Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:51, реферат
Расходы на образование и науку являются частью расходов федерального бюджета, обеспечивающих инвестиционную и инновационную деятельность, направленную на реализацию стратегических целей развития страны. Особенностью периода 2005 – 2007 г. является, то, что 2005 год был последним годом финансирования многих Федеральных Целевых Программ (ФЦП). Этим объясняется уменьшение объемов финансирования в 2005 году некоторых программ. Например, в 2005 году закончилась ФЦП «Развитие образования в 2000 – 2005 годах».
Согласно проекту федерального бюджета на 2008 – 2010 годы Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова сохраняет статус главного распорядителя бюджетных средств. В соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета в 2008-2010 годах финансирование МГУ им. М.В. Ломоносова составит:
2008 г.- 6 037, 7 млрд. руб.
2009 г.- 6 434,3 млрд. руб.
2010 г.–6 060,2 млрд. руб.
Если учесть, что предполагаемый уровень инфляции будет в 2008 году- 7%, в 2009 году – 6,5%, а в 2010 году – 6,0%, то видно, что предлагается индексация финансирования на уровне годовой инфляции
В соответствии с функциональной классификацией расходов федерального бюджета МГУ им. М.В. Ломоносова наряду с Федеральным агентством по образованию и Министерством экономического развития и торговли будут выделены средства на развитие вузовской науки.
В 2008-2010 г. финансирования за
счет привлечения внешних
Прогнозируемое
повышение темпов роста экономики
и промышленности в 2008-2010 г.г. предполагает
преодоление тенденции
Предполагается, что удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленности увеличится с 4,4 % в 2005 году до 15% в 2010 году, вырастут поступления от экспорта технологий. Улучшение показателей инновационного развития намечается при значительном повышении уровня оплаты труда и фондовооруженности работников, занятых исследованиями и разработками. Однако сократится численность научно-технического персонала. Согласно первому варианту развития российской экономики, представленному выше, численность организаций, выполняющих научные исследования, сократится к 2010 году на 9,8 % по сравнению с 2006 годом, а численность персонала, занятого в исследованиях и разработках снизится к 2010 году на 11,5 %. По данному варианту прогноза предполагается, что меры, направленные на развитие научно-технической сферы окажут стабилизирующее воздействие лишь к 2010 – 2011 г.г. Объем внутренних затрат на научные исследования и разработки вырастет к 2010 году в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2006 года и составит 1,1% ВВП.
Согласно второму варианту развития российской экономики, взятому за основу при составлении федерального бюджета, ожидается более медленное сокращение числа организаций, выполняющих научные исследования, и численности научно-технических работников. К 2010 году число научных организаций может сократиться на 5% по сравнению с 2006 годом, а численность научных кадров на 6,3 %. Планируется, что численность научных кадров составит в 2010 году 725 тыс. человек. Из них исследователей – 352, тыс. человек (48,6%). Повышение доли исследователей будет обусловлено сокращением удельного веса технического персонала и ростом числа исследователей в гуманитарных и общественных секторах науки при стабилизации численности исследователей в технических, медицинских и сельскохозяйственных секторах научной сферы. К 2010 году ожидается рост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки в1,5 раза к уровню 2006 года, что приведет к повышению расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы до 1,21% ВВП. Несмотря на рост расходов на НИОКР, их уровень по-прежнему будет значительно уступать показателям стран – лидеров инновационного развития.
На динамику объемов финансирования сектора исследований и разработок окажут влияние введение в 2007-2008 годах новаций в налогообложении расходов на НИОКР, а так же реализация пакета высокотехнологичных федеральных целевых программ.
Финансирование науки идет по двум основным направлениям: финансирование фундаментальных исследований и финансирование прикладных научных исследований.
На фундаментальные научные исследования в 2005 году выделялось 30 145 057,1 млрд.руб., в 2006 году –41 051 741,1млрд.руб., в 2007 –48 509 995,2 млрд.руб.
На фундаментальные исследования 2008- 2010 г.г. будет выделено:
2008 год –57 658 455,2 млрд. руб.
2009 год – 68 213 075,8 млрд. руб.
2010 год – 83 008 768,7 млрд. руб.
Данные показатели превышают аналогичные показатели 2007 года соответственно в 1,1раз, 1,4 раза и 1,7 раз.
Однако, львиную долю этих средств получат государственные академии наук и их региональные подразделения, т.е. главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на фундаментальные исследования будет Российская Академия Наук.
