Здоровый образ жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..3
1. Здоровый образ жизни: определение феномена ………4
1.1. Здоровый образ жизни и физическая культура ………..8
1.1.1. Социологические аспекты взаимосвязи «физическая
культура — здоровый образ жизни» ………………………….12
1.1.2. Свободное время и физическая культура ………………..14
зАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………19
БИБЛИОГРАФИЯ ………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.91 Кб (Скачать)

     Анализ  отношения разных групп населения  к ФКС Показал, что 7—18 % взрослого населения участвовали в каких-либо физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, организованных в производственных коллективах, и 23—29 % занимались физической культурой самостоятельно, по месту жительства и отдыха.

     По  данным исследований «Правда-77», «Советская Россия-81», «Советский спорт-83—84» (П.А. Виноградов и др.), из 1796 обследованных соответственно (данные первого, второго и третьего исследований) среди мужчин и женщин: занимались ФКС самостоятельно (%) 30.0 и 1.5.6; 49,1 и 38.3; 47,9 и 39,4; в группах ОФП, здоровья — 1,8 и 2,0; 10,6 и 6,3; 10,8 и 9,8. Эти данные корреспондируют с многочисленными материалами других исследований и свидетельствуют о том, что ФКС среди трудящихся развиты еще недостаточно.

     В монографии «Физическая культура и  здоровый образ жизни» приведены  многочисленные данные социологических  исследований, которые показывают реалистическую, но безрадостную картину масштабов физкультурно-оздоровительного движения, использования свободного времени для занятий ФКС и развития ЗОЖ. Выяснилось, что учащиеся 9—10-х классов, особенно девушки, затрачивали на занятия ФКС не более 1—5 % свободного времени (1983). Среди восьмиклассников в Красноярском крае постоянно занимались ФКС 40,3 %, от случая к случаю — 35,3, совсем не занимались — 24,4 %. У десятиклассников эти показатели выглядели так: постоянно занимались — 39,9 %, от случая к случаю — 41,2, совсем не занимались — 18,9 %. Оздоровительным бегом, велосипедными прогулками, катанием на коньках не занимались около 80 % школьников. Зимой 59,3 % юношей и 55,4 % девушек выходили на лыжню от 1 до 5 раз, а 69,9 % юношей и 93,5 % девушек вообще не катались на коньках. Всего 30 % школьников были привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70 % посещали только уроки физической культуры (1986). Среди студентов вузов регулярно занимались в спортивных секциях и участвовали в внутривузовских соревнованиях 21,8 % студентов, вообще же не занимались ФКС — 67,2 % (Л.Я.Рубин, 1981). Исследования Л.И. Лубышевой (1988) в четырех пузах Западной Сибири выявили, что лишь 10 % студентов систематически использовали средства физической культуры в свободное время. В.А.Бауэром (1987) установлено, что ФКС являются реальным компонентом образа жизни только для 25 % студентов и для 12 % учителей школ.

     В 1987—1988 годах при опросе более 500 врачей и медицинского персонала  учреждений здравоохранения Ленинского района Москвы выяснилось, что 35% из них  совсем не занимались ФКС и лишь около 5% занимались в спортивных секциях  и группах ОФП, ГТП, здоровья (П.Д.Виноградов).

     Наиболее  объективным показателем развития ФКС является время, затрачиваемое на занятия физическими упражнениями, и для взрослых оптимальные временные режимы в недельном объеме колеблются от 6 до 10 часов (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, Л.Н. Ни-фонтова, Ю.В. Окуньков. 1973).

     Опрос же показал, что 86 % занимающихся физической культурой не выходят на оптимальные  режимы занятий. Среди рабочих занимались в неделю 6 — 8 часов 6,3 %; среди работников сферы обслуживания — 8; среди ИТР  — 8,7; среди интеллигенции — 10,7; среди  пенсионеров — 4; среди учеников 9 — 10-х классов — 6 %.

     В 80-х годах все более широкое  распространение получили самостоятельные индивидуальные и групповые физкультурно-оздоровительные занятия. Все больше людей ориентировались не на традиционные тренировки в спортивных секциях или на подготовку к сдаче нормативов комплекса ГТО. а на либерализованные занятия по интересам, увлечениям, пристрастиям, организованные вблизи места жительства или в зонах отдыха, в парках, на пляжах.

     Особенности отношения людей к занятиям физической культурой и спортом в современных  условиях явились предметом специального исследования (В.А.Астахов), поскольку  в последние годы произошли значительные изменения в социально-экономической  структуре общества, что не могло не отразиться на состоянии массовой физкультурно-оздоровительной работы. С целью изучения общественного мнения по вопросам ФКС в период социально-экономических реформ 1986 — 1992 годов был проведен анкетный опрос лиц, самостоятельно занимающихся в местах массового отдыха населения, и сравнительный анализ с данных опросов, проводимых в 1980 — 1985 годах. Опрос был проведен в два этапа — в 1990 году (2-й период) и в 1993 году (3-й период), причем последний проведен дифференцированно среди лиц, живущих вблизи и далеко от зон массового отдыха.

