Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:27, реферат
Теория эволюции занимает особое место в изучении истории жизни. Она стала той объединяющей теорией, которая служит фундаментом для всей биологии. Эволюция подразумевает всеобщее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Применительно к живым организмам эволюцию можно определить как «развитие сложных организмов из предсуществующих более простых организмов с течением времени».
Введение. ……………………………………………….. 3
Глава I. Основные положения эволюционного учения
Чарльза Дарвина ………………………………………………. 13
Глава II. Искусственный отбор. ………………………….. 18
Глава III. Естественный отбор. ………………………….. 23
Глава IV. Приспособленность организмов
и её относительность. ……………………………………….. 29
Глава V. Вид. Критерии вида. ………………………………… 32
Глава VI. Популяция – единица эволюции. ……………. 35
Глава VII. Дарвин о видообразовании.
Микроэволюция. ……………………………………………… 37
Глава VIII. Результаты эволюции. …………………………. 41
Заключение. ……………………………………………… 42
Список литературы. ………………………………………. 45
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МЭРИИ
г.ТАМБОВА
СРЕДНЯЯ
ШКОЛА № 20
ТЕОРИЯ
ЭВОЛЮЦИИ ЧАРЛЬЗА
ДАРВИНА
Выполнила: ученица
11 класса «Б»
Столярова Анна
Научный
руководитель: учитель биологии Кирсанова
О.Н.
Тамбов, 1999 г.
Содержание. ………………………………………………
Введение. ……………………………………………….
Глава I. Основные положения эволюционного учения
Чарльза Дарвина ………………………………………………. 13
Глава II. Искусственный отбор. ………………………….. 18
Глава III. Естественный отбор. ………………………….. 23
Глава IV. Приспособленность организмов
и её относительность. …………………………………
Глава V. Вид. Критерии вида. ………………………………… 32
Глава VI. Популяция – единица эволюции. ……………. 35
Глава VII. Дарвин о видообразовании.
Микроэволюция. ………………………………………
Глава VIII. Результаты эволюции. …………………………. 41
Заключение. ………………………………………………
Список литературы. ……………………………………….
Теория эволюции занимает особое место в изучении истории жизни. Она стала той объединяющей теорией, которая служит фундаментом для всей биологии. Эволюция подразумевает всеобщее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Применительно к живым организмам эволюцию можно определить как «развитие сложных организмов из предсуществующих более простых организмов с течением времени».
Представление об эволюции ведет свое начало не от Дарвина с его книгой «Происхождение видов». Еще задолго до Дарвина попытки человека объяснить очевидное разнообразие окружающих его живых организмов парадоксальным образом привлекли его внимание к чертам структурного и функционального сходства между ними. Выдвигались различные эволюционные гипотезы, чтобы объяснить это сходство, и такие идеи сами «эволюционировали» по мере развития науки со времен Дарвина.
В древнем Китае Конфуций считал, что жизнь возникла из одного источника путем постепенного развертывания и разветвления.
В античную эпоху этим явлением занимались Диоген, Эмпедокл, Демокрит, Анаксагор, Фалес, Анаксимандр, Аристотель.
Диоген считал, что все вещи - результат дифференциации одной и той же вещи и подобные ей.
Эмпедокл: воздух, земля, огонь и вода – четыре корня всего сущего. Жизнь возникла в результате действия сил притяжения и отталкивания между этими четырьмя элементами. Он пытался объяснить происхождение Вселенной, растений, животных и человека (впервые высказал зачатки идеи об эволюции органического мира).
Демокрит: живые существа возникли на Земле путем самозарождения из ила.
Анаксагор: организмы возникли из «зародышей», носящихся в воздухе.
Фалес (640-546 до н. э.): все живое происходит из воды.
Анаксимандр: растения, затем животные и, наконец, человек возникли из тины на формировавшейся Земле.
Аристотель (384-322 до н. э.) сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи, основанной на его наблюдениях над животными. Создал представление о «лестнице природы» применительно к миру животных.
Во всех телах природы Аристотель различал две стороны: материя, обладающая различными возможностями и форма – душа, под влиянием которой реализуется данная возможность материи. Он различал три вида души: растительная или питающая, присущая растениям и животным; чувствующая, свойственная животным и разум, которым помимо двух первых наделён человек. Такое направление в развитии биологии называется креационизмом (от лат. c r e a t i o – сотворение).
В средневековье (400-1440 н. э.) возникали теории, основанные на более ранних концепциях, перечисленных выше, или признании креационизма.
В более поздний период возникли следующие учения и теории:
Сам Линней знал и описал около 10 000 растений и свыше 4 200 видов животных.
