительными органами власти путем принятия соответствующих законодательных актов. Налоговое законодательство опирается на единый закон — Налоговый кодекс РФ, который является документом прямого действия, содержащим основные правила взимания налогов в стране;

     - налоги четко распределены по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги). Региональным и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива в рамках закона;

     - налоговая система России представляет собой сочетание двух равнозначных групп налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги);

     - в налоговой системе России появились новые налоги (НДС, налог на имущество, капитал, единый социальный налог и др.), которые не существовали раньше;

     - налоговая система построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны государственной налоговой службы;

     - новая налоговая система обеспечивает более справедливое распределение налоговой нагрузки между отдельными категориями граждан и хозяйствующих субъектов;

     - при налогообложении к плательщикам предъявляются одинаковые требования и создаются равные условия путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления. Вводятся специальные статьи, гарантирующие однократность налогообложения.

     В целом действующая налоговая  система призвана выполнять не только фискальную, но и регулирующую и контрольную функции. Сегодня наличие различных видов налогов дает возможность государству вести учет налогоплательщиков по видам облагаемых объектов, стоимости имущества юридических и физических лиц, владельцев и пользователей земли и природных ресурсов; обеспечивать контроль за характером и объемом деятельности предприятий и предпринимателей, инвестициями, за соблюдением ими законности в области формирования, распределения и использования доходов и имущества. Все это является важным инструментом государственного регулирования и стимулирования процесса экономического развития в России.

     В зависимости оттого, какой орган государственной власти вводит налоги, а также имеет право их конкретизировать и уточнять условия уплаты, налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

     Федеральными  налогами и сборами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:

     1. Налог на добавленную  стоимость.

     2. Акцизы.

     3. Налог на доходы  физических лиц.

     4. Единый социальный  налог.

     5. Налог на прибыль  организаций.

     6. Таможенные пошлины  и сборы.

     7. Налог на добычу  полезных ископаемых.

     8. Водный налог.

     9. Сборы за пользование  объектами животного  мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

     10. Государственная  пошлина.

     Региональными налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов РФ, в порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, определяются: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

     К региональным налогам относятся:

     1. Налог на имущество  организаций.

     2. Налог на игорный  бизнес.

     3. Транспортный налог.

     Местными  налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

     К местным налогам относятся:

     1. Земельный налог.

     2. Налог на имущество  физических лиц.

     Налоговым кодексом РФ предусмотрены также  специальные налоговые режимы, которые представляют собой особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, относящихся к федеральным, региональным или местным налогам.

     К специальным налоговым  режимам относятся:

     1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

     2. Упрощенная система налогообложения.

     3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

     4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

     По  объекту налогообложения, существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:

     1. налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

     2. налоги с имущества (предприятий, граждан);

     3. налоги с определенных видов операций, сделок, деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

     По  источнику уплаты налоги делятся на:

     1. налоги, относимые на увеличение цены товара (НДС, налог с продаж, акцизы и др.);

     2. налоги, относимые на себестоимость продукции (ресурсные налоги, взносы во внебюджетные фонды и др.);

     3. налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налог на рекламу, имущество предприятия, земельный налог и др.);

     4. налоги на чистую прибыль (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, единый налог на вмененный доход). 
 
 
 
 
 

2.3. Система налогов  РФ 

     В настоящее время в налоговой  системе России существенное место занимают как прямые, так и косвенные налоги (табл. 1). 

Таблица 1. Динамика поступлений  доходов бюджета (%) 

  2001г. 2002г. 2003г. 2004г.
Доходы, всего 100 100 100 100
В т. ч. налоговые доходы 87,38 89,13 90,25 91,02
Из  них: НДС 23,81 21,39 21,31 19,7
Налог на прибыль 19,15 13,16 12,72 15,98
Налог на доходы физических лиц 9,53 10,18 11,01 10,58
Акцизы 9,07 7,5 8,4 4,55
 

     Как видно из табл. 1, одним из главных  налогов в налоговой системе РФ является НДС. За счет его поступлений формируется около 20% доходов консолидированного бюджета РФ. Второе место занимает налог на прибыль — 15,98% доходов консолидированного бюджета РФ. Третье место занимают налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — 15,83%. На четвертом месте находятся платежи за пользование природными ресурсами — 10,7%. Еще несколько лет назад налоги на доходы физических лиц занимали третье место по значимости и объемам поступлений в консолидированный бюджет РФ, однако в 2004 г. они находились лишь на пятом месте и обеспечивали 10,58% доходов консолидированного бюджета. Акцизы обеспечивают 4,5% доходов, а налоги на имущество — всего 2,7% доходов консолидированного бюджета РФ.

     Если  суммировать данные табл. 1, то можно заметить, что основную долю — более 50% доходов консолидированного бюджета составляют косвенные налоги. Доля прямых налогов составляет примерно 35%.

     Рассмотрим  теперь более подробно роль отдельных  налогов в формировании доходов бюджетов РФ. 

2.3.1. Налог на добавленную  стоимость 

     Как уже отмечалось, наибольшую долю доходов  федерального бюджета составляет налог на добавленную стоимость (НДС).

     НДС был введен в России в 1992 г. Ранее в России он не существовал.

     НДС представляет собой налог на стоимость, добавленную обработкой на конкретном этапе производства или реализации. Объектом обложения налогом выступает прирост цены изделия в процессе его производства или доработки сверх цены, по которой были приобретены материалы или услуги, использованные при изготовлении данного товара. Таким образом, налогом облагается только новая стоимость.

     Объектом  налогообложения служат обороты по реализации товаров, выполненные работы, оказанные услуги, а также товары, ввозимые на территорию РФ, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством РФ.

     Объектом налогообложения признаются следующие операции:

     1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг);

Информация о работе Доходы государственного бюджета