     Всего было опрошено 594 человека, из них во втором периоде — 374, в третьем  — 220 человек. По профессии респонденты  распределялись следующим образом: работники физического труда составляли 140 человек (20,3 %), работники умственного труда — 464 (79,7 %). Из общего количества опрошенных женщин было 364, мужчин — 230.

     Сравнительный анализ данных всех трех периодов показал, что количество лиц, систематически занимающихся ФКС, за период 1986—1991 годов  уменьшилось почти в 1,2 раза. При  этом снижение более заметно (почти  в 1,5 раза) среди лиц умственного  труда (18,5% против 28,44 %).

     Во  втором периоде обследования отмечалось заметное увеличение числа лиц, совсем не занимающихся ФКС, 39,4 % против 34,9 % в  первом периоде обследования.

     Несколько иная картина наблюдалась в третьем  периоде обследования: наибольшее количество систематически занимающихся ФК отмечалось в возрастной группе 19—25 лет, затем количество занимающихся резко снизилось (с 33 % до 9 % и 11 % в возрастных группах 26—30 лет и 31—40 лет соответственно). Количество занимаюшихся вновь повышается в возрастной группе 41—50 лет (21 %).

     В старших возрастных группах число  систематически занимающихся снизилось  до 1 %.

     Среди совсем не занимающихся ФК наибольший процент составляли лица в возрастных группах 18—25 лет. 31—40 лет и старше 60 лет во втором периоде обследования и в возрастных группах 31—40 лет  и 41—50 в третьем периоде обследования.

     Во  втором периоде обследования уменьшилось  количество лиц, систематически занимающихся ФК, имеющих высшее образование (20 % против 28,8 % в предыдущие годы). Однако этот показатель возрос почти в два  раза в третьем периоде обследования (59 % против 28,8 % первого периода).

     Интерес к занятиям ФКС в большей степени  проявлен у лиц, имеюших детей, 58,8 % и 25,4 % бездетных.

     Возрос  интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом на свежем воздухе и в спортивных секциях, особенно у лиц, живущих вблизи зон отдыха.

     За  период социально-экономических реформ изменились и формы проведения активного отдыха. Так, в последние годы посещаемость парков культуры и отдыха увеличилась в 1,5 раза (44,5 % против 25.6 % в первом периоде), пляжей — в 1,1 раза (43,6 % против 38,4 % в первом периоде). В то же время резко уменьшилось количество лиц. посещающих водноспортивные базы, — почти в 3,7 раза во втором периоде и в 3,3 раза — в третьем периоде обследования.

     Это до некоторой степени можно объяснить  понижением жизненного уровня трудящихся, особенно в первые годы социально-экономических реформ.

     В числе основных причин прекращения  занятий в период социально-экономических реформ было, по мнению большинства респондентов, отсутствие времени, большая занятость домашними делами и уходом за детьми, плохое состояние здоровья и отсутствие спортивной одежды и обуви. В последние полтора — два года существенно изменилось отношение широких слоев населения к занятиям спортом. Систематические учебно-тренировочные занятия существенно сокращены (до 2—4 раз) многими любителями спорта. Все возрастающую популярность получили самодеятельные групповые и индивидуальные физкультурно-оздоровительные занятия по месту жительства и отдыха. Этот период в отношении городского населения к физической культуре и спорту можно оценивать как современную тенденцию развития и функционирования физкультурно-спортивного движения.

     Увеличение  свободного времени, расширение досуга может сопровождаться растущим распространением пассивных форм деятельности, потреблением материальных благи информации и сокращением активной деятельности, в том числе занятий ФКС при условии, если регуляция досуга, свободного времени будет осуществляться стихийно, самотеком.

     Важную  социально-педагогическую роль играет организующая и регламентирующая деятельность общества, в частности необходимая  стандартизация уклада быта, которая  в той или иной степени имела  место во все времена и в  различных социальных общностях.

     Прогрессивная стандартизация бытового уклада означает выбор и активное потребление  полезных и ценных для развития и  совершенствования человека и общества благ и оптимальную структуру затрат добровольно расходуемого времени.

     Она отвергает бесполезные, бесцельные и вредные для гармоничного развития человека виды досуга, наполняя его полезным и приятным содержанием в соответствующих гуманистическому назначению этой деятельности привлекательных формах.

     Включение и использование средств ФКС  в свободном времени зависит  от сложившихся или создаваемых  заново бытового режима, повседневного  быта семьи, обычного распределения  затрат времени на различные виды деятельности.

     При этом определяющее влияние оказывают  экономические условия семьи, существующие в ней и преобладающие ценностные ориентации и социально-психологические отношения, а также интенсивность и эффективность воздействия внешних стимулов, формирующих социальное поведение членов семьи.   
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого  человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, — не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.   

БИБЛИОГРАФИЯ   

      1.                   Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.

      2.                   Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.

      3.                   Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.

      4.                   Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. Москва.,1987.

      5.                   Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. Москва.,1992. 

Информация о работе Здоровый образ жизни