Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:07, доклад
Бюджетное право — это раздел Особенной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов.
Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. организационные и материальные бюджетные отношения.
Бюджетное право.
Бюджетное право — это раздел Особенной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов.
Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. организационные и материальные бюджетные отношения.
Бюджетное право
использует два метода правового
регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод наиболее отчетливо
проявляет себя при реализации таких
способов бюджетной деятельности, как
добывание государством денежных средств
посредством их односторонне-принудительного
их изъятия. Диспозитивный метод
применяется для правового
В системе бюджетного права выделяются две части: Общая и Особенная.
Для бюджетных
правоотношений характерны следующие
признаки:
1) они возникают в процессе бюджетной
деятельности государства, т. е. деятельности
по формированию бюджетного устройства,
а также в связи с формированием, распределением
и организацией использования центрального
и местных бюджетов;
2) являются продуктом правового регулирования
государства общественных (экономических
и организационных) бюджетных отношений;
3) материальным объектом бюджетных правоотношений
выступают деньги или денежные обязательства,
являющиеся средством либо формирования
бюджета, либо его расходования в форме
распределения;
4) обязательным субъектом материального
бюджетного правоотношения выступает
либо государство в целом (если речь вдет
о республиканском бюджете), либо соответствующая
административно-
5) бюджетные правоотношения (как материальные,
так и организационные) носят государственно-властный
характер.
В практике
бюджетного планирования встречаются
два понятия: «бюджетный год» (или
«финансовый год») и «бюджетный период»
(или «бюджетный цикл»). Бюджетный
год означает отрезок времени, в
течение которого исполняется бюджет
— основной финансовый план государства.
В большинстве стран, к числу
которых относится и Казахстан,
бюджетный год совпадает с
календарным годом, т. е. длится с 1 января
по 31 декабря включительно. Бюджетный
период — отрезок времени, охватывающий
все стадии бюджетного планирования.
Начинается бюджетный период с момента
начала работы по составлению проекта
бюджета и завершается
Процесс бюджетного планирования.
Процесс бюджетного
планирования распадается на несколько
стадий, а именно:
а) составление проекта бюджета;
б) рассмотрение проекта бюджета;
в) утверждение бюджета;
г) организация исполнения бюджета и контроль
за этим исполнением;
д) заключение бюджета, что включает в
себя составление и утверждение отчета
о его исполнении.
Как одно из направлений бюджетной деятельности, бюджетный контроль представляет собой деятельность уполномоченных на то государственных органов (органов бюджетного контроля) по проверке соблюдения порядка формирования и распределения бюджетов, а также законности и целесообразности использования бюджетных средств их получателями.
В зависимости
от осуществляющих его органов бюджетный
контроль можно подразделить на три
вида:
1) бюджетный контроль, осуществляемый
представительными органами;
2) бюджетный контроль, осуществляемый
исполнительными органами общей компетенции;
3) контроль, осуществляемый специализированными
органами бюджетного контроля.
Основными методами
бюджетного контроля являются:
1) рассмотрение проекта бюджета и проверка
обоснованности заложенных в него показателей;
2) установление системы отчетности об
исполнении бюджетов и рассмотрении этих
отчетов;
3) проверка использования выделенных
бюджетных средств на предмет законности
бюджета, соблюдение целевой направленности,
эффективности и рациональности;
4) проверка хода исполнения бюджета;
5) рассмотрение и утверждение отчетов
об исполнении бюджетов как осуществление
стадий бюджетного планирования.
В целях осуществления
контроля за исполнением бюджета
установлена целая система
В зависимости от времени своего осуществления бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
В материальном смысле бюджет — это государственный денежный фонд.
Бюджетная система.
Бюджетную систему РК составляют совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений.
Бюджетный процесс- это регламентированная бюджетным законодательством РК деятельность по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, государственному финансовому контролю, а также по планированию и использованию связанных грантов.
Бюджетные отношения — это отношения, возникающие в бюджетном процессе.
Существуют государственный
и местный бюджет. Государственный
бюджет - сводный бюджет, объединяющий
республиканский и местные
В зависимости от процедуры поправки бюджет бывает скорректированный, утвержденный и уточненный. Скорректированный бюджет _ утвержденный или уточненный бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных Правительством РК или местными исполнительными органами, без уточнения соответственно в Парламенте РК или маслихате.
Утвержденный
бюджет — бюджет на соответствующий
финансовый год, утвержденный Парламентом
РК или соответствующим
Уточненный бюджет — утвержденный бюджет на соответствующий финансовый год с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом РК или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения.
В Республике Казахстан
существуют следующие уровни бюджета:
1) республиканский бюджет;
2) областной бюджет, бюджет города республиканского
значения, столицы;
3) бюджет района (города областного значения)
4) в случаях, установленных БК РК, может
разрабатываться, утверждаться и исполняться
чрезвычайный государственный бюджет.
Структура бюджета
состоит из следующих разделов:
1) доходы: налоговые поступления; неналоговые
поступления; поступления от продажи основного
капитала; поступления официальных трансфертов;
2) затраты;
3) операционное сальдо;
4) чистое бюджетное кредитование: бюджетные
кредиты; погашение бюджетных кредитов;
5) сальдо по операциям с финансовыми активами:
приобретение финансовых активов; поступления
от продажи финансовых активов государства;
6) дефицит (профицит) бюджета;
7) финансирование дефицита (использование
профицита) бюджета: поступление займов;
погашение займов; движение остатков бюджетных
средств.
