Бюджетно-налоговая политика в России. Инструменты её реализиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Актуальность данной темы проявляется в том, что налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Целью курсовой работы является исследование бюджетно-налоговой политики государства.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1 Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.............................................................................................................................5
1.1 Роль налоговой политики в экономических моделях..................................5
1.2 Задачи и типы налоговой политики.............................................................10
1.3 Инструменты налоговой политики..............................................................12
2 Анализ налоговой политики государства.......................................................14
2.1 Критерии эффективности налоговой политики.............................................14
2.2 Налоговая политика в РФ.................................................................................17
Заключение..............................................................................................................21
Глоссарий.................................................................................................................24
Список использованных источников...................................................................26
Приложения.............................................................................................................28

Работа содержит 1 файл

Курсова бюджет.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

     В отличие от стран с низкими  доходами, налоги на внешнеторговые операции в промышленно развитых странах играют незначительную роль, а главными источниками поступлений служат налоги с частных лиц и налоги, взимаемые в соответствии с программами социального страхования.

     Критерии  макроэкономической эффективности  налоговой политики:

     а) Возможность налоговой политики концентрировать источники доходов.

     Налоговые поступления классифицируются по категориям в зависимости от базы с которой  взимается налог, либо от вида деятельности, которая порождает налоговые  обязательства. Увеличение суммы поступлений  является результатом автоматических или дискреционных изменений.

     К автоматическим относят повышение  суммы поступлений, вызванных расширением  налоговой базы.

     Дискреционный рост поступлений является результатом  изменений в налоговой системе, таких как пересмотр налоговых ставок, введение нового налога, улучшение системы сбора налогов, то есть изменений в самой налоговой политике.

     Система, обеспечивающая налоговые поступления  при ограниченном числе налогов  и ставок, может значительно снизить  административные расходы и расходы на обеспечение соблюдения законодательства. Ограничение числа налогов может облегчить оценку влияния изменений в налоговой политике и избежать впечатления о чрезмерности налогообложения.

     б) Способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу.

     Широкая налоговая база дает возможность  обеспечить налоговые поступления  при относительно низких налоговых  ставках. При значительном сужении  налоговой базы необходимы гораздо  более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые поступления. В результате этого возрастает вероятность уклонения от уплаты налогов.

     Большая часть стран-членов ОЭСР расширила  налоговую базу, хотя кое-где происходили  и обратные процессы (введение новых  вычетов и повышение необлагаемого  минимума). Расширение налоговой базы осуществляется путем включения новых форм дохода в налогооблагаемый доход (обычно, доходов по акциям и облигациям и доходов от прироста капитала). В настоящее время в большинстве стран пенсии и пособия по временной нетрудоспособности облагаются подоходным налогом, пособия по безработице включают в облагаемый доход.

     В последние годы наметилась тенденция  в ряде стран-членов ОЭСР (Австралия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия) к  выведению взносов работников на социальное страхование из налоговой базы. Это объясняется тем, что платежи по социальному страхованию приравниваются к налогу и, тем самым, проявляется стремление избежать двойного налогообложения.

     Еще одним способом расширения налоговой  базы стало введение альтернативного  налога (как доли валового дохода в Канаде и США) или дополнительного налога (на валовой доход или близкую к нему величину в Дании и Норвегии). Эти налоги применяются только по отношению к наиболее высокодоходным группам населения с тем, чтобы избежать укрытия ими части доходов.

     в) Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов.

     При сильной инфляции реальная ценность налоговых поступлений может  значительно снизиться в случае длительных задержек в уплате налогов. Для того, чтобы не имели места задержки, вызванные задолженностью по платежам, необходимо применять большие штрафы. Задержки в уплате налогов на капитал являются более вероятными, чем задержки в уплате налогов на доходы в виде заработной платы, вследствие чего могут возникнуть проблемы, связанные со справедливостью налогообложения.

     г) Нейтральность налоговой политики в отношении стимулов.

