Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:28, реферат
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры прави¬тельства по
изменению государственных расходов, налогообло¬жения и состояния
государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и
производство неинфляционного ВНП. Размер доходной части бюджета, как известно, в значительной мере зависит от двух величин – совокупного объема и структуры налогового бремени, а также величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических агентов.
Основные
направления бюджетно-
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по
изменению государственных расходов, налогообложения и состояния
государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и
производство неинфляционного ВНП. Размер доходной части бюджета, как известно, в значительной мере зависит от двух величин – совокупного объема и структуры налогового бремени, а также величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических агентов.
В настоящее
время экономика находится в
удобной для налогово-
Равновесный бюджет – редкое явление в мировой практике, поскольку его дефицит, как и профицит, зависят не только от государственной политики в области расходов и налогообложения, но и уровня хозяйственной активности. Достижение бюджетного равновесия возможно только в отдельные моменты. Точка пересечения бюджетных доходов и расходов представляет собой некий центр, вокруг которого в определенном диапазоне осуществляется колебание их разницы. Анализируя уровень бюджетного дефицита (профицита) с целью выработки рациональной налогово-бюджетной стратегии, нужно учитывать степень активности хозяйствующих субъектов, а также этап цикла, который проходит экономика.
Так, эмиссионное финансирование приводит к росту инфляции, заимствование на внутреннем и внешнем финансовых рынках – к накапливанию государственного долга и увеличению доли бюджетных средств, направляемых на его погашение и обслуживание.
Покрытие бюджетного дефицита за счет внутренних неинфляционных источников (займов у населения и финансовых структур) может какое-то время давать положительный стабилизирующий эффект для экономики, но имеет скрытые недостатки (например, сужение границ внутреннего спроса), приводящие в перспективе к разрушительным последствиям. Длительное применение этого механизма вызывает переориентацию денежных потоков на финансовые рынки краткосрочных государственных обязательств, а, следовательно, обескровливание реального сектора, снижение привлекательности кредитов для экономики и рост ссудного процента.
В настоящее
время большинство стран
Вопросы выработки
системы мер по бюджетно-налоговому
регулированию традиционно
Альтернативный путь – увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных “прорывных” инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту. Теоретически еще одним способом может стать рост налогового бремени при неизменном уровне государственных расходов, но в этом случае жизнеспособной остается только та часть экономики, которая уходит из-под пресса. Бюджет же получает в виде налогов меньшую величину, чем та, которая собиралась бы при более низком и щадящем уровне налогообложения.
Сокращение бюджетного
дефицита ведет к последующему снижению
процентных ставок, создает лучшие
условия для привлечения
Сегодня важно
оперативно использовать сложившиеся
внешнеэкономические условия
• либеральная налоговая реформа, направленная на последовательное снижение налогового бремени для производителя;
• обеспечение
действительно равных возможностей
для ведения
• формирование правового поля, гарантирующего защиту производителя и упрощенный порядок взаимодействия с административными органами государственного управления;
• снижение процентной ставки и создание благоприятных условий для инвестирования.
Либеральная налогово-бюджетная реформа, предусматривающая упрощение налоговой системы и смягчение налогового бремени, имеет противников во многих властных структурах, в частности в регионах, и их позиции по-прежнему сильны.
Достаточно вспомнить длительную и упорную борьбу руководителей регионов против отмены налогов с выручки предприятия, лишь сравнительно недавно завершившуюся не в их пользу. Чтобы создать действительно привлекательный для производителей налоговый климат, нужно радикально изменить налоговый режим в сторону уменьшения совокупного уровня налогового изъятия и упрощения процедуры уплаты налогов. Только после этого можно, требовать повсеместного и неукоснительного исполнения налоговой дисциплины. Важным моментом являются налоговая амнистия на весь период действовавшего до настоящего момента налогового законодательства и гарантии неприменения механизма обратной силы закона в области налоговых правоотношений.
К числу важнейших
черт бюджетно-налоговой системы
относятся стабильность и предсказуемость,
позволяющие планировать
Представляется,
что в области налогового регулирования
упор следует сделать помимо снижения
ставок и сокращения общего числа
налогов на двух основных моментах:
во-первых, на реальном выравнивании условий
хозяйствования во всех сферах деятельности,
что потребует, видимо, некоторой дифференциации
ставок в зависимости от конкретного экономического
сектора; во-вторых, на совершенствовании
базы налогообложения по всем основополагающим
налогам. К их числу относятся налог на
прибыль, налог на добавленную стоимость,
подоходный налог с физических лиц, акцизы,
налоги на имущество, платежи за землю.
