Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:43, реферат
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Конечная цель экологического мониторинга - оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.
13.3.4. Мониторинг
окружающей среды
Мониторинг окружающей
среды (экологический мониторинг) -
система наблюдения, оценки и прогнозирования
состояния окружающей человека природной
среды. Конечная цель экологического мониторинга
- оптимизация отношений человека
с природой, экологическая ориентация
хозяйственной деятельности.
В зависимости
от степени выраженности антропогенного
воздействия различают
В зависимости
от масштабов наблюдения различают
мониторинг глобальный, региональный
и локальный. Глобальный мониторинг - слежение
за развитием общемировых биосферных
процессов и явлений (например, за состоянием
озонового слоя, изменением климата). Региональный
мониторинг - слежение за природными и
антропогенными процессами и явлениями
в пределах какого-то региона (например,
за состоянием озера Байкал). Локальный
мониторинг - мониторинг в пределах небольшой
территории (например, контроль за состоянием
воздуха в городе).
Особую роль
в системе экологического мониторинга
играет биологический мониторинг, то есть
мониторинг биотической составляющей
экосистем (биоты). Биологический мониторинг
- это контроль состояния окружающей природной
среды с помощью живых организмов. Главный
метод биологического мониторинга - биоиндикация,
которая заключается в регистрации любых
изменений в биоте, вызванных антропогенными
факторами. Биоиндикация - обнаружение
и определение биологически и экологически
значимых антропогенных нагрузок на основе
реакции на них живых организмов и их сообществ.
Живые организмы, по наличию, состоянию
и поведению которых можно судить об изменении
в окружающей среды, называются биоиндикаторами.
13.3.5. Экологическая экспертиза
Экологическая
экспертиза - оценка уровня возможных
негативных воздействий намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую природную среду, природные
ресурсы и здоровье людей. То есть оценка
хозяйственных и иных проектов на предмет
их соответствия требованиям экологической
безопасности и системе рационального
природопользования. В России работы по
экологической экспертизе основываются
на Федеральном законе "Об экологической
экспертизе" (1995 г.).
Одним из решающих
факторов обеспечения охраны окружающей
среды является экологическая экспертиза,
проводимая в стране более десяти лет.
« Экологическая экспертиза - установление
соответствия намечаемой хозяйственной
и иной деятельности экологическим требованиям
и определение допустимости реализации
объекта экологической экспертизы в целях
предупреждения возможных неблагоприятных
воздействий этой деятельности на окружающую
природную среду и связанных с ними социальных,
экономических и иных последствий реализации
объекта экологической экспертизы». Ее
цель — предупреждение возможных неблагоприятных
воздействий хозяйственной деятельности
на окружающую среду. Регулирование этих
отношений осуществляется Федеральным
законом "Об экологической экспертизе"
от 23 ноября 1995 г .
Экологическая
экспертиза представляет собой самостоятельный
вид экологического контроля, она
имеет чисто предупредительное значение,
ибо, как правило, совершается до начала
эколого-вредной деятельности, а также
она выступает гарантом выполнения эколого-правовых
предписаний.
Экологическая
экспертиза совершается в виде предварительной
проверки соответствия хозяйственных
решений, деятельности и ее результатов
требованиям охраны окружающей среды,
рационального использования природных
ресурсов, экологической безопасности
общества.
Цель экологической
экспертизы — обеспечить предупреждение
вредных последствий
Объектами экологической
экспертизы являются:
- проекты и
технико-экономические
- нормативно-техническая
документация на создание
- проекты нормативных
и административных актов и
действующее законодательство.
Экологическая
экспертиза основывается на ряде принципов:
1.Принцип презумпции
потенциальной экологической
2.Принцип обязательности
проведения государственной
3.Принцип комплексности
оценки воздействия на
4.Принцип независимости
экспертов экологической
Законодательство
предусматривает два вида экологической
экспертизы: государственную и общественную.
Государственная
экологическая экспертиза проводится
на федеральном уровне и на уровне
субъектов Российской Федерации. На
федеральном уровне государственную
экологическую экспертизу проводит
Министерство природных ресурсов РФ,
на уровне субъектов РФ - Министерства
природных ресурсов субъектов РФ (областей
и краев) и их подразделения - Комитеты
по охране окружающей среды (областные
и краевые).
Государственная
экологическая экспертиза проводится
экспертной комиссией. В ее состав входят:
руководитель, ответственный секретарь
и эксперты. Результатом работы комиссии
является заключение государственной
экологической экспертизы.