     Налоговая система должна обеспечивать финансирование государственной деятельности при  минимальных расходах и при минимальных  нарушениях характера производства, а также характера получения и использования доходов. Экономическая деятельность, являющаяся наиболее прибыльной до уплаты налогов, должна оставаться наиболее привлекательной после их уплаты. 

     2.2 Налоговая политика в РФ 

     Российская  экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической политике в целом и её важнейших составляющих – валютной и налоговой политике.

     Налоговую политику в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по налогам и сборам.

     Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

     — управления;

     — информирования (пропаганды);

     — воспитания;

     — консультирования;

     — льготирования;

     — контролирования;

     — принуждения.

     Управление  заключается в организующей и  распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая  нацелена на создание совершенной системы  налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

     Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению  до налогоплательщиков информации необходимой  им для правильного исполнения налоговых  обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

     Воспитание  имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного  исполнения ими своих налоговых  обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

     Консультирование  сводится к разъяснению финансовыми  и налоговыми органами лицам, ответственным  за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

     Льготирование — деятельность финансовых органов  по предоставлении: отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

     Контролирование представляет собой деятельность налоговых  органов с использованием специальных  форм и методов по выявлению нарушений  законодательства о налогах и  сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

     Принуждение есть деятельность налоговых органов  по принудительному исполнению налоговых  обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций. До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитания населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

     В 1996 году был предусмотрен целый ряд  усовершенствований и корректировок  всех основных видов налогов, расширены  права регионов и самоуправлений в области налогов, введено множество новых льгот. Вместе с тем не все из представленных нововведений можно считать в достаточной степени обоснованными: многие из них могут иметь последствия неоднозначные, а некоторые - просто однозначно нежелательные.

     Повышение ставок налога на прибыль, имущества, введение специального и транспортного налогов при увеличении налоговых льгот не дали ожидаемого результата. В свете неизбежного роста числа как переобремененных, так и привилегированных плательщиков. Если оценивать существующее налоговое бремя как предельное (для исправных плательщиков), то его дальнейший рост ставит предприятия на грань выживаемости, что, в свою очередь, выливается в реальное сокращение налоговой основы либо в яростное уклонение от налогов. В любом случае фискальный итог является минимальным при огромных моральных издержках.

     Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего  упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.

     Применение  российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы  от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

Заключение

 
 

     Налоговая политика- совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование

     Задачи  налоговой политики сводятся к обеспечению  государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

     1. Фискальная

     2. Экономическая

     3. Контролирующая

     Существуют  следующие типы налоговой политики:

     Первый  тип - политики, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени.

     Второй  тип - низкое налоговое бремя, когда  государство максимально учитывает  не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.

     Третий  тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения  как для корпораций, так и для  физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем  социальной защиты

     Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

     Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:

     - применение налоговых льгот не носит избирательного характера;

     - инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

     - применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;

     - порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировками на местном уровне.

     Критерии  макроэкономической эффективности  налоговой политики:

     а) Возможность налоговой политики концентрировать источники доходов.

     б) Способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу.

     в) Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов.

     г) Нейтральность налоговой политики в отношении стимулов.

       Основными целями бюджетной политики на современном этапе являются: бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики в целом; усиление роли бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения; повышение устойчивости бюджета в условиях непредсказуемости ситуации в мировой экономике; создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал; повышение эффективности налоговой системы; интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения; кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов; реформирование и оптимизация бюджетного сектора; создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу; реализация механизма частно-государственного партнерства; обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развития.

     Из-за происходящего в последние годы роста отклонения совокупного спроса от предложения, в 2008 г. были предприняты  меры по ужесточению денежно-кредитной  политики, что приводит к замедлению темпов роста денежного предложения. Для обеспечения целей по инфляции ужесточается денежно-кредитная политика и пересматривается дальнейшее наращивание расходов бюджета. Для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджета требуется удлинение горизонта бюджетного планирования. В 2008 г. Минфином РФ разработана первая долгосрочная Бюджетная стратегия на период до 2023 года, что позволит мобилизовать бюджетные ресурсы.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России. Инструменты её реализиции