Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 15:34, реферат
Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.
1. Закономерности роста и развития человека
1.1. Понятие сензитивных и критических периодов
Каждый человек
имеет уникальные вариации генетических
программ и уникальные обстоятельства,
в которых эти программы
Развитие имеет
сложную организацию во времени.
Ценность каждого года и даже месяца
жизни человека имеет разное значение,
которое определяется прежде всего
тем, какое место этот временной
диапазон занимает в цикле развития.
Так, отставание в интеллектуальном
развитии на 6 месяцев для 2-летнего
ребенка является очень серьезным
показателем неблагополучия, тогда
как то же отставание для ребенка
6 лет рассматривается как
Вторая особенность
состоит в гетерохронности
Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического и психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально-психологического и эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные для подросткового возраста. Гетерохронность развития связана с сензитивными и критическми периодами развития.
Сензитивный период - это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после данного возраста. Это означает, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.
Критическим
периодом является диапазон развития,
когда функция или способность могут быть
реализованы только в этот период. Критические
периоды в человеческом развитии чрезвычайно
редки. Они встречаются в период пренатального
развития или на самых ранних этапах развития
младенца. Если функция или способность
не имели возможности актуализации в критический
период своего развития, они могут быть
потеряны безвозвратно. Примером критического
периода в развитии человека может служить
развитие бинокулярного зрения у младенцев.
Критический период для развития стереоскопического
зрения определяется от 13 недель до 2-летнего
возраста. Если у ребенка косоглазие (страбизм),
поврежден один глаз или врожденная катаракта
одного или обоих глаз и дефекты не исправлены
в данный период, то стереоскопическое
зрение у него будет неразвито, компенсация
данного нарушения в более позднем возрасте
уже невозможна.
1.2. Жизненный цикл человека
У психологов не существует единого мнения по вопросу о критических периодах. Лев Семенович Выготский (1896-1934) считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисные этапы - это время поворота в психическом развитии, когда происходит появление новых психических образований, которые он называл новообразованиями. Развитие речи приводит к тому, что мышление становится речевым, а речь - интеллектуальной у детей уже 2-летнего возраста. Однако данное понимание кризисных этапов скорее соответствует определению сензитивного периода.
В настоящее время жизненный цикл традиционно разделяется на четыре больших периода: пренатальный (внутриутробный); детство; отрочество; зрелость.
В свою очередь, каждый из этих периодов состоит из трех стадий, обладающих своими особенностями.
Разделение жизненного
цикла человека на периоды позволяет
лучше понять закономерности развития
человека и специфику возрастных
этапов. Обозначение периодов развития
и временные рамки определяются
концептуальными
Говоря о соотношении возрастных новообразований и психического развития человека, мы будем отталкиваться от концепции А. Баллона. По его мнению, ребенок с самого рождения обречен на активную социализацию из-за своей полной беспомощности. Поэтому Баллон рассматривает не только когнитивное развитие, как Жан Пиаже (1896-1980), но и личностное становление самостоятельности ребенка. Он выделяет следующие стадии детства:
1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) - стадия рефлекторных ответов на воздействие. Постепенно рефлексы сменяются контролируемыми движениями с новыми формами поведения, однако эти изменения связаны в основном с питанием ребенка.
2. Эмоциональная стадия (от 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость, удивление и т. д.), что необходимо для социальной коммуникации: ребенок может выразить свои желания, намерения, показать свое состояние, может также оценить состояние и отношения других людей, распознавая их эмоции.
3. Сенсомоторная стадия (от 10 до 14 месяцев). Образуется связь между действиями с предметами и перцептивными впечатлениями, которые получает ребенок, что становится основой практического мышления: если потрясти погремушку, то она зазвучит, если повернуть куклу - можно увидеть ее лицо.
4. Проективная стадия (от 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы и речи. Ребенок приобретает новые возможности освоения окружения, может воздействовать на объекты, исследовать их свойства, что позволяет перейти к их категоризации и называнию (обозначению категорий). Новые возможности делают ребенка более независимым, что способствует росту самоутверждения индивида.
5. Персоналистическая стадия (от 3 до 6 лет) включает три периода, связанные с развитием независимости ребенка и обогащением его "Я".
В 3-летнем возрасте наблюдается период противопоставления, необходимый для развития "Я" ребенка. Ребенок выделяет себя от других и сопоставляет себя с другими, что способствует развитию его когнитивных способностей и лучшей дифференциации предметов окружения.
В 4 года у ребенка
происходит процесс принятия себя,
в силу чего отмечается нарциссический
период, когда ребенок стремится
выставить себя в самом выгодном
свете, получить благоприятные впечатления
о себе и развить положительную
самооценку. Рост представлений о
себе также сопровождается все более
абстрактным восприятием
В 5 лет главным
механизмом, обеспечивающим развитие,
становится подражание. Этот механизм
позволяет ребенку освоить
6. Учебная стадия (от 6 до 12-14 лет) - стадия, на которой ребенок опирается более на суть вещей и явлений, чем на их видимость. Это способствует углублению знаний об окружающем мире, приводит к возрастанию независимости ребенка.
7. Стадия полового созревания. Ребенок сосредоточен на собственном "Я". Поиск большей независимости и своей индивидуальности дает возможность открыть новый ракурс вещей и явлений, что развивает абстрактное мышление и логику суждений.
Информация о работе Закономерности роста и развития человека