Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Содержание

Введение 3
Принципы бюджетного процесса 4
Участники бюджетного процесса в Российской Федерации 6
Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти 7
Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти 9
Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства 11
Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели 13
Стадии бюджетного процесса в Российской Федерации 15
Составление проектов бюджетов 16
Рассмотрение и утверждение проектов бюджета 18
Исполнение бюджета 20
Отчет об исполнении бюджета 22
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

Бюджетное право.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования Российской Федерации

    Уральский Финансово – Юридический институт 
 
 
 
 

    Контрольная работа

    по  Бюджетному праву

    тема: Бюджетный процесс в Российской Федерации 
 
 
 
 
 

                  Исполнитель:

                  студент заочного отделения

                  Юридического  факультета

                  Группа: Ю-2408

                  Свечков С.Ф 

                  Проверил:

                  доцент, Панов  
                  Сергей Федорович
                   
                   
                   
                   
                   

    Екатеринбург 2011

    Содержание 
 

 

     Введение 

      Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.   

        Бюджет государства играет значительную  роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год. 

 

     Принципы бюджетного процесса 

    Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса, заключающаяся в составлении и рассмотрении проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждении и исполнении соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также в контроле за их исполнением.

    Принципы:

    1) принцип единства – единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств1;

    2) принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней – закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств2;

    3) принцип самостоятельности бюджетов – право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, устанавливать в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня3;

    4) принцип полноты отражения доходов и расходов – все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме4;

    5) принцип сбалансированности бюджета – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита5;

    6) принцип гласности – бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательному опубликованию в открытой печати6;

    7) принцип достоверности бюджета – реалистичность расчета доходов и расходов бюджета7;

    8) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на конкретно определенные цели8.

 

     Участники бюджетного процесса в Российской Федерации 

    Участниками бюджетного процесса являются Президент РФ, органы законодательной (представительной) власти РФ, ее субъектов и муниципальных образований; органы исполнительной власти РФ, ее субъектов, муниципальных образований; органы денежно – кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов; иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия9.

    Структура федеральных финансовых органов  определяется указом Президента РФ, органом денежно – кредитного регулирования является Банк России. Органами государственного или муниципального финансового контроля являются Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления10.

 

     Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти 

    Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов обусловлены правовой формой бюджетов, поскольку в соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ – в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

    Представительные (законодательные) органы участвуют  в бюджетном процессе по двум направлениям:

    1) рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении. При рассмотрении и утверждении проектов бюджетов представительные (законодательные) органы на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – облекают бюджет в требуемую правовую форму, аналогичным образом утверждается отчет об исполнении бюджета;

    2) осуществление контроля за исполнением бюджетов. Для осуществления последующего контроля за исполнением бюджетов представительные (законодательные) органы создают специальные органы бюджетного контроля (счетные палаты и др.), порядок формирования которых определяется соответствующим представительным (законодательным) органом.

    Помимо этого, представительные (законодательные) органы определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

    Полномочия  представительных (законодательных) органов на федеральном уровне определяются Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления.

    В 2000 г. введен запрет на создание представительными (законодательными) органами резервных фондов, который был направлен на то, чтобы избежать возможных злоупотреблений полномочиями, поскольку принятие решения о создании таких фондов находится в исключительной компетенции законодательных (представительных) органов. Одновременно был введен запрет на выполнение представительными (законодательными) органами отдельных функций по исполнению бюджетов, что соответствует конституционному принципу разделения властей: если принятие законов (решений) о бюджете относится к компетенции законодательной власти, то исполнение бюджета находится в компетенции органов исполнительной власти. В то же время этот запрет не распространяется на органы местного самоуправления, совмещающие функции как законодательных, так и исполнительных органов.

 

     Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти 

    Бюджетные полномочия органов  исполнительной власти, закрепленные в ст. 154 БК РФ, реализуются в ходе составления проекта бюджета, исполнения бюджета, а также в ходе контроля за его исполнением.

    Органы  исполнительной власти участвуют в бюджетном  процессе по следующим  направлениям:

    1) составляют проект бюджета и вносят его с необходимыми документами на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Составление проекта бюджета находится в компетенции высших органов исполнительной власти соответствующего уровня;

    2) осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом. Исполнение бюджета осуществляется различными органами исполнительной власти, в том числе финансовыми органами, налоговыми органами, органами по управлению имуществом, органами казначейства и прочими в соответствии с их компетенцией;

    3) осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета. Ведомственный контроль за исполнением бюджета осуществляется в соответствии с компетенцией соответствующих ведомств;

    4) представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня также составляется высшими органами исполнительной власти соответствующего уровня.

    Общие полномочия исполнительных органов  власти на федеральном уровне установлены Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления. Правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления на исполнительные органы могут быть возложены и иные полномочия.

    В отличие от представительных (законодательных) органов исполнительные органы власти всех уровней вправе создавать в бюджете резервные фонды. Размер резервных фондов и порядок расходования средств резервных фондов на федеральном уровне определяется БК РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, на региональном уровне – нормативными правовыми актами исполнительных органов власти субъектов РФ, на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом органы исполнительной власти всех уровней обязаны ежеквартально информировать о расходовании средств резервного фонда соответствующий орган представительной (законодательной) власти либо представительный орган местного самоуправления

 

     Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный  банк РФ, органы Федерального казначейства 

    Министерство финансов РФ выступает в бюджетном процессе на федеральном уровне в качестве органа, ответственного за составление и исполнение федерального бюджета. Полномочия Минфина РФ определены ст. 165 БК РФ, а также Положением о Министерстве финансов РФ.

    К полномочиям Минфина РФ в частности относятся:

    1) составление проекта федерального бюджета и представление его в Правительство РФ;

    2) представление интересов государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

    3) составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

    4) осуществление управления государственным долгом РФ;

    5) организация исполнения федерального бюджета;

    6) представление отчета об исполнении федерального бюджета и отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ в Правительство РФ.

    Банк  России участвует в бюджетном  процессе в качестве органа денежно—кредитного регулирования. Бюджетные полномочия Центрального банка России закреплены в ст. 155 БК РФ, а также в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86–ФЗ.

    Основными функциями ЦБ РФ являются:

    1) разработка совместно с Правительством РФ основных направлений денежно—кредитной политики;

    2) обслуживание без взимания комиссионного вознаграждения счетов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

    3) осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

    Органы  Федерального казначейства РФ осуществляют кассовое обслуживание бюджетов. Полномочия органов Федерального казначейства установлены ст. 166.1 БК РФ.

    К полномочиям органов  Федерального казначейства относятся:

    1) распределение доходов и иных поступлений между бюджетами по установленным нормативам;

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации