Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:30, реферат
Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.
Введение
Бюджетная система Украины……………………………………………………6
1.1.Состав бюджетной системы.............................................................................6
1.2.Сводный бюджет……………………………………………………………...7
Принципы бюджетной системы…………………………………………………8
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
УКРАИНЫ
Кафедра
Финансы и Кредит
РЕФЕРАТ
на тему:
«Бюджетная система Украины и
принципы
её построения»
Симферополь 2011
Содержание:
Введение
1.1.Состав бюджетной
системы.......................
1.2.Сводный
бюджет…………………………………………………………….
Заключение
Список
литературы
Ввведение
Совокупность финансовых институтов, объединяющих определенные финансовые отношения по образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, представляет собой финансовую систему Украины.
В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Однако, в институтах, где финансовые отношения регулируются нормами, не согласованными с действиями экономических законов, либо смежными финансовыми институтами, они создают предпосылки или непосредственно действуют на углубление экономического кризиса. В настоящее время такими институтами являются институты банковского кредитования, государственного бюджета, а также действующая система безналичных расчетов, как внутри страны, так и в расчетах с зарубежными странами.
Многообразная финансовая деятельность в Украине, регулируемая нормами различных финансовых институтов строится на экономической основе государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет.
Бюджет - это план создания и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и местными Советами народных депутатов. Государственный бюджет Украины утверждается законом Украины.
Ведущее место в финансовой системе Украины занимает государственный бюджет Украины и местные бюджеты местных советов народных депутатов.
Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.
Государственный бюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы, Законом. Бюджет строится на принципах целостности, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.
Актуальность темы состоит в том, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Для выполнения своих функций, чётко определённых Конституцией Украины, государству, безусловно нужны финансовые и материальные средства, которые в условиях товарно-денежных отношений рыночной экономики имеют денежный характер. Для покрытия расходов, связанных с выполнением своих функций любому государству необходимы финансовые ресурсы, которые государство получает путём формирования и использования централизованного фонда, денежных средств – государственного бюджета.
Предметом исследования бюджетного права Украины являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и исполнения государственного бюджета.
Методом исследования являются финансово – правовые нормы регулирующие отношения возникающие в сфере государственного бюджета Украины, и определяющие бюджетное устройство, полномочия Украины.
Целью бюджетного права является регламентация финансовой деятельности государственных органов, в силу того, что она связана с денежными средствами, которые требуют тщательного учёта и хранения, и всякие операции с ними нуждаются в строгом документальном оформлении.
Задача бюджетного права состоит в том, что оно регулирует отношения между государственными органами, предприятиями, организациями и учреждениями.
1.1. Состав бюджетной системы
Согласно ст. 5 БКУ – бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов.
Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных общин сёл, посёлков, городов и их объединений.
Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.
Бюджетная система – это совокупность всех видов бюджетов, основанная на экономических отношениях в соответствии с бюджетным кодексом Украины.
Каждое
государство имеет свою бюджетную
систему и устанавливает
Бюджетное устройство в государстве определяется формой государственного устройства и включает в себя: организацию бюджетной системы, принципы её построения, полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их исполнительных органов.
Согласно Бюджетного кодекса Украины бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, её структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы1. Бюджетное устройство Украины определяется с учётом государственного устройства и административно – территориального деления.
Статья 6 БКУ выделяет и сводный бюджет, который является совокупностью показателей бюджетов, используемых для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.
1.2. Сводный бюджет
Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.
Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов её районов и бюджетов городов республиканского значения.
Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.
Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района.
Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, которые входят в его состав в случае, когда городу или району в городе административно подчинены другие города, посёлки, сёла, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, посёлков и сёл.
Ст.61
ЗУ «О местном самоуправлении в Украине»
установила, что органы местного самоуправления
в сёлах, посёлках, городах самостоятельно
разрабатывают, утверждают и выполняют
соответствующие местные бюджеты.
Бюджетная система Украины основывается на следующих принципах:
1) принцип
единства бюджетной системы
2) принцип сбалансированности - полномочия
на осуществление расходов бюджета должны
отвечать объему поступлений бюджета
на соответствующий бюджетный период;
т.е.заключается в том, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении
бюджета уполномоченные органы должны
исходить из необходимости минимизации
размера дефицита бюджета.
