Бюджетная система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:46, дипломная работа

Описание работы

Казахстанская экономика переживает трудности: остановился рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.

Содержание

Введение.
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы.
1.1. Функционирование бюджетной системы.
1.2. Бюджетный механизм и его элементы.
Глава 2. Доходы бюджета.
2.1. Состав и функционирование.
Глава 3. Долги и дефицит бюджета.
3.1. Понятие бюджетного баланса.
Глава 4. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день.
4.1. Бюджетная система РК состояние, перспективы.
4.1.2. Состояние Бюджетной системы.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РК.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Бюджет на 2002 год должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РК.

Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы государственный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.

Таким образом, построение современной бюджетной системы основывается на трех принципах:

 четком закреплении ответственности по расходам;

 распределении налогов между уровнями власти по принципу "один налог - один бюджет";

 эффективной системе межбюджетных трансфертов.

Закрепление ответственности по расходам должно носить законодательный характер и соответствовать вышеуказанным функциям соответствующего уровня власти. Максимально детальное законодательное закрепление позволит исключить произвольную передачу расходных обязательств вышестоящих уровней власти на нижестоящий уровень, и тем самым достигнуть более благоприятных условий для планирования бюджетных расходов.

Эффективное распределение налогов является исключительно важным для достижения, как самостоятельности бюджетов, так и высокой собираемости налогов. Население охотнее платит налоги, когда видит зримые результаты в виде качественно предоставляемых услуг.

В условиях Казахстана налоговая служба должна оставаться централизованной, хотя сбор некоторых видов местных налогов может быть возложен на органы местного управления. В последующем органам местного управления нужно дать возможность создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов.

Для решения стратегической задачи по стабилизации межбюджетных отношений требуется значительное реформирование существующего механизма межбюджетного регулирования и распределения налогов между республиканским и местными бюджетами. Введенный в 1999 году механизм межбюджетного регулирования посредством бюджетных изъятий был необходим для консолидации финансовых ресурсов государства в условиях негативного воздействия кризисных явлений в мировой экономике. Однако принцип бюджетных изъятий не обеспечивает необходимой в условиях политической децентрализации стабильности в межбюджетных отношениях.

На первом этапе децентрализации в условиях Казахстана самым эффективным способом устранения горизонтального бюджетного дисбаланса на районном и областном уровне является применение регулирующих налогов.

Должен устанавливаться стабильный норматив отчислений по регулирующим налогам на несколько лет для каждой области на республиканском уровне и для каждого района и города на областном уровне. Это позволит достичь определенной самостоятельности местных бюджетов и избавит от опасений изъятия доходов в случае их превышения над плановыми показателями. Необходимо разработать соответствующие механизмы с тем, чтобы с 2003 года перейти к применению регулирующих налогов.

Налоги на собственность в соответствии с мировой практикой необходимо оставлять на уровне районов, городов и сельских округов, так как они являются самым адекватным источником доходов для органов местного управления в большинстве стран мира. Важно то, что экспорт налога на имущество затруднен и то, что именно местные службы могут наиболее адекватно оценить имущественные активы в регионе.

Доходная часть сельских бюджетов должна обеспечиваться в основном за счет налогов на собственность по твердо установленным нормативам и трансфертам из районных бюджетов.

По мере развития бюджетной децентрализации и экономического потенциала регионов возможен переход от использования регулирующих налогов к введению местного подоходного налога с юридических и физических лиц в виде надбавок к республиканскому подоходному налогу, налога с розничных продаж, закрепляемого за районным и областным уровнем (с соответствующим снижением ставки НДС). Для достижения необходимой гибкости бюджетной системы, в перспективе возможно регулирование ставок местных налогов выборными органами местного управления в пределах, определенных законодательством.

Эффективная система межбюджетных трансфертов имеет важнейшее значение в политике децентрализации. Трансферты выделяются вышестоящими бюджетами нижестоящим в целях устранения вертикального бюджетного дисбаланса и могут носить как целевой, так и выравнивающий характер. В мировой практике роль трансфертов очень велика для муниципальных финансов, так как их объем достигает до половины всех доходов местных бюджетов. Это позволяет поддерживать муниципальную активность в рамках общей политики правительства и общенациональные стандарты в социальной сфере на всей территории страны. С другой стороны, система трансфертов способствует децентрализации, если она исключает элементы политического торга, является достаточно прозрачной, и местные органы ясно понимают, каким именно образом определяется размер трансферта.

Эта задача решается посредством применения математических формул для определения размеров трансфертов. Формулы могут учитывать общую численность населения административно-территориальной единицы, число учащихся, лиц пожилого возраста, протяженность дорог и т.д. Возможно применение целевых трансфертов, например, на финансирование фонда заработной платы учителей, проектов социального строительства.

Вопросы распределения налогов и межбюджетных трансфертов на уровнях область - район и район - сельский округ не должны оставляться на усмотрение областей, а должны найти свое решение на законодательном уровне, что будет соответствовать унитарному характеру казахстанского государства. Вопрос построения прозрачной системы трансфертов в условиях Казахстана требует тщательной проработки с участием представителей всех уровней власти.

Программы капитальных расходов, определяемые центральными органами власти, не всегда соответствуют пожеланиям населения. С другой стороны, у местных органов власти появляются иждивенческие настроения в связи с надеждами, что центр заменит пришедшие в негодность из-за отсутствия ухода и ремонта объекты и сооружения. Более эффективного распределения ресурсов можно достичь передачей ответственности местным органам власти за капитальные расходы в закрепленных за ними сферах. Так как потребление основного капитала носит долгосрочный характер, необходимо последовательно переходить к финансированию капитальных расходов за счет заимствованного капитала, а не за счет текущих доходов местных бюджетов. Поэтому местные органы государственного управления должны иметь право заимствования на рынке капитала для реализации инвестиционных проектов, имеющих местное значение.

Вместе с тем заимствования не должны осуществляться для покрытия текущего дефицита бюджета. С другой стороны, для предотвращения долговых кризисов необходимо законодательно установить нормативы, регулирующие местные заимствования, и уполномоченный государственный орган, санкционирующий займовые операции.

Вопросы владения собственностью являются ключевыми для местных органов власти. Государственная собственность должна реализовываться в форме республиканской собственности и коммунальной собственности на уровне областей, районов, поселков и сельских округов. Необходимо провести соответствующее разграничение прав собственности, в том числе в отношении земли, между уровнями местного управления. В отношении коммунальной собственности должен быть установлен жесткий режим использования. Право владения и пользования должно принадлежать местным исполнительным органам, а право распоряжения должно осуществляться по согласованию с местным представительными органами.

Для достижения прозрачности в деятельности коммунальных предприятий целесообразно утверждать их бюджеты в соответствующих маслихатах, как это делается в передовой мировой практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Нормативная база.

 

1.         Конституция РК.

2.         Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года N 357-1 О бюджетной системе
(с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от 16.07.99 г. N 440-1; от 26.07.99 г. N 463-1; от 4.11.99 г. N 472-1 (вступили в действие с 1.01.2000); от 22.11.99 г. N 485-1 (действуют до 31.12.2002 г.); от 29.11.99 г. N 487-1)

3.         Конституционный закон “О Президенте Республики Казахстан”

4.         Указ Президента Республики Казахстан имеющий силу закона “О налогах и других обязательный платежах в бюджет”

5.         Закон республики Казахстан “о госпошлине“ принятый, Верховным Советом Республики Казахстан 19.12.92 № 17.92.

6.         Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2000 года N 1675 Об утверждении Правил финансирования республиканских и местных бюджетных программ, выполняемых в рамках государственного заказа

7.         Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2000 года N 874 Об утверждении Правил осуществления правительственного заимствования и заимствования местными исполнительными органами Республики Казахстан

8.         Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2000 года N 1119 О некоторых вопросах гарантированных государством займов и мониторинге отдельных юридических лиц

9.         Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 августа 2000 года N 1303 О первоочередных мерах по созданию Национального Фонда Республики Казахстан

10.     Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2000 года N 1440 Об утверждении Правил предоставления кредитов Правительством Республики Казахстан и местными

11.     ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства и Национального банка Республики Казахстан
об основных направлениях социально-экономической политики
и прогнозе экономических результатов на 2001 год

Литература.

1.         Родионова В.М. Государственный бюджет СССР и его роль в сбалансированном развитии экономики. М:Финансы и статистика, 1985.

2.         Носков А.И. Государственный бюджет. М.: Прогресс, 1998.

3.         Богачева О.Б. Проблемы укрепления бюджета //Финансы. 1999. №8.

4.         Згиднев А.А. Ценные бумаги. М.: Юристъ., 1998. 298 с.

5.         Карцев Ю.И. Налоги. М.: Финансы и статистика. 1998. 412 с.

6.         Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики.//Финансы. 1999. №1.

7.         Логвина А. От формальной к реальной финансовой стабилизации. //Вопросы экономики. 1999. №4. С.33.

8.         Носков А.И. Государственный бюджет. М.: Прогресс, 1998. С. 99.

9.         Петров В.А. Финансовые механизмы экономического роста бюджета. // Финансы. 1999. №8. С.3.

10.     Финансы /Под ред. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1998. 412 с.

11.     Финансы /Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1997. 389.

 

Периодические издания.

1. Доклад Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан М.С. Утебаева

2. «Деловая неделя» №12(340) от 26 марта 1999 г.

3. «Деловая неделя» №8 (336) от 26 февраля 1999 г.

4. «Деловая неделя» 9 (337) от 5 марта 1999 г.

5. «Деловая неделя» №15 (343)  от 16 апреля 1999 г.

6. Логвина А. От формальной к реальной финансовой стабилизации. //Вопросы экономики. 1999. №4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

76

 



[1] ЗАЯВЛЕНИЕ Правительства и Национального банка Республики Казахстан
об основных направлениях социально-экономической политики
и прогнозе экономических результатов на 2001 год

 

[2] Родионова В.М. Государственный бюджет СССР и его роль в сбалансированном развитии экономики. М:Финансы и статистика, 1985.с.10

[3] Носков А.И. Государственный бюджет. М.: Прогресс, 1998. С. 99.

[4] Логвина А. От формальной к реальной финансовой стабилизации. //Вопросы экономики. 1999. №4. С.33.

 

[5] Доклад Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан М.С. Утебаева

 

[6] Доклад Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан М.С. Утебаева

[7] Доклад Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан М.С. Утебаева

 

[4] «Деловая неделя» №12(340) от 26 марта 1999 г.

[5] «Деловая неделя» №8 (336) от 26 февраля 1999 г.

[6] «Деловая неделя» 9 (337) от 5 марта 1999 г.

[7] «Деловая неделя» №15 (343)  от 16 апреля 1999 г.


Информация о работе Бюджетная система РК