Принципы бюджетной системы:
1) принцип
единства - применение единых принципов
организации и
2) принцип полноты - отражение в бюджете
и Национальном фонде Республики Казахстан
всех поступлений и расходов, предусмотренных
законодательством Республики Казахстан,
недопущение зачетов взаимных требований
с использованием бюджетных средств, равно
как и уступок прав требований по бюджетным
средствам;
3) принцип реалистичности - соответствие
утвержденных уточненных, скорректированных)
показателей бюджета утвержденным (скорректированным)
параметрам, направлениям прогнозов социально-экономического
развития и бюджетных параметров, стратегических
планов государственных органов;
4) принцип транспарентности - обязательное
опубликование нормативных правовых актов
в области бюджетного законодательства
Республики Казахстан, утвержденных (уточненных,
скорректированных) бюжетов и отчетов
об их исполнении, стратегических планов
и отчетов об их реализации, о формировании
и об использовании Национального фонда
Республики Казахстан, за исключением
сведений, составляющих государственную
или иную охраняемую законом тайну, а также
обязательная открытость бюджетного процесса
для общества и средств массовой информации;
5) принцип последовательности - соблюдение
государственными органами ранее принятых
решений в сфере бюджетных отношений;
6) принцип результативности - разработка
и исполнение бюджета, ориентированного
на достижение прямых и конечных результатов,
предусмотренных стратегическими планами
государственных органов;
7) принцип самостоятельности бюджета
- установление стабильного распределения
поступлений между бюджетами разных уровней
и определение направлений их расходования
в соответствии с настоящим Кодексом,
право всех уровней государственного
управления самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс в соответствии с настоящим
Кодексом, недопустимость изъятия доходов,
дополнительно полученных в ходе исполнения
местных бюджетов, и остатков бюджетных
средств местных бюджетов в вышестоящие
бюджеты, недопустимость возложения на
нижестоящие бюджеты дополнительных расходов
без соответствующей их компенсации;
8) принцип преемственности - планирование
республиканского и местных бюджетов,
основанное на прогнозах социально-экономического
развития и бюджетных параметров, базовых
расходах, утвержденных в предыдущие периоды,
итогах бюджетного мониторинга, оценке
результатов;
9) принцип обоснованности - планирование
бюджета на основе нормативных правовых
актов и других документов, определяющих
необходимость включения в проект бюджета
тех или иных поступлений или расходов
и обоснованность их объемов;
10) принцип своевременности - зачисление
поступлений в республиканский и местные
бюджеты, на контрольный счет наличности
Национального фонда Республики Казахстан
и перевод их на счета Правительства в
Национальном Банке Республики Казахстан,
принятие обязательств государственными
учреждениями в соответствии с индивидуальными
планами финансирования по обязательствам,
проведение платежей в соответствии с
индивидуальными планами финансирования
по платежам и перечисление бюджетных
средств на счета получателей бюджетных
средств в сроки с соблюдением порядка,
установленного соответствующими нормативными
правовыми актами;
11) принцип единства кассы - зачисление
всех поступлений в бюджет на единый казначейский
счет и осуществление всех предусмотренных
расходов с единого казначейского счета
в национальной валюте;
12) принцип эффективности - разработка
и исполнение бюджета исходя из необходимости
достижения наилучшего прямого результата
с использованием утвержденного объема
бюджетных средств или достижения прямого
результата с использованием меньшего
объема бюджетных средств;
13) принцип ответственности - принятие
необходимых административных и управленческих
решений, направленных на достижение прямых
и конечных результатов и обеспечение
ответственности администраторов бюджетных
программ и руководителей государственных
учреждений за принятие решений, не соответствующих
законодательству Республики Казахстан;
14) принцип адресности и целевого характера
бюджетных средств - направление и использование
бюджетных средств администраторами бюджетных
программ на достижение показателей результатов,
предусмотренных стратегическими планами
государственных органов, с соблюдением
законодательства Республики Казахстан.
В Республике
Казахстан утверждаются, исполняются
и являются самостоятельными бюджеты
следующих уровней: республиканский
бюджет; областной бюджет, бюджеты
города республиканского значения, столицы;
бюджет района (города областного значения).
Областной бюджет, бюджеты города республиканского
значения, столицы, бюджет района (города
областного значения) относятся к местным
бюджетам.
В Республике Казахстан в случаях, установленных
настоящим Кодексом, может разрабатываться,
утверждаться и исполняться чрезвычайный
государственный бюджет.
В Республике Казахстан составляются
государственный и консолидированный
бюджеты, бюджет области, используемые
в качестве аналитической информации
и не подлежащие утверждению.
Государственным бюджетом является централизованный
денежный фонд государства, объединяющий
республиканский и местные бюджеты без
учета взаимопогашаемых операций между
ними.
Консолидированным бюджетом является
централизованный денежный фонд государства,
объединяющий республиканский бюджет,
бюджеты областей, города республиканского
значения, столицы и поступления, направляемые
в Национальный фонд Республики Казахстан,
без учета взаимопогашаемых операций
между ними.
Бюджетом области является централизованный
денежный фонд, объединяющий областной
бюджет, бюджеты районов (городов областного
значения) без учета взаимопогашаемых
операций между ними.