Бюджетный кодекс РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетный кодекс. Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1
Глава 1. Бюджетное устройство РФ. ……………………………………….......4
1.1 Принципы функционирования бюджетной системы………………………4
1.2 Бюджетные права в Российской Федерации………………………… ……15
Глава 2. Значение бюджетного кодекса в регулировании бюджетных правоотношений………………………………………………………………………..17
2.1 Регулирование бюджетного права органов государственной власти………………………………………………………………………………...17
2.2 Регулирование бюджетного права
муниципальных образований…………………………………………………..24
Заключение….……………………………………………………………..…….30
Список использованных источников ……………

Работа содержит 1 файл

Бюджетный кодекс.docx

— 50.19 Кб (Скачать)

В законодательстве особо указывается на принадлежность бюджета именно муниципальному образованию, местные органы самоуправления при  этом выполняют процессуальные функции  формирования и исполнения бюджета. Такая правовая взаимосвязь подчеркивает направленность местного бюджета на интересы населения соответствующего муниципального образования, ее общее  экономическое и социальное развитие. Поэтому встречающийся в юридической  литературе и иногда в нормативных  актах термин типа «бюджет органов местного самоуправления» можно воспринимать лишь как условный, не обладающий необходимой четкостью.

Местный бюджет -- это бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Он является важнейшей частью финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении этих органов. Из местных бюджетов средства направляются на социально-экономические программы, содержание органов местного самоуправления.

Средства  местных бюджетов используются для  расходов, связанных:

а) с  решением вопросов местного значения, установленных законодательством;

б) с  осуществлением отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления;

в) с  обслуживанием и погашением долга  по муниципальным займам, по ссудам и иные расходы.

2. Право  выделять в качестве составной  части местного бюджета сметы  доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образованиями.

3. Право  на получение из вышестоящих  бюджетов необходимых финансовых  ресурсов при наделении органов  местного самоуправления государственными полномочиями.

4. Право  на получение собственных закрепленных  федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источников доходов.

Так, за местными бюджетами закреплены местные  налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ.

К другим собственным доходам местных  бюджетов отнесены:

-- доходы  от приватизации и реализации  муниципального имущества;

-- не  менее 10% доходов от приватизации  государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;

-- доходы  от сдачи в аренду муниципального  имущества, включая аренду нежилых  помещений и муниципальных земель;

-- платежи  за пользование недрами и природными  ресурсами, установленными в соответствии с законодательством РФ;

-- не  менее 50% налога на имущество  предприятий;

-- подоходный  налог с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица;

-- доходы  от проведения муниципальных  денежно-вещевых лотерей;

-- штрафы, подлежащие перечислению в местные  бюджеты;

-- государственная  пошлина.

Кроме того, в местные бюджеты зачисляются  доли (в процентах) федеральных налогов, распределяемые между бюджетами разных уровней (часть подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость и др.).

При недостаточности  средств для сбалансирования местных бюджетов им передаются из бюджетов субъектов РФ дотации, субвенции, ссуды по решению представительных органов власти субъектов Федерации, оказывается помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

5. Право  самостоятельно расходовать средства  местных бюджетов: определять объем финансирования из местных бюджетов по социально-экономическому развитию муниципального образования и направления использования бюджетных средств на эти цели, а также на содержание органов местного самоуправления, другие цели.

Органы  местного самоуправления вправе увеличивать  в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов и др., определять дополнительные льготы и пособия и т.п.

6. Право  образовывать в местных бюджетах  в пределах объемов их бюджетов  резервные и целевые фонды,  а также оборотную кассовую  наличность.

7. Право  самостоятельно использовать свободные  бюджетные средства. К ним законодательство  относит дополнительно полученные  в ходе исполнения бюджета средства и суммы превышения Доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате превышения доходов над расходами или экономии в расходах. По решению представительного органа местного самоуправления они могут быть вложены в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, за их счет предоставляются процентные и беспроцентные займы.

8. Право  объединять на договорной основе  средства местного бюджета со  средствами иных бюджетов, а также  предприятий, учреждений, организаций  для финансирования строительства,  ремонта и содержания объектов  производственного и непроизводственного назначения. При этом бюджеты могут быть любого уровня, так как в законодательстве на этот счет не содержится каких-либо ограничений.

9. Право  представительного органа местного  самоуправления устанавливать на  своей территории в соответствии  с законодательством РФ местные  налоги, сборы, другие платежи,  подлежащие зачислению в местный  бюджет, а также право определять  размеры этих платежей, льготы. Право  органов местного самоуправления  устанавливать местные налоги  и сборы закреплено в Конституции РФ.

10. Право  на компенсацию увеличившихся  расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти. Это право как важная гарантия стабильности местных бюджетов закреплено в Конституции РФ.

Здесь имеются в виду случаи, когда принятое вышестоящим органом власти решение  приводит к уменьшению доходов и  увеличению расходов местных бюджетов. Компенсация производится за счет средств  вышестоящих бюджетов.

11. Право  представительных органов местного  самоуправления самостоятельно определять организационные формы контроля за исполнением утвержденного им бюджета. Так, по их решению может быть создана муниципальная налоговая служба для сбора местных налогов и сборов, муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.

12. Право  органов местного самоуправления  регулировать бюджетные отношения на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с компетенцией, определяемой законодательством РФ и субъектов Федерации. Они принимают решения по вопросам распределения и использования бюджетных

доходов муниципальных образований, конкретизируют правила бюджетного процесса применительно  к местным условиям в принимаемых  ими нормативных актах (например, положении о бюджетном процессе) и т.д.

13. Гарантированное  Конституцией РФ право местного  самоуправления на судебную защиту, распространяющееся и на область  бюджетных отношений.

В случае нарушения вышестоящими органами власти бюджетных прав административно-территориальных единиц соответствующие представительные органы местного самоуправления вправе обратиться за их защитой в арбитражный суд. Конституционная гарантия усиливает значимость этого права.

При таком  подходе бюджетный кодекс РФ -- это совокупность финансово правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. Следует также отметить, что принятие нового Бюджетного кодекса, несомненно, имело огромное значение для преодоления финансового кризиса, нормализации бюджетных отношений в Российской Федерации.

Заключение

Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. Построение бюджетной системы подчинено  определенным принципам, которые установлены Бюджетным кодексом РФ. Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных уровней.

На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетный кодекс позволят регулировать экономические и социальные процессы в интересах членов общества. Таким образом, бюджетное устройство РФ обусловлено характером ее государственности и представляет собой единство трех уровней бюджетной системы - федерального, субъектов РФ и местного (муниципального). 

Рассмотрев  бюджетную систему и бюджетное  устройство, можно сделать некоторые выводы.

Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - Федеральный бюджет. Средства Федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Для успешного и эффективного регулирования процесса формирования и распределения бюджета, законодательными органами власти и Президентом РФ разработаны законодательные акты, положения, приказы.

Наиболее  важным и емким из законодательных  актов, изданных в 90-е годы в области  бюджетного права, является Бюджетный  кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние  на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

В заключении можно сделать вывод, что концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, установлены Бюджетным Кодексом РФ, законами Российской Федерации и законами субъектов РФ регламентируют права и обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.

Список  использованной литературы.

1. Конституция  РФ

2. Бюджетньй кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

3. Бюджетное  послание Президента РФ Федеральному  Собранию РФ «О бюджетной политике  в 2006году» // Финансы, 2005 №8, С.3

4. Бюджетная  система Российской Федерации:  Учебник / М.В.Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- 2-е изд., исправл. и перераб. - М.: Юрайт, 2000. - 615 с.

5. Бюджетный  кодекс Российской Федерации.  Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

6. Годин  А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. - М.: Изд.дом “Дашков и Ко”, 2001. - с. 171.

7. Комментарий  к Бюджетному кодексу Российской  Федерации (вводный)/ М.В. Романовский  и др.; Под ред. М.В. Романовского  и О.В.Врублевской-М.:Юрайт,2000.-235 с.

8. Кудрин  А.Л. федеральный бюджет - важнейший  инструмент реализации государственной  политики // Финансы № 1, 2005 с. 3.

Информация о работе Бюджетный кодекс РФ