3) принцип самостоятельности - Государственный
бюджет Украины и местные бюджеты являются
самостоятельными. Государство средствами
государственного бюджета не несет ответственности
за бюджетные обязательства органов власти
Автономной Республики Крым и органов
местного самоуправления. Органы власти
Автономной Республики Крым и органы местного
самоуправления средствами соответствующих
местных бюджетов не несут ответственности
за бюджетные обязательства друг друга,
а также за бюджетные обязательства государства.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается
закреплением за ними соответствующих
источников доходов бюджета, правом соответствующих
органов государственной власти, органов
власти Автономной Республики Крым и органов
местного самоуправления определять направления
использования бюджетных средств в соответствии
с законодательством Украины, правом Верховной
Рады Автономной Республики Крым и соответствующих
местных советов самостоятельно и независимо
друг от одного рассматривать и утверждать
соответствующие местные бюджеты;
4) принцип полноты - в состав бюджетов
подлежат включению все поступления бюджетов
и затраты бюджетов, которые осуществляются
соответственно нормативно-правовых актов
органов государственной власти, органов
власти Автономной Республики Крым, органов
местного самоуправления;
5) принцип обоснованности - бюджет формируется
на реалистичных макропоказателях экономического
и социального развития Украины и расчетах
поступлений бюджета и расходов бюджета,
осуществляемых в соответствии с утвержденными
методиками и правилами;
6) принцип эффективности и результативности
- при составлении и исполнении бюджетов
все участники бюджетного процесса должны
стремиться достижения целей, намеченных
на основе национальной системы ценностей
и задач инновационного развития экономики,
путем обеспечения качественного предоставления
услуг, гарантированных государством,
Автономной Республикой Крым, местным
самоуправлением (далее - гарантированные
услуги), при привлечении минимального
объема бюджетных средств и достижения
максимального результата при использовании
определенного бюджетом объема средств;
7) принцип субсидиарности - распределение
видов расходов между государственным
бюджетом и местными бюджетами, а также
между местными бюджетами основывается
на необходимости максимально возможного
приближения предоставления гарантированных
услуг к их непосредственному потребителю;
8) принцип целевого использования бюджетных
средств - бюджетные средства используются
только на цели, определенные бюджетными
назначениями и бюджетными ассигнованиями;
9) принцип справедливости и беспристрастности
- бюджетная система Украины строится
на основах справедливого и непредвзятого
распределения общественного богатства
между гражданами и территориальными
общинами;
10) принцип публичности и прозрачности
- информирование общественности по вопросам
составления, рассмотрения, утверждения,
исполнения государственного бюджета
и местных бюджетов, а также контроля за
исполнением государственного бюджета
и местных бюджетов;
11) Принцип реальности означает, что в доходах бюджета отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу социально-экономического развития страны (составляется Министерством экономики Российской Федерации), а в расходах направления финансирования, затраты по которым должны способствовать достижению прогнозируемых экономических показателей. Данный принцип реализуется в составлении и принятии бюджета путем учета прогнозируемой инфляции при расчете его показателей.
12) Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе бюджета.
13) Самостоятельность
бюджетов обеспечивается
Принцип
самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти и органов местного самоуправления
на соответствующем уровне бюджетной
системы самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс;
- наличие собственных источников
доходов бюджетов каждого уровня, определяемых
в соответствии с законодательством;
- недопустимость изъятия доходов,
дополнительно полученных в ходе исполнения
законов (решений) о бюджете, сумм превышения
доходов над расходами бюджетов и сумм
экономии по расходам бюджетов;
недопустимость компенсации за счет бюджетов
других уровней бюджетной системы потерь
в доходах и дополнительных расходов,
возникших в ходе исполнения законов (решений)
о бюджете, за исключением случаев, связанных
с изменением законодательства.
Заключение
Рассмотрев
Бюджетную систему Украины
Структура бюджетной системы значительной мерой зависит от государственного устройства страны. Так страна с федеральным (Россия) или унитарным (Украина) устройством имеет федеральный (государственный) бюджеты составных частей федерации (штатов, земель, кантонов, республик), а также местные бюджеты (районов, городов, сел – в зависимости от административного разделения).
Информация о работе Бюджетная система Украины и принципы ее построения