Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.
1. Введение………………………………………………………………... 2
2. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система………………..
2.1 Дефицит и профицит бюджета……………………………………..
2.2 Доходы федерального бюджета……………………………………..
2.3 Расходы федерального бюджета……………………………………. 2
6
8
9
3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ……………………………………………………………..
12
4. Бюджетный процесс РФ………………………………………………… 13
5. Бюджетный федерализм в российской федерации: проблемы и варианты реформы……………………………………………………….
5.1 Принципы бюджетного федерализма……………………………………………………
5.2 Механизмы бюджетного выравнивания…………………………….
16
16
21
6. Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ………………. 23
7. Список литературы ................................................................................... 24
Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, – это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран)4.
Небольшой
бюджетный дефицит для
Первостепенное
внимание надо обратить на то, на какие
цели расходуется бюджетный дефицит.
Едва ли можно упрекнуть правительство,
когда оно тратит деньги на инвестиции
в наукоемкие и высокодоходные отрасли,
на подготовку к военным действиям
в случае военной угрозы. Однако
слишком часто средства госбюджета
уходят на решение сиюминутных проблем,
разворовываются, а сам дефицит
возникает из-за неумения руководства
страны обуздать финансовые претензии
министерств, ведомств и различных
лоббистских групп.
Доходы федерального бюджета
Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (76%). Наиболее весомые налоги — налог на добавленную стоимость и акцизы — более 40% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 10%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции — около 8%, в их числе главное место занимают импортные пошлины.
Вторую группу составляют неналоговые доходы — 12%. В их числе: доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.
Кроме
перечисленных выше налоговых и
неналоговых доходов, для покрытия
бюджетного дефицита используются внутренние
и внешние заимствования. В числе заимствований
на внутреннем финансовом рынке следует
отметить привлечение средств по государственным
краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям
государственного сберегательного займа
(ОГСЗ), облигациям государственных нерыночных
займов (ОГНЗ).
Расходы федерального бюджета
1.
В соответствии с действующим
в Российской Федерации
• обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
• функционирование федеральной судебной системы;
•
осуществление международной
• национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
•
государственная поддержка
•
государственная поддержка
• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
• исследование и использование космического пространства;
•
содержание учреждений, находящихся
в федеральной собственности
или в ведении органов
• формирование федеральной собственности;
• обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
•
компенсация государственным
• пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
• проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
• федеральная инвестиционная программа;
•
обеспечение реализации решений
федеральных органов
• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
• финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
• официальный статистический учет и др5.
2.
Кроме того, средства федерального
бюджета используются для
По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
•
государственная поддержка
• обеспечение правоохранительной деятельности;
•
обеспечение противопожарной
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
• обеспечение социальной защиты населения;
• обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
• обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• обеспечение деятельности средств массовой информации;
• финансовая помощь другим бюджетам;
•
прочие расходы, находящиеся в совместном
ведении Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований.
Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования. Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% — на фундаментальные научные исследования, 76% — на правоохранительную деятельность, 89% — на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.
Второе место (14%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, профессионально-техническое и среднее специальное образование — примерно 50%, на социальную политику — около 50%, культуру и искусство более — 20%.
Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 9%).
Затраты
на поддержку отраслей народного
хозяйства составляют примерно 8% всех
расходов. В то же время в общегосударственных
расходах на промышленность, энергетику,
строительство, расходы федерального
бюджета превышают 40%, на сельское хозяйство
— свыше 30%6.
Классификация источников финансирования
дефицитов бюджетов РФ
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
1)
источники внутреннего
• государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
• кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
• бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
• иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
2)
источники внешнего
• государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
• кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
• кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
• иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
4.
Перечень статей и видов
Бюджетный процесс РФ
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Его универсальные закономерности можно рассмотреть на примере нашей страны (см. Рис. 1).
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
- финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);
- органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);