Общественная
экологическая экспертиза может
проводиться независимо от государственной
экологической экспертизы. Экспертизе
могут подвергаться те же объекты, за исключением
объектов, сведения о которых составляют
государственную, коммерческую и (или)
иную охраняемую законом тайну. Инициировать
организацию и проведение общественной
экологической экспертизы могут граждане,
общественные организации (объединения)
и органы местного самоуправления. Проводить
общественную экспертизу могут общественные
организации, в уставе которых оговорен
данный вид деятельности. Заключение общественной
экологической экспертизы, в отличие от
государственной, носит рекомендательный
характер.
Финансирование
государственной экологической
экспертизы осуществляется за счет средств
заказчика, а общественной экологической
экспертизы - за счет средств общественных
организаций, общественных экологических
и других фондов, целевых добровольных
денежных взносов граждан и организаций,
органов местного самоуправления. Расходы
на экологическую экспертизу могут составлять
в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого
проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы,
поскольку они в несколько раз меньше
тех, которые могут понадобиться для ликвидации
экономического, экологического и социального
ущербов, в результате ошибочных решений.
13.3.6. Экологизация
сознания
На рубеже II и
III тысячелетий н. э. в мышлении человека
и его практической деятельности происходит
смена парадигмы - экономические приоритеты
заменяются экологическими. Господствовавший
вплоть до конца XX столетия экономический
императив все чаше заменяется экологическим.
Именно от того, сможет ли человечество
в ближайшее время добиться разумного
сочетания экономических и экологических
интересов, зависит его будущее.
Тип экологического
сознания отражает существующие на данный
момент представления о
Антропоцентризм
основывается на представлениях о "человеческой
исключительности", противопоставлении
человека природе. Для антропоцентризма
характерно:
1) противопоставление
человека как высшей ценности
природе как его собственности;
2) восприятие
природы как объекта
3) прагматический
характер мотивов и целей
Экоцентризм основывается
на понимании необходимости
1) ориентированность
на экологическую
2) восприятие природных
объектов как полноправных субъектов,
партнеров по взаимодействию с человеком;
3) баланс прагматического
и непрагматического
В настоящее
время единственный способ не допустить
перерастания глобального экологического
кризиса в катастрофу - это переход
от антропоцентрического типа общественного
сознания к экоцентрическому.
13.3.7. Международное
сотрудничество в области
Международные
объекты охраны природной среды.
В настоящее время истощение
природных ресурсов, загрязнение
окружающей среды и нарушение
экологического равновесия приобрело
глобальные масштабы. Природа не знает
государственных границ, она всеобща и
едина. Все основные экологические проблемы
человечества, такие как парниковый эффект,
разрушение озонового экрана, сведение
лесов, деградация почв, снижение биологического
разнообразия биосферы, радиоактивное
и другие виды загрязнений, исчерпание
полезных ископаемых и т.д., носят глобальный
характер. Избежать перерастания глобального
экологического кризиса в катастрофу
возможно только общими усилиями всего
человечества.
Объекты охраны
окружающей среды делятся на национальные
и международные.
Национальные (внутригосударственные)
объекты охраны природной среды
- земля, воды, недра, биота и другие
элементы природной среды на территории
государства. Ими владеет и распоряжается
государство, которому они принадлежат.
Государство использует, охраняет и
управляет ими на основании собственных
законов в интересах своих народов.
Международные
(общемировые) объекты охраны природной
среды - природные объекты, которые
находятся вне юрисдикции отдельных
национальных государств. Их делят
на несколько групп:
объекты, находящиеся в пользовании всех государств (атмосферный воздух, Мировой океан, Антарктида, Космос);
объекты, используемые
двумя или несколькими
объекты, перемещающиеся по территории различных стран (мигрирующие виды животных).
Эти объекты
осваивают и охраняют на основании
различных договоров, конвенций, протоколов,
отражающих совместные усилия международного
сообщества.
Формы международного
сотрудничества в области охраны окружающей
среды различны:
международные организации по охране природы;
международные (двусторонние или многосторонние) договоры, соглашения, конвенции;
государственные
инициативы по международному сотрудничеств
Зоны экологического
бедствия участки территории, где в результате
хозяйственной или иной деятельности
произошли глубокие необратимые изменения
окружающей природной среды, повлекшие
существенное ухудшение здоровья населения
и нарушение природного равновесия.
Раздел V. Государственная экологическая экспертиза Статья 35: Цели и принципы государственной экологической экспертизы.
1.
Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества.
2.
Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.