Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 19:24, реферат
Термин «мониторинг» образован от латинского слова monitor (напоминающий, надзирающий) и обозначает процесс слежения за какими-то объектами или процессами. Мониторинг - комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния среды, основа планомерного улучшения экологической ситуации. Мониторинг можно проводит с использованием специальных приборов, а также средств биологической индикации. Цель мониторинга - информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.
Для человека, как и для другого биологического вида, природа - среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре.
Оптимальная для человека окружающая среда - это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.
Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияет несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил.
Термин
«мониторинг» образован от латинского
слова monitor (напоминающий, надзирающий)
и обозначает процесс слежения за
какими-то объектами или процессами.
Мониторинг - комплексная система наблюдения,
оценки и прогноза состояния среды, основа
планомерного улучшения экологической
ситуации. Мониторинг можно проводит с
использованием специальных приборов,
а также средств биологической индикации.
Цель мониторинга - информационное обеспечение
управления природоохранной деятельностью
и экологической безопасностью.
1.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Организацию
и обеспечение
- на федеральном
уровне - центральный исполнительный
орган в области охраны
- на региональном
уровне - территориальные и местные
исполнительные органы в
Организацию и обеспечение функционирования подсистем, и информационное обеспечение мониторинга осуществляют специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения.
Сложившаяся к настоящему времени организация мониторинга природной среды и ее важнейших элементов на территории России характеризуется тем, что каждое ведомство создавало и обеспечивало функционирование собственной системы наблюдения и контроля. В Результате этого в РФ функционирует ряд систем мониторинга загрязнения окружающей среды и состояния природных ресурсов:
1. Комитет по
гидрометеорологии и
2. Комитет по
геологии и минеральным
3. Министерство
сельского хозяйства (
4. Государственный
комитет санитарно-
5. Унифицированная
система санитарно-
Эти службы ни организационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой. Их техническое состояние остается на низком уровне, полностью отсутствует техника непрерывного автоматического мониторинга. Поэтому информация о состоянии окружающей среды даже в наиболее ответственных пунктах базируется не столько на данных мониторинга, сколько на сведениях самих виновников загрязнения среды.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях
- импактном (изучение
сильных воздействий в
- региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона);
- фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).
В территориальном масштабе приоритет отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб. В отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов.
Основным документом, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации, является Закон «Об охране окружающей природной среды».
В соответствии со статьей 68 Закона: Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Система
экологического контроля состоит из
государственной службы наблюдения
за состоянием окружающей среды, государственного,
производственного и
На территории
бывшего СССР функционировала
ЕГСЭМ как центр единой научно - технической политики в области экологического мониторинга должна обеспечивать:
- координацию
разработки и выполнения
- регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных данных;
- хранение информации,
ведение специальных банков
- деятельность
по оценке и прогнозу
- доступность экологической информации широкому кругу потребителей.
По состоянию на 01.01.2004 года наблюдения за загрязнением атмосферы проводились в 248 городах и поселках силами 682 стационарных постов (кроме того, использовались и передвижные средства). Анализ отобранных проб организован в 150 лабораториях. Во всех городах измеряется содержание в воздухе пыли, диоксида серы, сажи, оксида углерода, оксидов азота. С учетом расположения источников выбросов определяют концентрации аммиака, летучих соединений фтора, тяжелых металлов, хлора, сероуглерода и др.
Мониторинг состояния поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охватывает 1175 водотоков и 151 водоем России (почти 30000 проб за 2004 год); для 190 водных объектов организованы гидробиологические наблюдения (более 7100 проб). К измеряемым параметрам относятся: минерализация; концентрации взвешенных веществ, основных ионов, биогенных веществ, нефтепродуктов, детергентов, пестицидов, фенолов, тяжелых металлов; определяются температура, цветность, кислотность (рН), окисляемость и некоторые специфические ингредиенты.
Пункты наблюдений за состоянием почв расположены на сельскохозяйственных угодьях, в отдельных лесных массивах, в зонах отдыха, а также в зонах влияния промышленных комплексов (около 6100 проб в 2004 году).
Специальные программы мониторинга включают сеть системы глобального атмосферного фонового мониторинга в шести биосферных заповедниках, сеть наблюдений за химическим составом осадков, исследования состояния снежного покрова, трансграничного переноса, а также работы в области биомониторинга для оценки допустимой экологической нагрузки на экосистемы.
Информационное
обеспечение мониторинга
Система программных средств должна позволять осуществлять накопление, обработку и хранение информации на единой методической основе, обеспечивая обмен информацией между различными уровнями, а также банками данных систем и подсистем мониторинга.
Финансирование
ведения мониторинга
2.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ. ЗАЩИТА
ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ОТ ИСТОЩЕНИЯ,
ЗАГРЯЗНЕНИЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ
Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и береговых водных объектов.
Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения.
На территории России практически все водоемы подвержены антропогенному влиянию. Качество воды в большинстве из них не отвечает нормативным требованиям. Многолетние наблюдения за динамикой качества поверхностных вод выявили тенденцию к росту их загрязненности. Ежегодно увеличивается число створов с высоким уровнем загрязнения воды и количество случаев экстремально высокого загрязнения водных объектов. Основными источниками загрязнения водоемов служат предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, целлюлозно-бумажной, легкой промышленности.
Микробное загрязнение вод происходит в результате поступления в водоемы патогенных микроорганизмов. Имеет место также тепловое загрязнение вод в результате поступления нагретых сточных вод.
Загрязняющие вещества условно можно разделить на несколько групп. По физическому состоянию выделяют нерастворимые, коллоидные и растворимые примеси. Кроме того, загрязнения делятся на минеральные, органические, бактериальные и биологические.