В составе расходов на
Финансирование прикладных научных исследований осуществлялось в основном через Федеральные целевые программы. Так, выделение средств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам и прикладные научные исследования производилось в рамках Федеральных целевых программ «Молодежь России» (2005 год), «Развитие единой образовательной информационной среды» (2005 год), «Развитие образования» (2005 – 2007 г. г.), «Русский язык» (2005 – 2007 г.г.), «Повышение безопасности дорожного движения» (2006-2007 г.г.), «Развитие статистики» (2007 год), «Развитие физкультуры и спорта» (2007 год).
Продолжится финансирование ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России (2007 – 2012 годы)». В 2008 году на реализацию научной части этой программы предусматривается 13,8 млрд. руб., а к 2010 году – 22, 0 млрд. руб. Данные показатели почти в 2 раза превышают аналогичные показатели 2007 года.
Завершается разработка новых ФЦП, направленных на развитие научно-технического потенциала РФ. Средства на их реализацию в полном объеме будут предусмотрены в федеральном бюджете 2008 – 2010 г.г.
2005 | 2006 | 2007 | 2008-2010 | |||
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов | 3 443 476,4 млрд.руб. из них Мин-ву образования и науки – 171 032,2 млн.руб на прикладные научные исследования и разработки | 5 351 489,5 млрд. руб.
Из них Мин-ву образования и
науки - 201 811,3 млн.руб. на разработку
приоритетных направлений |
8 370 201,3 млрд. руб. из них мин-ву образования и науки –286 829,3. млн.руб. на разработку приоритетных направлений науки, техники и технологии. | 5,4 млрд. руб. | 9,0 млрд. руб. | 19.8 млрд. руб. |
Прикладные научные исследования в области экономики | 38 535 778,0 млрд.руб. из них Федеральному агентству по образованию – 10 000 млн.руб. на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам | 45 596 334,1 млрд.руб.
из них Федеральному агентству
по образованию – 0,9 млн.руб.
на прикладные научные |
60 137 895,1 млрд.руб. из них федеральному агентству по образованию – 11 689,0 млн.руб. на прикладные научные исследования и разработки | 11,8 млрд руб. | 75,6 млрд. руб. | 81,5 млрд. руб. |
Прикладные научные исследования в области образования | 1 749 681,3 млрд.руб. из них Федеральному агентству по образованию – 1 726 735,1 млрд.руб. на прикладные научные исследования и разработки. | 931 038,5 млн. Руб.
Из них Федеральному агентству
по образованию – 866 831,2 на прикладные
научные исследования и |
2 015 219,7 млрд.руб.
из них Федеральному агентству
по образованию – 1 941 326,7 на
обеспечение деятельности |
1,78 млрд. руб. | 1,71 млрд. руб. | 1,74 млрд.
руб. |
Прикладные научные исследования в области социальной политики | 75 875,2 млн.руб
из них федеральному агентству
по образованию 0,7 млн.руб. на
прикладные научные |
124 964,2 млн.руб. из них Федеральному агентству по образованию – 0,4 млн.руб. на прикладные научные исследования и разработки в рамках ФЦП «Дети России». | 136 746,1 млн. руб.
Из них Федеральному агентству
по образованию 4 400 млн.руб. прикладные
научные исследования и |
142,8 млн. руб. | 143,7 млн. руб. | 142,3 млн. руб. |
В рамках средств, предусмотренных на прикладные научные исследования в 2008 – 2010 годах финансирование получат Федеральное Агентство по образованию на разработку приоритетных направлений науки, техники и технологии, прикладные научные исследования и разработки, а так же Министерство образования Российская Федерация на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам.
Рост бюджетных ассигнований к 2009 году обусловлен индексацией фондов оплаты труда работников бюджетной сферы, индексацией расходов на услуги связи, транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, коммунальные услуги и услуги по содержанию имущества
В проекте федерального бюджета на 2008-2010 годы расходы на науку гражданского назначения определены в следующих объемах:
2008 год – 116,2 млрд. руб.
2009 год – 137, 6 млрд. руб.
2010 год – 170,0 млрд. руб.
Данные показатели превышают уровень 2007 года соответственно в 1,2 раза, в 1,4 раза и в 1,7 раза.
Таким образом, результаты не утешительны. А именно, при росте расходной части федерального бюджета на 2008 -2010 г.г. на 46,4% расходы на образование вырастут только на 22,8 %. Начиная с 2009 года, прекращается финансирование отдельных программ, входящих в Федеральную Целевую Программу «Развитие образования»: - финансирование создания сети национальных университетов;
- внедрение современных
- поддержка талантливой молодежи.
В планах трехлетнего бюджета не рассматриваются вопросы повышения стипендий студентов ВУЗов, средних профессиональных и начальных профессиональных учебных заведений, а повышение заработной платы сотрудников сферы образования предусмотрено только в пределах запланированной инфляции.