Мониторинг земельных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Термин «мониторинг» образован от латинского слова monitor (напоминающий, надзирающий) и обозначает процесс слежения за какими-то объектами или процессами. Мониторинг - комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния среды, основа планомерного улучшения экологической ситуации. Мониторинг можно проводит с использованием специальных приборов, а также средств биологической индикации. Цель мониторинга - информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.

Работа содержит 1 файл

Мониторинг.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

                                                       

 

                                             Содержание

 

  

                                                  Введение 

       Для человека, как и для другого  биологического вида, природа - среда  жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре.

Оптимальная для  человека окружающая среда - это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.

       Как биологический вид, человек своей  жизнедеятельностью влияет на природную  среду не больше, чем другие живые  организмы. Однако это влияет несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил.

       Термин  «мониторинг» образован от латинского слова monitor (напоминающий, надзирающий) и обозначает процесс слежения за какими-то объектами или процессами. Мониторинг - комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния среды, основа планомерного улучшения экологической ситуации. Мониторинг можно проводит с использованием специальных приборов, а также средств биологической индикации. Цель мониторинга - информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МОНИТОРИНГА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Организацию и обеспечение функционирования, координацию деятельности мониторинга  осуществляют:

- на федеральном  уровне - центральный исполнительный  орган в области охраны окружающей  среды и уполномоченные органы  в пределах своей компетенции;

- на региональном  уровне - территориальные и местные  исполнительные органы в пределах  своей компетенции.

       Организацию и обеспечение функционирования подсистем, и информационное обеспечение  мониторинга осуществляют специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения.

Сложившаяся к  настоящему времени организация  мониторинга природной среды и ее важнейших элементов на территории России характеризуется тем, что каждое ведомство создавало и обеспечивало функционирование собственной системы наблюдения и контроля. В Результате этого в РФ функционирует ряд систем мониторинга загрязнения окружающей среды и состояния природных ресурсов:

1. Комитет по  гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды (мониторинг  воды, воздуха, почв);

2. Комитет по  геологии и минеральным ресурсам (мониторинг подземных вод, экзогенных  геологических процессов);

3. Министерство  сельского хозяйства (мониторинг  почвы, растительной продуктивности, снега);

4. Государственный  комитет санитарно-эпидемиологического  надзора (мониторинг водопроводной  воды, поверхностной воды, почвы,  атмосферы воздуха, пищевых продуктов, уровня шума, вибрации, электромагнитного излучения);

5. Унифицированная  система санитарно-гигиенического  надзора за количеством пестицидов (мониторинг пищевых продуктов,  сельскохозяйственной продукции).

Эти службы ни организационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой. Их техническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техника непрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянии окружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько на данных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.

Система мониторинга  реализуется на нескольких уровнях 

- импактном (изучение  сильных воздействий в локальном  масштабе);

- региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона);

- фоновом (на  базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).

       В территориальном масштабе приоритет отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб. В отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов.

       Основным  документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации, является Закон «Об охране окружающей природной среды».

       В соответствии со статьей 68 Закона: Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

       Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производственного и общественного  контроля. В широком смысле слова  экологический контроль - это деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил; соответственно различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.

На территории бывшего СССР функционировала Общегосударственная  служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК). В 1993 году принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в РФ.

       ЕГСЭМ как центр единой научно - технической политики в области экологического мониторинга должна обеспечивать:

- координацию  разработки и выполнения программ  наблюдений за состоянием окружающей  среды; 

- регламентацию  и контроль сбора и обработки  достоверных данных;

- хранение информации, ведение специальных банков данных;

- деятельность  по оценке и прогнозу состояния  объектов окружающей природной  среды, природных ресурсов, откликов  экосистем и здоровья населения  на антропогенное воздействие; 

- доступность экологической информации широкому кругу потребителей.

       По  состоянию на 01.01.2004 года наблюдения за загрязнением атмосферы проводились  в 248 городах и поселках силами 682 стационарных постов (кроме того, использовались и передвижные средства). Анализ отобранных проб организован в 150 лабораториях. Во всех городах измеряется содержание в воздухе пыли, диоксида серы, сажи, оксида углерода, оксидов азота. С учетом расположения источников выбросов определяют концентрации аммиака, летучих соединений фтора, тяжелых металлов, хлора, сероуглерода и др.

