Спиртовое брожение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 00:21, реферат

Описание работы

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988). В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотребелением, но и с существом дела.

Содержание

Введение. Понятие социализации 2
Основная часть. Содержание процесса социализации 4
Как происходит социализация 6
- Биологический контекст 6
- Культурный контекст 6
- Социобиология 7
Стадии процесса социализации 8
- Дотрудовая 9
- Трудовая 9
- Послетрудовая 10
Институты социализации 11
Теории развития личности 14
- Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид 14
- Фрейд 15
- Пиаже 16
- Колберг 17
- Орвиль Г. Брим 18
- Джон Клаузен 18
- Эрик Эриксон 19
- Роджер Гоулд 20
Ресоциализация 21
- Социализация пожилых 21
- Агенты социализации 21
Психология социализации 24
Случаи, когда социализация не удается 25
Выводы 25
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 200.50 Кб (Скачать)

  Поскольку социализация, осуществляемая в школе, значительно отличается от домашнего  воспитания, переходный период от дома к школе может быть связан с  трудностями. Школа по сути своей  воспринимается как бездушное заведение с казенной обстановкой и авторитарной властью, чуждое для ребенка, который воспитывался дома. Когда в классе 30 или 40 учеников, учитель не мог быть нежным и ласковым, как родители. Дети должны также приспособиться к тому, что они становятся членами большого коллектива, а не маленькой группы из трёх-четырех ребят, играющих вместе.

  Психология  социализации

  Каким образом  осуществляется социализация детей? Никто  не может дать исчерпывающий ответ  на этот вопрос, но анализ четырёх психологических механизмов (имитации, идентификации, чувства стыда и вины) помогает объяснить сущность данного процесса.

  Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.

  Как правило, образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но дети могут брать пример и учителей или других людей, обладающих властью или высоким статусом, если между ними сложились теплые, эмоциональные отношения. Дети также склонны копировать поведение взрослого, который наказывает их. Если учитель ставит девочку в угол, придя домой, она может запереть свою куклу чулан.

  Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с которыми тесно связаны. Например, если ваша мама выбрала профессию адвоката, потому что глубоко верит, что бедные достойны защиты, вы можете последовать её примеру и тоже стать юристом или участвовать в различных программах помощи бедным. 

  Имитация  и идентификация – положительные  механизмы, так как способствуют формированию определенного поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Вы испытываете стыд, если вас застают «на месте преступления», когда вы без разрешения берете печенье из вазы; вы чувствуете себя подавленным и униженным. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили.

  Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании  самого себя, вне зависимости от других людей. Не важно, поймали вас  « на месте преступления» или  не поймали, вы чувствуете себя виноватым  в том, что стащили печенье, - это значит, что вас мучает собственная совесть.

  Подобно имитации и идентификации, чувства стыда  и вины надолго западают в душу. Если маленькую девочку наказали за то, что она играла «в доктора» с соседским мальчиком, то, возможно, когда она вырастет, секс для неё какое то время будет связан с неясным чувством стыда и вины.

  Случаи, когда социализация не удается

  Несмотря  на факторы, влияющие на процесс социализации, она несколько напоминает выстрел  по движущейся мишени, который всегда попадает в цель. Однако одни случаи неудавшейся социализации могут быть более серьезными, чем другие.

  Некоторые социологи считают, что существует зависимость между неудачной  социализацией и психическими заболеваниями. Леннард и его коллеги выявили  связь между способами коммуникации, сложившимися в семье, и шизофренией. Они исследовали два различных способа коммуникаций: внешний и внутренний. Внешняя коммуникация подразумевает отношения с посторонними людьми, а также между родителями и ребенком. Беседу о звезде телеэкрана или семье, проживающей по соседству, следует считать примером внешней коммуникации, внутренние коммуникации касаются чувств, мыслей и душевных переживаний родителей и ребенка. Внутренние коммуникации состоят из высказываний и вопросов. Например, один из родителей говорит ребенку: «Ты только тогда бываешь хорошим, когда тебе это выгодно» или: «Ты не заболеешь. Не внушай себе, что ты болен». Леннард показал, что в семьях, где дети больны шизофренией, преобладает тенденция к внутренней, а не к внешней коммуникации. Он утверждает, что такой тип воспитания сопровождается вторжением родителей в личную жизнь их детей, что препятствует развитию их самосознания и способности контролировать свои чувства.

  Кон (1969) выдвинул иное объяснение связи между шизофренией и социализацией. Отметив, что шизофрения особенно широко распространена среди представителей низшего класса, он предположил, что она обусловлена методами социализации, характерными для этого класса. Дети из низшего класса в большей степени приучаются подчиняться другим людям, поэтому у них может сложиться упрощенное представление об авторитете и некоторых других аспектах реальной жизни. И когда в их личной жизни происходит кризис, который нельзя преодолеть с помощью усвоенных правил, они падают духом и оказываются совершенно не способными выдержать стресс. Кон утверждает, что такие симптомы шизофрении, как упрощенное, ригидное представление о реальности, страх и подозрительность, неумение ставить себя на место других, являются гипертрофированными чертами личности, склонной к конформизму.

  «Неудача» или «успех» социализации могут  зависеть от методов, применяемых для  её осуществления. Социологи обнаружили, что методы, используемые в процессе социализации, воздействуют на готовность людей усваивать общепринятые ценности. Например, склонность молодых людей оказывать сопротивление или поддержку истеблишменту зависит от того, как они расценивают помощь или контроль со стороны родителей. Подростки (тинэйджеры), которым родители мало помогают, злоупотребляя при этом своей властью (в первую очередь это касается отцов), часто становятся нонконформистами в вопросах религии, многие из них стремятся противопоставить свои личностные принципы общепринятым ценностям общества. Тинэйджеры, которые осознают, что родители одновременно поддерживают и контролируют их, в большей мере склонны придерживаться традиционных религиозных убеждений и стремятся к сохранению статус-кво (Смелзер Н. Социология 1994).

  Выводы

  Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

  Именно посредством  систематического взаимодействия с  другими людьми у индивида формируются  свои собственные убеждения, моральные  стандарты, привычки – всё то, что  создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

  Для того, чтобы  показать важность преемственности  исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь.

  Итак, движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания» (Леонтьев, 1981).

  Используемая  литература:

  Андреева  Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект Пресс, 2002

  Кон И.С. Ребёнок  и Общество. М., 1988

  Социология  личности. М.,1967

  Психология  юношеского возраста. М., 1979

  Бронфенбреннер  У. Два мира детства. Дети США и  СССР. (перевод)1976

  Леонтьев  А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975

  Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Вып. 3. М.,1970

  Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек  и общество. Л.,1971

  Бернс Э.Я. Концепция  и воспитание. (перевод) М., 1968

  Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994

  Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная Психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003

  Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994

  Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984

  Свенцицкий  А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2004

Информация о работе Спиртовое брожение