Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:40, реферат
В условиях современных рыночных отношений предприятие является их экономически и юридически самостоятельным объектом. Эффективное управление и анализ производственной деятельности любого предприятия достаточно сильно зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
Введение
Понятие бюджетирования
Классификация и функции бюджетирования
Организация бюджетного процесса
Заключение
Список литературы
Экономический факультет
Кафедра финансов
Реферат
«Бюджетирование как инструмент финансового планирования»
Новосибирск 2011
Содержание:
Введение
Понятие бюджетирования
Классификация и функции бюджетирования
Организация бюджетного процесса
Заключение
Список литературы
В условиях современных рыночных отношений предприятие является их экономически и юридически самостоятельным объектом. Эффективное управление и анализ производственной деятельности любого предприятия достаточно сильно зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
У компании, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, должен быть план стратегического развития. Успешные компании создают такой план не на основе статистических данных и их проекции на будущее, а базируясь на видении того, какой должна стать компания через определенное время. И только после этого они решают, что следует сделать сегодня, чтобы достичь намеченных целей завтра. В процессе их достижения возможны отклонения от заданного пути, поэтому предприятию постоянно приходится просчитывать различные варианты своих дальнейших действий. Инструментом для таких расчетов и является бюджетирование.
Действенное планирование и контроль результата деятельности предприятия невозможны без формирования бюджета - основного инструмента гибкого управления предприятием - обеспечивающего верной и своевременной информацией руководящий состав в разных структурах, составляющих финансово-экономическую систему государства. Поэтому тема бюджетирования является достаточно актуальной в современное время.
Бюджет – это план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, на один год.
Бюджетирование – это, с одной стороны, процесс составления и принятия бюджетов, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Это сложная система, включающая в себя следующие элементы: совокупность связанных между собой плановых документов, в которых детально отражена предполагаемая деятельность как отдельных подразделений организации, так и всего предприятия; управленческие воздействия, которые направлены на снижение к минимуму отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды; отчетность, с помощью которой можно быстро и удобно проанализировать и проконтролировать выполнение бюджетов отдельными службами организации и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом.
В общем виде основная задача бюджетирования в компании заключается в том, что это основа планирования и принятия управленческих решений в компании, с помощью которой можно оценивать все аспекты финансовой состоятельности компании и укреплять финансовую дисциплину.
Как и любому экономическому явлению, бюджетированию присущи и положительные и отрицательные стороны.
К основным достоинствам бюджетирования можно отнести:
- оказание положительного воздействия на мотивацию и настрой коллектива;
- возможность координации работы предприятия в целом;
- анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
- опора на опыт составления бюджетов прошлых периодов;
- усовершенствование процесса распределения ресурсов;
- возможность проведения сравнительного анализа достигнутых и желаемых результатов.
Недостатки у бюджетирования следующие:
- невозможность решать повседневные, текущие проблемы и отражать причины различных отклонений;
- сложность и высокая стоимость системы бюджетирования;
- если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания неполадок;
- большие требования к сотрудникам, в частности, высокой производительности труда, возможность возникновения конфликтов на этой, а, следовательно, снижение эффективности работы.
Существует много разновидностей бюджетов, которые применяются в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п. Их можно классифицировать по следующим признакам.
По сферам деятельности предприятия бюджет может быть по операционной деятельности, который конкретизирует соответствующие показатели, отражаемые в текущем плане доходов и расходов по данной деятельности; по инвестиционной деятельности, который направлен на детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности; по финансовой деятельности, который уточняет характеристики текущего плана поступления и расходования денежных средств.
Классификация по видам затрат предполагает выделять текущий оперативный и капитальный финансовый бюджеты. Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции. Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств предприятия и подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках бюджетные бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств.
По охвату номенклатуры затрат различают функциональный бюджет, который разрабатывается по одной или двум статьям затрат, и комплексный бюджет, разрабатываемый по широкой номенклатуре затрат – по производственному участку, по административно-управленческим расходам.
По методам разработки выделяют фиксированный бюджет, который не зависит от изменения объемов работы, и гибкий, который устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде нормативов расходов.
По длительности планируемого периода бюджет может быть ежедневный, понедельный, месячный, квартальный и годовой.
По периоду составления выделяют оперативный бюджет, напрямую связанный с достижением целей предприятия (к ним относится план производства, материально-технического снабжения); текущий бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия и перспективный бюджет стратегического развития бизнеса и долгосрочной структуры организации.
Вспомогательные и специальные бюджеты используются для подготовки исходной информации, необходимой для составления основных бюджетов и обработки итоговой информации в них; более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более четкого учета особенностей местного налогообложения.
Выделяют два основных метода бюджетирования: нулевой, актуальный для новой коммерческой организации, и традиционный метод планирования от достигнутого.
