Банковские правоотношения

Автор: 9******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
Понятие банковского правоотношения
Состав банковских правоотношений
Объект банковских правоотношений
Структура банковских правоотношений
Субъект банковских правоотношений
Субъективные права и обязанности правоотношений

Содержание

Введение 3
1 Понятие и состав банковского правоотношения 4
2 Структура банковских правоотношений …………………………………….8
2 Объекты банковских правоотношений…………………………………........10
3 Субъекты банковских правоотношений 11
4 Субъективные права и обязанности………………………………………….15
Заключение ………………………………………………………………………17
Библиография .18

Работа содержит 1 файл

Банк право.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Кроме того, банки вправе представлять отчеты о прибылях и убытках, а также  аудиторское заключение за периоды  внутри текущего года. Установлены также сроки обновления информации. Предусматривается также, что кредитные организации вправе раскрывать информацию о своей деятельности через страницу Банка России в сети Интернет, а также иными способами, обеспечивающими доступность информации неограниченному кругу лиц.

Банк  России при получении от кредитной  организации письма, содержащего  согласие на раскрытие информации, размещает ее на странице Банка России в сети Интернет.

В случае невыполнения банками требований по предоставлению информации, перечисленной в п. 6.1 цитируемого Указания, к ним применяются меры воздействия в соответствии со ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".5 П. 8 Указания предусматривает, что п. 4 Указания действует до вступления в силу федерального закона о страховании вкладов физических лиц, предусмотренного ст. 38 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", если иное не будет установлено нормативными актами Банка России, но не далее 1 января 2000 года.

Теперь  допустим, что какое-либо требование Указания нарушено, и вкладчик обращается с жалобой в Банк России. Какие правоотношения возникают в этом случае между Банком России и кредитной организацией? Обязан ли Банк России разрешить спор между вкладчиком и кредитной организацией?

Согласно  п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации "защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных  законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в  суд"6. Но Банк России не наделен правом осуществлять защиту гражданских прав в административном порядке. Кроме того, как уже говорилось, его нормативные акты не являются нормативными актами административного права.

Следовательно, обращение вкладчика с жалобой  в Банк России никаких административно-правовых отношений не порождает.

Вместе  с тем, получив жалобу от вкладчика, Банк России в соответствии с действующим  законодательством не обязан проводить  проверки по жалобам физических и  юридических лиц с последующим  предоставлением им информации и не имеет полномочий на проведение таких проверок.

Если  допустить, что по поступившей жалобе Банк России назначит проверку с целью  защитить права конкретного вкладчика, то в этом случае он должен будет  взять письменное объяснение по данному факту от кредитной организации. Но если Банк России отберет письменное объяснение, то в таком случае возникнет юридическое дело и он должен будет решить спор между кредитной организацией и вкладчиком по конкретному делу. Однако попытка решения такого спора могла бы означать, что Банк России нарушает требования п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, где говорится, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Значит  ли это, что Банк России должен оставить без внимания жалобу вкладчика и порекомендовать ему обратиться в суд?

Думается, что Банк России обязан лишь дать ответ  вкладчику о том, что такого рода споры решаются в судебном порядке. Но поскольку Банк России ответствен за банковский надзор, то, стало быть, он обязан проверить поступившую жалобу на предмет выполнения кредитной организацией требований Указания Банка России.. Поводом к возникновению надзорного правоотношения в такого рода случаях является жалоба вкладчика, но правоотношение возникает не между Банком России и обратившимся к нему вкладчиком, а между Банком России и проверяемой им в порядке надзора кредитной организацией. 
 

Субъективные  права и обязанности

Субъективное  право - это право, которое принадлежит субъекту как участнику правоотношения.

Субъективное  право включает три правомочия:

а) право  на собственные действия;

б) право  потребовать от другой стороны в  правоотношении исполнения ею обязанностей;

в) право  на защиту своего нарушенного субъективного  права.

В банковском правоотношении каждая из сторон имеет  свои права и обязанности.

Банк  России имеет право потребовать  от кредитной организации, чтобы  кредитная организация проводила  конкретную банковскую операцию в соответствии с требованиями банковских законов и, кроме того, в соответствии с банковскими правилами, установленными Банком России. Кредитная организация обязана выполнять все требования Банка России v проводить операции должным образом (делать соответствующие проводки в бухгалтерском учете, правильно оформлять бухгалтерские документы, нарушать при этом экономические нормативы и т. д.).

С другой стороны, и кредитная организация  имеет право потребовав от Банка  России предоставления необходимой  ей банковской информации, соблюдения им предусмотренной законом конфиденциальности потребовать, чтобы Банк России предъявлял к ней только те требований которые предусмотрены банковскими законами и банковскими правила ми. Если Банк России нарушит ее права, кредитная организация имеет право обратиться за защитой в арбитражный суд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В заключении был рассмотрен вопрос о возможности  регулирования правоотношений в  системе банковского права РФ. И сделаны следующие выводы: позитивные возможности банковского права  определяют также качественные и количественные требования к формулировке решаемой задачи в данной работе, с тем чтобы ее решение было достижимым в определенное время и при определенной затрате сил и средств. Тем не менее, ценностью банковского права являются его ориентационные возможности.

Таким образом, большинство понятий банковского  права требует серьезного осмысления, поскольку они используют далекие  от юриста термины банковского дела. Многие проблемы правового регулирования  банковской деятельности до сих пор  не решены и даже не обсуждаются в юридической литературе. Кроме того, изучение банковского права предполагает хорошее знание основных теоретических положений и норм гражданского и хозяйственного (предпринимательского) права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография

Нормативно-правовые акты 

  1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // консультант плюс
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395 – 1// консультант плюс
  3. Федеральный закон « О центральном банке РФ (Банке России)» от 02.12.1990 г. № 394 – 1 // консультант плюс
  4. Указание Центрального Банка РФ «О дополнительных мерах по защите  интересов вкладчиков банков» от 27.03.1998 г. № 192-У

Использованная  литература 

  1. Братко  А.Г. Банковское право. Теория и практика. Учебное пособие/ М., Приор, 2001

    6. Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. - М.: Юристь, 1997

Информация о работе Банковские правоотношения