       Мониторинг  состояния поверхностных вод  суши по гидрохимическим показателям  охватывает 1175 водотоков и 151 водоем России (почти 30000 проб за 2004 год); для 190 водных объектов организованы гидробиологические наблюдения (более 7100 проб). К измеряемым параметрам относятся: минерализация; концентрации взвешенных веществ, основных ионов, биогенных веществ, нефтепродуктов, детергентов, пестицидов, фенолов, тяжелых металлов; определяются температура, цветность, кислотность (рН), окисляемость и некоторые специфические ингредиенты.

       Пункты  наблюдений за состоянием почв расположены  на сельскохозяйственных угодьях, в  отдельных лесных массивах, в зонах  отдыха, а также в зонах влияния  промышленных комплексов (около 6100 проб в 2004 году).

Специальные программы  мониторинга включают сеть системы  глобального атмосферного фонового мониторинга в шести биосферных заповедниках, сеть наблюдений за химическим составом осадков, исследования состояния  снежного покрова, трансграничного  переноса, а также работы в области биомониторинга для оценки допустимой экологической нагрузки на экосистемы.

       Информационное  обеспечение мониторинга основывается на передаваемых в сводный банк данных результатов государственного мониторинга  окружающей среды и природных ресурсов, выполняемого уполномоченными государственными органами, в соответствии с согласованными перечнями, формами и сроками, утвержденными центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды.

       Система программных средств должна позволять осуществлять накопление, обработку и хранение информации на единой методической основе, обеспечивая обмен информацией между различными уровнями, а также банками данных систем и подсистем мониторинга.

       Финансирование  ведения мониторинга осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов по бюджетным программам уполномоченных органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ. ЗАЩИТА  ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ОТ ИСТОЩЕНИЯ,  ЗАГРЯЗНЕНИЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ВОДНЫХ РЕСУРСОВ.

       Вода  является ценнейшим природным ресурсом. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве; общеизвестна необходимость ее для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых существ она служит средой обитания.

       Рост  городов, бурное развитие промышленности, интенсификация сельского хозяйства, значительное расширение площадей орошаемых  земель, улучшение культурно-бытовых  условий и ряд других факторов все больше усложняет проблемы обеспечения водой.

       Потребности в воде огромны и ежегодно возрастают. Ежегодный расход воды на земном шаре по всем видам водоснабжения составляет 3300-3500 км3. При этом 70% всего водопотребления используется в сельском хозяйстве.

Много воды потребляют химическая и целлюлозно-бумажная промышленность, черная и цветная металлургия. Развитие энергетики также приводит к резкому  увеличению потребности в воде. Значительное кол-во воды расходуется для потребностей отрасли животноводства, а также на бытовые потребности населения. Большая часть воды после ее использования для хозяйственно-бытовых нужд возвращается в реки в виде сточных вод.

       Дефицит чистой пресной воды уже сейчас становится мировой проблемой. Все более возрастающие потребности промышленности и сельского хозяйства в воде заставляют все страны, ученых всего мира искать разнообразные средства для решения этой проблемы.

       Источниками загрязнения признаются объекты, с  которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и береговых водных объектов.

Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения.

       На  территории России практически все  водоемы подвержены антропогенному влиянию. Качество воды в большинстве  из них не отвечает нормативным требованиям. Многолетние наблюдения за динамикой качества поверхностных вод выявили тенденцию к росту их загрязненности. Ежегодно увеличивается число створов с высоким уровнем загрязнения воды и количество случаев экстремально высокого загрязнения водных объектов. Основными источниками загрязнения водоемов служат предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, целлюлозно-бумажной, легкой промышленности.

       Микробное загрязнение вод происходит в  результате поступления в водоемы  патогенных микроорганизмов. Имеет место также тепловое загрязнение вод в результате поступления нагретых сточных вод.

       Загрязняющие  вещества условно можно разделить  на несколько групп. По физическому  состоянию выделяют нерастворимые, коллоидные и растворимые примеси. Кроме того, загрязнения делятся на минеральные, органические, бактериальные и биологические.

Информация о работе Мониторинг земельных ресурсов