Сущность первого метода заключается в том, что каждый вид деятельности, осуществляемый в рамках структурного подразделения, в начале года с помощью конкретных показателей должен обосновать необходимость выделения ему денежных средств. Это означает, что сотрудники должны будут готовить план затрат для их деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить затраты и прибыль от дополнительного прироста деятельности, за которую они отвечают. В результате высшее руководство получит необходимую информацию, позволяющую принять управленческое решение, в какую сферу деятельности направить финансирование.
Традиционный метод планирования от достигнутого предполагает анализ полученных результат прошедшего года, и на этом основании расчета будущих возможностей предприятия.
К основным функциям бюджетирования относят: планирование, координацию и связь, стимулирование, контроль, оценку и обучение.
Планирование - ключевая функция бюджетирования. Обычно плановые характеристики вырабатываются ещё во время подготовки основных проектов, а процесс разработки бюджета является лишь детальным уточнением плановых показателей на ближайший период.
Второй функцией бюджетирования является координация и связь. В процессе создания бюджета согласовываются отдельные виды деятельности так, чтобы все подразделения предприятия работали слаженно, достигая основных целей организации в целом. При этом немаловажно произвести маркетинговый анализ структуры рынка, соотнести основные производственные характеристики бюджета с запланированным объемом продаж.
Что касается функции мотивации, то можно сказать, что планирование, составление и исполнение бюджета является мощным средством для стимулирования руководителей и менеджеров в осуществлении целей и задач.
Контрольная функция бюджета представляет собой возможность отчета о желаемых результатах на момент его формирования. Бюджет является своеобразным эталоном, с которым сравнивают фактически достигнутые показатели.
Оценка является продолжением контрольной функции бюджета, так как отклонения от бюджета, рассчитываемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего текущего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год является одним из главных факторов оценки деятельности предприятия.
Обучающая функция бюджета проявляется при составлении бюджетов, способствуя подробному изучению в деталях деятельности всех подразделений организации и их взаимоотношений. Также эта функция важна для начинающих руководителей.
Как любая процедура, бюджетирование должно осуществляться по заранее утвержденным правилам. Следовательно, в первую очередь необходимо выработать и утвердить единые правила, на основе которых и будет строиться система бюджетирования: методологию, оформление табличных форм, финансовую структуру и т. д. Следует добиться, чтобы эти правила заработали. И здесь важную роль играет человеческий фактор.
Регламент бюджетирования, сам бюджет, система мотивации - все это нужно утверждать внутрифирменными приказами. Таким образом, одна из составляющих бюджетирования - это организационные процедуры. Немаловажен фактор автоматизации всего процесса бюджетирования. На больших предприятиях объем информации огромен, а сроки достаточно ограничены.
Бюджет предприятия, как правило, разрабатывается на определенный временной период, чаще всего на один календарный год. Именно за этот период времени выравниваются сезонные колебания рынка. Без обязательности исполнения в качестве норм некоторые показатели бюджетов можно рассчитывать на более продолжительный период – три и более лет.
Бюджетный процесс включает в себя три последовательных стадии:
1. этап разработки проекта сводного бюджета;
2. утверждение проекта бюджета и включение его в структуру бизнес-плана организации;
В свою очередь, разработка бюджета включает в себя четыре основные этапа:
1) постановка проблемы и сбор исходной информации для разработки проекта бюджета;
2) анализ и обобщение собранной информации, расчет научно-обоснованных показателей экономической деятельности предприятия, формирование проекта бюджета;
3) оценка проекта бюджета;
4) утверждение бюджета.
Бюджет состоит из двух разделов: доходов и расходов. Статья “Доходы” состоит из доходов от реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках. Для большинства промышленных предприятий именно этот вид дохода имеет наибольший удельный вес. Он включает в себя:
- доход, полученный в планируемом периоде за продукцию, ранее отгруженную, но не оплаченную (дебиторская задолженность);
- доход, полученный за оплаченную готовую продукцию, отгружаемую в планируемом периоде со склада готовой продукции в соответствии c заключенными контрактами;
- доход, полученный за оплаченную в планируемом периоде готовую продукцию, изготовленную по плану производства и отгруженную в соответствии с заключенными контрактами.
Вторым разделом бюджета являются “Расходы”. Одной из основных статей расходов являются “Затраты на производство”. Определение объемов финансирования по данной статье осуществляется в соответствии с разработанной экономической моделью, включающей в себя расчеты затрат основных и вспомогательных производств, общехозяйственных и коммерческих расходов, распределения накладных расходов. Себестоимость товарной продукции определяется исходя из установленного экономической службой плана производства, цен на материалы, полуфабрикаты и комплектующие, топливно-энергетических расходов, расходов на заработную плату, расходов на обслуживание производственного процесса, обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, содержание и эксплуатацию средств природы.
Затраты на производство товарной продукции рассчитываются исходя из себестоимости товарного выпуска по предприятию и изменения (прирост или снижение) незавершенного производства по изделиям согласно разработанным в компании методическим материалам.
Следующим шагом является корректировка остатков или дефицита средств в бюджете в соответствии с рисками получения денежных средств.
Информация о работе Бюджетирование как инструмент финансового планирования