Бюджетная система Украины и принципы ее построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:30, реферат

Описание работы

Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.

Содержание

Введение

Бюджетная система Украины……………………………………………………6
1.1.Состав бюджетной системы.............................................................................6

1.2.Сводный бюджет……………………………………………………………...7

Принципы бюджетной системы…………………………………………………8
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

ПЛАН.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ 
 

Кафедра Финансы и Кредит 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на  тему:

«Бюджетная  система Украины и

принципы  её построения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Симферополь 2011

Содержание: 

Введение

  1. Бюджетная система Украины……………………………………………………6

1.1.Состав бюджетной системы.............................................................................6                                                 

1.2.Сводный бюджет……………………………………………………………...7

  1. Принципы бюджетной системы………………………………………………8                                

Заключение                                                                                

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ввведение

       Совокупность  финансовых институтов, объединяющих определенные финансовые отношения по образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, представляет собой финансовую систему Украины.

       В условиях перехода к рыночной экономике  всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Однако, в институтах, где финансовые отношения регулируются нормами, не согласованными с действиями экономических законов, либо смежными финансовыми институтами, они создают предпосылки или непосредственно действуют на углубление экономического кризиса. В настоящее время такими институтами являются институты банковского кредитования, государственного бюджета, а также действующая система безналичных расчетов, как внутри страны, так и в расчетах с зарубежными странами.

       Многообразная финансовая деятельность в Украине, регулируемая нормами различных  финансовых институтов строится на экономической  основе государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет.

       Бюджет - это план создания и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и местными Советами народных депутатов. Государственный бюджет Украины утверждается законом Украины.

       Ведущее место в финансовой системе Украины  занимает государственный бюджет Украины и местные бюджеты местных советов народных депутатов.

       Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.

       Государственный бюджет Украины является общегосударственным  централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы, Законом. Бюджет строится на принципах целостности, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.

  Актуальность  темы состоит в том, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Для выполнения своих функций, чётко определённых Конституцией Украины, государству, безусловно нужны финансовые и материальные средства, которые в условиях товарно-денежных отношений рыночной экономики имеют денежный характер. Для покрытия расходов, связанных с выполнением своих функций любому государству необходимы финансовые ресурсы, которые государство получает путём формирования и использования централизованного фонда, денежных средств – государственного бюджета.

  Предметом исследования бюджетного права Украины являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и исполнения государственного бюджета.

  Методом исследования являются финансово – правовые нормы регулирующие отношения возникающие в сфере государственного бюджета Украины, и определяющие бюджетное устройство, полномочия Украины.

  Целью бюджетного права является регламентация финансовой деятельности государственных органов, в силу того, что она связана с денежными средствами, которые требуют тщательного учёта и хранения, и всякие операции с ними нуждаются в строгом документальном оформлении.

  Задача  бюджетного права состоит в том, что оно регулирует отношения между государственными органами, предприятиями, организациями и учреждениями.

 

  1. Бюджетная система Украины

1.1. Состав бюджетной системы

  Согласно  ст. 5 БКУ – бюджетная система  Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов.

  Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты  территориальных  общин сёл, посёлков, городов и их объединений.

  Местными  бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах  и бюджеты местного самоуправления.

  Бюджетная система – это совокупность всех видов бюджетов, основанная на экономических отношениях в соответствии с бюджетным кодексом Украины.

  Каждое  государство имеет свою бюджетную  систему и устанавливает принципы её построения.

  Бюджетное устройство в государстве определяется формой государственного устройства и включает в себя: организацию бюджетной системы, принципы её построения, полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их исполнительных органов.

  Согласно  Бюджетного кодекса Украины бюджетное  устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, её структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы1. Бюджетное устройство Украины определяется с учётом государственного устройства и административно – территориального деления.

  Статья 6 БКУ выделяет и сводный бюджет, который является совокупностью показателей бюджетов, используемых для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.

  1.2. Сводный бюджет

  Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.

  Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов её районов и бюджетов городов республиканского значения.

  Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.

  Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного  значения, поселковых и сельских бюджетов этого района.

  Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, которые входят в его состав в случае, когда городу или району в городе административно подчинены другие города, посёлки, сёла, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, посёлков и сёл.

  Ст.61 ЗУ «О местном самоуправлении в Украине» установила, что органы местного самоуправления в сёлах, посёлках, городах самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты. 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  бюджетной системы

Статья 7. Принципы бюджетной системы Украины

Принципы бюджетной системы - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и в целом - бюджетных правоотношений. Принципы находят свое непосредственное выражение в нормах бюджетного права.

Бюджетная система Украины основывается на следующих принципах:

1) принцип  единства бюджетной системы Украины  - единство бюджетной системы  Украины обеспечивается единой  правовой базой, единой денежной  системой, единым регулированием  бюджетных отношений, единой бюджетной  классификацией, единством порядка  выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;  
2) принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений бюджета на соответствующий бюджетный период; т.е.заключается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. 
3) принцип самостоятельности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих местных бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов бюджета, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления определять направления использования бюджетных средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов самостоятельно и независимо друг от одного рассматривать и утверждать соответствующие местные бюджеты;  
4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления бюджетов и затраты бюджетов, которые осуществляются соответственно нормативно-правовых актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;  
5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития Украины и расчетах поступлений бюджета и расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с утвержденными методиками и правилами;  
6) принцип эффективности и результативности - при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться достижения целей, намеченных на основе национальной системы ценностей и задач инновационного развития экономики, путем обеспечения качественного предоставления услуг, гарантированных государством, Автономной Республикой Крым, местным самоуправлением (далее - гарантированные услуги), при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;  
7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами основывается на необходимости максимально возможного приближения предоставления гарантированных услуг к их непосредственному потребителю;  
8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями и бюджетными ассигнованиями;  
9) принцип справедливости и беспристрастности - бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;  
10) принцип публичности и прозрачности - информирование общественности по вопросам составления, рассмотрения, утверждения, исполнения государственного бюджета и местных бюджетов, а также контроля за исполнением государственного бюджета и местных бюджетов;

11) Принцип реальности означает, что в доходах бюджета отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу социально-экономического развития страны (составляется Министерством экономики Российской Федерации), а в расходах направления финансирования, затраты по которым должны способствовать достижению прогнозируемых экономических показателей. Данный принцип реализуется в составлении и принятии бюджета путем учета прогнозируемой инфляции при расчете его показателей.

12) Принцип  гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе бюджета.

13) Самостоятельность  бюджетов обеспечивается наличием  собственных доходных источников  и правом определять размеры и направления их использования. Кроме этого, запрет на изъятие остатков средств вышестоящим звеном бюджетной системы по окончании финансового года также является подтверждением самостоятельности бюджетов.

Принцип самостоятельности бюджетов означает: 
- право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; 
- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством; 
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; 
недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Рассмотрев  Бюджетную систему Украины можно  сделать следующие выводы.

  Структура бюджетной системы значительной мерой зависит от государственного устройства страны. Так страна с федеральным (Россия) или унитарным (Украина) устройством имеет федеральный (государственный) бюджеты  составных частей федерации (штатов, земель, кантонов, республик), а также местные бюджеты (районов, городов, сел – в зависимости от административного разделения).

Информация о работе Бюджетная система Украины и принципы ее построения