Органы
исполнительной власти
в организации
бюджетной системы.
Органы исполнительной
власти осуществляют контроль за использованием
предприятиями, учреждениями и иными организациями
выделенных им бюджетных ассигнований.
Вышестоящие органы исполнительной власти
контролируют использование субвенций,
выделенных бюджетам нижестоящего территориального
уровня. И в случае их использования не
по целевому назначению либо неиспользования
в установленные сроки субсидирование
прекращается, а выделенные средства подлежат
возврату в бюджет, из которого они были
получены.
Контрольные полномочия органов исполнительной
власти неразрывно связаны с их функцией
по исполнению бюджета, т.е. они контролируют
бюджет, исполняя его.
Иное содержание имеет контроль за исполнением
бюджета со стороны органов представительной
власти. Эти органы не осуществляют исполнения
бюджета, они лишь контролируют его исполнение.
Поэтому функция контроля за исполнением
бюджета законодательно закреплена именно
за органами представительной власти.
Полномочия органов представительной
власти по контролю за исполнением бюджета
можно подразделить на две группы:
во-первых, это полномочия по организации
контроля, а во-вторых — собственно контрольные
полномочия.
Представительный орган власти и его постоянные
комиссии и комитеты в процессе исполнения
бюджета вправе потребовать от соответствующего
органа исполнительной власти, его финансовых
и других органов управления любую информацию,
связанную с исполнением бюджета.
Требование органов представительной
власти о предоставлении им необходимых
сведений по исполнению бюджета для органов
исполнительной власти и других органов
является обязательным для выполнения.
Представленные сведения и информация
тщательно анализируются, обсуждаются,
после чего органами представительной
власти принимаются по ним соответствующие
решения, вплоть до введения механизма
секвестра на утвержденные бюджетные
расходы.
Кроме того, представительные органы власти
в необходимых случаях вправе давать соответствующим
органам исполнительной власти поручение
о срочном внесении отдельных изменений
доходной и расходной частей бюджета с
последующим утверждением этих изменений
представительным органом власти.
Участниками бюджетного процесса
являются:
Органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его на утверждение законодательного и представительного органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных и представительных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:
Счетная палата ;
контрольные и финансовые институты исполнительной власти; контрольные учреждения законодательных и представительных органов субъектов ;
представительные органы местного самоуправления.
Реализация законодательных
функций всех ветвей власти позволяет
осуществлять единый подход к регулированию
государственных и муниципальных финансов.
Они во многом зависят от успешного функционирования
исполнительных ветвей власти.
Социально-ориентированный
бюджет. Его значение.
Социальная сфера,
финансируемая в основном государством,
обеспечивает удовлетворение базовых
жизненных потребностей человека. По
мнению экспертов, наиболее оптимальные:
социально-ориентированные
На протяжении
последних 20 лет социальная сфера
остается второстепенной по отношению
к экономике, хотя на словах признается
ее главенствующая роль в обеспечении
процессов жизнедеятельности
Социальная составляющая бюджетов, называемая социальным бюджетом, рассматривается специалистами в качестве важнейшего инструмента социальной политики государства. Основные его функции - организация сбора и распределения финансовых ресурсов на оплату труда работников бюджетной сферы (работников здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры), предоставление гражданам социальных трансфертов в натуральном выражении (медицинская помощь, образование, социальное обслуживание), а также финансирование публичных благ, направляемых на функционирование инфраструктуры, необходимой для жизнедеятельности населенных пунктов.
Бюджетное недофинансирование социальной сферы отрицательно влияет на развитие человеческого потенциала и экономику страны. Напротив, сбалансированное бюджетное обеспечение социальной политики способствует прогрессу, позволяет достигать социальной стабильности и сплоченности общества, приверженного общечеловеческим ценностям - социальной справедливости, солидарности, заботе об уязвимых слоях населения.
Введение новой
классификации бюджетных
Реформа бюджетных учреждений преследует следующие цели: