Автор: m*******@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 17:56, контрольная работа
В первом вопросе контрольной работы кратко описана эволюция бюджетной системы РФ, принципы ее функционирования и правовые основы. В третьей части первого вопроса рассмотрено бюджетное право, его источники, субъекты и нормы. Второй вопрос посвящен межбюджетным отношениям, раскрыты понятие, принципы, этапы и направления реформирования межбюджетных отношений, а также перечислены несколько форм оказания прямой финансовой поддержки и рассмотрена основная деятельность Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР).
ВВЕДЕНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
Эволюция бюджетной системы
Принципы функционирования бюджетной системы, ее правовые основы
Бюджетное право, его источники, субъекты и нормы
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2.1 Понятие, принципы, этапы и направления реформирования межбюджетных отношений
2.2 Финансовая поддержка субъектов Федерации
2.3 Деятельность Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский
государственный экономический
университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Бюджетная система РФ
Тема:
Бюджетное устройство
и бюджетная система
РФ
Заочной формы обучения
Группы ФК-БД
Екатеринбург
2011
г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
2.1
Понятие, принципы, этапы и направления
реформирования межбюджетных
2.2
Финансовая поддержка
2.3 Деятельность Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Налогово – бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России как федерального государства. В концепции реформирования межбюджетных отношений Российской Федерации в 1999-2001 гг. отмечалось, что действующая к тому времени система этих отношений не имела в полной мере обоснованных и закрепленных расходных полномочий на каждом уровне бюджетной системы, не обеспечивала усиления заинтересованности территориальных органов власти в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов. Несмотря на проведенные в 1999 году мероприятия по реформированию межбюджетных отношений, начало которому было положено в 1994 году, и имеющийся прогресс в методологии расчетов финансовой поддержки регионов, указанные выше проблемы остаются актуальными, и действующая система таких отношений еще в значительной степени не отвечает основополагающим требованиям.
В
первом вопросе контрольной работы кратко
описана эволюция бюджетной системы РФ,
принципы ее функционирования и правовые
основы. В третьей части первого вопроса
рассмотрено бюджетное право, его источники,
субъекты и нормы. Второй вопрос посвящен
межбюджетным отношениям, раскрыты понятие,
принципы, этапы и направления реформирования
межбюджетных отношений, а также перечислены
несколько форм оказания прямой финансовой
поддержки и рассмотрена основная деятельность
Фонда финансовой поддержки регионов
(ФФПР).
1 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
1.1 Эволюция бюджетной системы
Бюджетная система Российской Федерации – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ. Она состоит из бюджетов трех уровней:
I
уровень – федеральный бюджет
и бюджеты государственных
Развитие бюджетной системы началось еще IV- VII вв, с момента образования княжеств, когда основным источником княжеской казны были военная добыча, выкуп или дань, собираемая с народа. Вначале они носили натуральную форму (птица, скот, меха, мед и др. товары), а затем приобрели и денежную.
Первое устойчивое государственное образование исторически сложилось к концу 882 года вокруг города Киева. Во главе стоял князь, который имел свой совет (думу) и аппарат управления. Казна формировалась за счет средств собираемых с покоренных народов в виде дани и иных платежей. Средства казны расходовались на нужды княжества.
Начиная с ХIII в единицей обложения . на Руси являлись соха, двор, тягло. Все собранные средства расходовались на содержание войска, строительство городов – крепостей, содержание аппарата управления и семьи князя – феодала. С образованием Московского княжества (ХVв.) начала складываться двухзвенная бюджетная система, состоящая из княжеской казны и местных бюджетов. Доходы составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы. С местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весче (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением) и др. За счет казны содержались царские наместники, уездные и другие служащие.
С
укреплением Московского
В начале ХIХв. в результате реформ Петра I Россия была разделена на 9 губерний, губернии на 50 провинций, которые разделялись на уезды. Был создан ряд министерств, в губерниях – казенные палаты, в уездах – казначейства. Казенные палаты распределяли налоги на население, вели учет поступлений и расходов, выдавали средства на мероприятия.
В ходе реформ в 1861 году были созданы органы местного самоуправления – земства. Мирские повинности были переоформлены в земские, подушная подать с мещан заменена на поземельный налог, для кочевников введена кибиточная подать, введен акциз на производство спиртных напитков, промысловый налог.
В 1862 году впервые были разработаны правила государственной отчетности финансовых средств – произошла бюджетная реформа. Земства ведали местными хозяйственными делами (школами, больницами, дорогами). 25% земского бюджета составляли пособия из государственного бюджета. Городские бюджеты формировались за счет налогов с городских предприятий, сдачи в аренду земли, сбор с недвижимого имущества, сбор с владельцев лошадей. Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета.
После февральской революции в 1917 г. бюджетная система пришла в расстройство. Доходы и расходы формировались на основании иностранных займов. В январе 1918 правительство составило первый советский бюджет на полгода. Конституцией 1918 г. было установлено федеральное устройство и заложены основы бюджетного устройства. Предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов, которые формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемыми губернскими, уездными, городскими советами; надбавок в размере 40% к подоходному налогу; доходов от местных предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета. Однако в условиях военного времени реальными были только ежемесячные бюджеты.
К
концу 1920г. произошло слияние
1.2 Принципы функционирования бюджетной системы, ее правовые основы
К общим принципам, характеризующим бюджет, можно отнести следующие принципы:
- принцип единства бюджетной системы – означает единство законодательства, организации, функционирования, документации и отчетности, санкций за нарушение, единый порядок исполнения, формирования доходов и расходов.
- принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов – закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов.
- принцип самостоятельности – право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно балансировать бюджетные средства; осуществлять бюджетный процесс; устанавливать налоги и сборы, самостоятельно определять направление расходов в соответствии с кодексом.
- принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ – определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование доходов, определение объема, форм и порядка предоставления трансфертов.
- принцип полноты отражения - означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
- принцип сбалансированности – означает, что объем расходов должен соответствовать объему доходов, уменьшенных на суммы выплат из бюджета.
- принцип результативности и эффективности – означает, что при составлении и исполнении бюджетов необходимо достигать наилучших результатов.
- принцип общего покрытия расходов бюджетов – расходы бюджетов не могут быть связаны с определенными доходами, если иное не предусмотрено законом о бюджете.
- принцип прозрачности – означает обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации, открытость для общества проектов бюджета.
- принцип достоверности – означает надежность показателей прогноза социально – экономического развития.
- принцип адресности и целевого характера – означает, что бюджетные средства доводятся до конкретных получателей с указанием цели их применения.
- принцип подведомственности расходов – получатели бюджетных лимитов вправе получать средства от главного распорядителя, в ведении которого они находятся.
- принцип единства кассы – означает зачисление всех поступлений и выплат с единого счета бюджета.
Бюджетные
отношения в государстве
1.3 Бюджетное право, его источники, субъекты и нормы
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, закрепления прав РФ и ее субъектов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово – правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.
В основе бюджетной системы РФ лежит бюджетное законодательство, в составе которого представлены бюджетный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Основным источником бюджетного права в РФ являются:
1) Конституция РФ;
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
3) Налоговый кодекс РФ.
4)
законы, принятые на соответствующий
год: ФЗ «о федеральном
5)
Законы, регулирующие бюджетные
отношения: Федеральные законы; Правовые
акты органов местного
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