Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:10, реферат
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетный кодекс. Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...1
Глава 1. Бюджетное устройство РФ. ……………………………………….......4
1.1 Принципы функционирования бюджетной системы………………………4
1.2 Бюджетные права в Российской Федерации………………………… ……15
Глава 2. Значение бюджетного кодекса в регулировании бюджетных правоотношений………………………………………………………………………..17
2.1 Регулирование бюджетного права органов государственной власти………………………………………………………………………………...17
2.2 Регулирование бюджетного права
муниципальных образований…………………………………………………..24
Заключение….……………………………………………………………..…….30
Список использованных источников ……………
В законодательстве
особо указывается на принадлежность
бюджета именно муниципальному образованию,
местные органы самоуправления при
этом выполняют процессуальные функции
формирования и исполнения бюджета.
Такая правовая взаимосвязь подчеркивает
направленность местного бюджета на
интересы населения соответствующего
муниципального образования, ее общее
экономическое и социальное развитие.
Поэтому встречающийся в
Местный бюджет -- это бюджет муниципального образования, формирование и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Он является важнейшей частью финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении этих органов. Из местных бюджетов средства направляются на социально-экономические программы, содержание органов местного самоуправления.
Средства местных бюджетов используются для расходов, связанных:
а) с
решением вопросов местного значения,
установленных
б) с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
в) с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам, по ссудам и иные расходы.
2. Право выделять в качестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образованиями.
3. Право
на получение из вышестоящих
бюджетов необходимых
4. Право
на получение собственных
Так, за местными бюджетами закреплены местные налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ.
К другим собственным доходам местных бюджетов отнесены:
-- доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
-- не
менее 10% доходов от приватизации
государственного имущества,
-- доходы
от сдачи в аренду
-- платежи
за пользование недрами и
-- не менее 50% налога на имущество предприятий;
-- подоходный
налог с физических лиц,
-- доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
-- штрафы,
подлежащие перечислению в
-- государственная пошлина.
Кроме того, в местные бюджеты зачисляются доли (в процентах) федеральных налогов, распределяемые между бюджетами разных уровней (часть подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость и др.).
При недостаточности средств для сбалансирования местных бюджетов им передаются из бюджетов субъектов РФ дотации, субвенции, ссуды по решению представительных органов власти субъектов Федерации, оказывается помощь из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
5. Право
самостоятельно расходовать
Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов и др., определять дополнительные льготы и пособия и т.п.
6. Право
образовывать в местных
7. Право
самостоятельно использовать
8. Право
объединять на договорной
9. Право
представительного органа
10. Право
на компенсацию увеличившихся
расходов или уменьшившихся
Здесь имеются в виду случаи, когда принятое вышестоящим органом власти решение приводит к уменьшению доходов и увеличению расходов местных бюджетов. Компенсация производится за счет средств вышестоящих бюджетов.
11. Право
представительных органов
12. Право
органов местного
доходов муниципальных образований, конкретизируют правила бюджетного процесса применительно к местным условиям в принимаемых ими нормативных актах (например, положении о бюджетном процессе) и т.д.
13. Гарантированное
Конституцией РФ право
В случае
нарушения вышестоящими органами власти
бюджетных прав административно-
При таком подходе бюджетный кодекс РФ -- это совокупность финансово правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. Следует также отметить, что принятие нового Бюджетного кодекса, несомненно, имело огромное значение для преодоления финансового кризиса, нормализации бюджетных отношений в Российской Федерации.
Заключение
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Построение бюджетной системы подчинено определенным принципам, которые установлены Бюджетным кодексом РФ. Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных уровней.
На протяжении
тысячелетий существования
Рассмотрев бюджетную систему и бюджетное устройство, можно сделать некоторые выводы.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - Федеральный бюджет. Средства Федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Для успешного и эффективного регулирования процесса формирования и распределения бюджета, законодательными органами власти и Президентом РФ разработаны законодательные акты, положения, приказы.
Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в 90-е годы в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
В заключении можно сделать вывод, что концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, установлены Бюджетным Кодексом РФ, законами Российской Федерации и законами субъектов РФ регламентируют права и обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.
Список использованной литературы.
1. Конституция РФ
2. Бюджетньй кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
3. Бюджетное
послание Президента РФ
4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- 2-е изд., исправл. и перераб. - М.: Юрайт, 2000. - 615 с.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2000.
6. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. - М.: Изд.дом “Дашков и Ко”, 2001. - с. 171.
7. Комментарий
к Бюджетному кодексу
8. Кудрин
А.Л. федеральный бюджет - важнейший
инструмент реализации