Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 17:54, курсовая работа
Цель данной работы исследовать бюджетное устройство.
Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие бюджетного устройства и бюджетной системы;
- исследовать бюджетные права в Российской Федерации;
-выявить взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам;
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы…………………..5
Бюджетные права в Российской Федерации…………………………………9
Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам…………………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы…………………………………………....20
Приложения……………………………………………………………………....
Единство бюджетной системы Российской Федерации основывается на применении единой Бюджетной классификации Российской Федерации.
Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов государственной власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.
К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относятся1: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации; разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов федерального бюджета; разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также государственным и муниципальным долгом; установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; установление федеральными законами порядка осуществления заимствований РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления, управления долгом РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом РФ; установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам; предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам; установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов; установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг; утверждение бюджетной классификации Российской Федерации; установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение его перечня и порядка осуществления; определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью; установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
В
области регулирования
Новые
права даны местным органам власти
в распределении и
Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено2:
3.
Взаимоотношения звеньев
Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Конкретное представление об
источниках формирования
Данные в Приложение свидетельствуют, что почти 84 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 46 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета).
Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место занимают затраты по средствам передаваемые государственным внебюджетным фондам – около 20%, а также расходы по национальной обороне – 15 %.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
Например, в Мурманской области, согласно закону от 25 декабря 2003 г. N 460-01-ЗМО "Об областном бюджете на 2004 год"1 было утвержден областной бюджет по доходам в сумме 7355,6 млн.рублей, по расходам в сумме 7718,0 млн.рублей. При размере дефицита областного бюджета на 2004 год в сумме 362,4 млн. рублей, или 6,4 процента к доходам областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
В отчетном периоде (январь – май 2004 года г. Мурманск) отмечается существенный рост сальдированного финансового результата при сохранении высокого удельного веса убыточных предприятий и суммы их убытков, сохранение проблем с платежеспособностью в ряде отраслей экономики региона, недостаточностью доходов для покрытия необходимых потребностей бюджетной сферы.
Согласно отчетным данным Управления МНС РФ по Мурманской области, в отчетном периоде с территории области в бюджеты всех уровней поступили налоговые и неналоговые платежи в сумме 7.24 млрд.рублей с приростом к прошлому году на 27.5 процента.
В доходы федерального бюджета зачислены средства в сумме 1.64 млрд.рублей с приростом на 17 процентов, в территориальный бюджет (включая ЗАТО) - 5.59 млрд.рублей с приростом на 30.9 процента. Доля федерального бюджета в общем объеме поступлений снизилась и составила 22.7 процента (в 2003 году - 24.7%).
Совокупный объем задолженности по налоговым платежам по состоянию на 01 июня текущего года достиг 4.75 млрд.рублей и увеличился с начала года на 986.7 млн.рублей или 26.2 процента.
Основной объем налоговой задолженности в размере 3.33 млрд.рублей сформирован приостановленными к взысканию платежами, наибольшая часть которых связана с рассмотрением исков налогоплательщиков к налоговым органам в судах различных инстанций.
Кроме того, за предприятиями и организациями числится задолженность по пеням и штрафным санкциям в сумме 4.45 млрд.рублей, из которой 2.59 млрд.рублей (58.3%) составляют платежи отсроченные, реструктурированные и приостановленные к взысканию.
По состоянию на 1 июня 2004 года консолидированный бюджет Мурманской области (без внутренних оборотов и без ЗАТО) исполнен по доходам в сумме 6.43 млрд.рублей, по расходам - в сумме 6.19 млрд.рублей (соответственно 46.9% и 42.3% к годовым назначениям) с профицитом в сумме 239.1 млн.рублей или 4.4 процента по отношению к доходам без учета финансовой помощи от вышестоящих бюджетов (в соответствующем периоде прошлого года имел место дефицит 144.6 млн.рублей или 3.4%) . Прирост доходов консолидированного бюджета области к прошлому году составил 32.3 процента, в том числе по собственным доходам - 28.7 процента. В структуре доходов удельный вес собственных доходов снизился до 84.2 процента против 86.5 процента в прошлом году.
Финансовая помощь из федерального бюджета получена в сумме 915 млн.рублей (57.1% к годовым назначениям) с ростом к прошлому году почти в 1.5 раза.
В
структуре доходов
Сумма
расходов консолидированного бюджета
области увеличилась на 23.7 процента,
в том числе на финансирование
жилищно-коммунального
Недостаточность
доходов повлекла увеличение кредиторской
задолженности
Заключение
Проанализировав в данной работе бюджетное устройство, необходимо отметить, что одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Хотя форма государственного устройства не является определяющей в распределении прав и обязанностей между уровнями бюджетной системы, тем не менее, в странах с федеративным устройством расходные обязательства бюджетов субъектов федерации гораздо шире, чем у бюджетов аналогичного уровня в унитарных государствах, для унитарных государств характерно единообразие налогов, платежей и бюджетного процесса на всей территории страны, а в федеративных государствах указанные параметры могут отличаться друг от друга в разных субъектах федерации в зависимости от регионального законодательства.
Бюджеты регионального уровня в унитарных государствах являются промежуточными звеньями по распределению ресурсов центрального правительства и аккумуляции тех ресурсов, осуществлять администрирование которых на данном уровне представляется наиболее эффективным. В странах с федеративным государственным устройством бюджет каждого уровня является самостоятельным фондом финансовых ресурсов, мобилизующим и распределяющим свои собственные финансовые ресурсы. При этом бюджеты различного уровня связаны между собой системой межбюджетных отношений, построенной согласно федеральному законодательству. В унитарных государствах, в противоположность федерациям, центральное правительство обычно несет ответственность по задолженности бюджетов нижестоящих уровней и, соответственно, устанавливает жесткие ограничения на объем и сроки заимствований. Для унитарных государств характерна высокая (более 50%) доля средств центрального бюджета в доходах бюджетов нижестоящего уровня.