Но система Линнея, не превзойденная по своей изящной простоте, была все-таки искусственной: она помогала распознавать растения, но не раскрывала полностью их родственных связей. Растения в ней распределялись по сходству одного, двух признаков. Не случайно родственные растения оказались разделенными, а не родственные – собранными вместе.
Всех животных Линней разделил на 6 классов (млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, насекомые и черви) и каждому классу дал собственную характеристику. Каждому животному он тоже дал родовое и видовое название.
Линней первый выделил классы млекопитающих и птиц, причислил к млекопитающим кита и отделил червей от насекомых.
Система животных, по Линнею, была более естественной, но и она содержала немало ошибок.
Человека Линней поместил рядом с обезьянами. Он сделал это за 120 лет до того, как Чарльз Дарвин обосновал свое учение о происхождении человека от обезьян. Но, опасаясь, как бы не вызвать гнев служителей церкви, Линней осторожно заметил в книге, что близость в системе не говорит о кровном родстве.
Вопроса о происхождении видов для Линнея не существовало. Он полагал, что все виды созданы «всемогущим творцом».
В своей знаменитой «Философии зоологии», которая вышла в 1809 году (это год рождения Чарльза Дарвина), Ламарк изложил историю развития органического мира.
К концу XVIII века натуралисты стали интересоваться не отдельными видами растений и животных, а теми изменениями, которые с ними происходят.
Ламарк ввёл термин биология, понимая под этим словом науку о жизни и ее закономерностях. Ламарк не сомневался, что живое происходит от неживого. Он считал, что, пользуясь теплом, светом, электричеством, влажностью, природа создает простейшие животные существа. А сложные организмы возникают путем медленного и постепенного усложнения простейших и могут получить жизнь только от подобных себе. Такое постепенное усложнение организации Ламарк назвал градацией.
Основная идея системы Ламарка – исторический переход от простейших к моллюскам – сохраняется и в современных классификациях.
По мысли Ламарка все живое, все живые существа как бы поднимаются по ступенькам лестницы. На высших ступеньках лестницы размещается семейство «двуруких», в которое Ламарк поместил и человека, признав улучшенным животным, которое достигло совершенства при благоприятных условиях. Ламарк первый наметил путь, по которому происходило очеловечивание обезьян.
Основные положения своей теории, объясняющей лестницу существ с эволюционных позиций, Ламарк сформулировал в четырех законах:
«Первый закон. Жизнь своими собственными силами непрерывно стремится увеличить объем всякого наделенного ею тела и расширить размеры его частей до предела ею самой установленного.
Второй закон. Образование нового органа в теле животного является результатом новой появившейся потребности, которая продолжает оставаться ощутимой, а также нового движения, порожденного и поддерживаемого этой потребностью.
Третий закон. Развитие органов и сила их действия всегда соответствует употреблению этих органов.
Четвёртый закон. Все, что было приобретено, запечатлено или изменено в организации индивидуумов в течение их жизни, сохраняется путем воспроизведения и передается новым индивидуумам, испытавшим эти изменения».
Несмотря на свою наукообразную форму, законы Ламарка не могли убедить людей со строгим мышлением. Не находя свидетельств изменчивости видов во времени, они продолжали твердо стоять, как они считали, на почве фактов, сохраняя веру в божественное творение. Виднейший авторитет в биологии того времени Кювье, ознакомившись с основным трудом Ламарка «Философия зоологии», заявил: «Никто не считает эту философию настолько опасной, чтобы нужно было ее опровергать». Видимо, опасность не грозила представлению о неизменности видов.
Ламарк был уверен, что Земля не сразу стала такой, как теперь: под влиянием солнца и дождевых вод реки меняли свою глубину, горы рассыпались в пыль. Доказывая изменения видов в природе, Ламарк ссылался на изменения некоторых диких животных и растений под воздействием человека.
Позднейшие исследования показали. Что по наследству не передаются изменения, вызванные прямым влиянием внешней среды, а сохраняются лишь те, которые возникли в результате гибридизации или мутации.
В учении Ламарка были и другие ошибки. Он признавал абсолютную целесообразность в природе. Ламарк считал, что условия жизни изменяют организмы, но не являются причиной их усложнения. Если бы многие поколения жили в абсолютно не измененных условиях, но и тогда бы они изменялись, так как постоянная стремление к усложнению вложено в них, по мнению Ламарка, «верховным творцом» и потому свойственно их природе. Но если все живые существа стремятся к совершенству, то как же объяснить существования в наши дни простейших организмов? Значит, допускал Ламарк, они зарождаются и сейчас «в пригодных для того веществах».
Ламарк не подозревал о существовании в природе естественного отбора. Основными факторами эволюции он считал среду и время. Среда вызывает изменения, а время их усиливает и закрепляет. Только спустя полвека Дарвин своим учением о естественном отборе и выживании более приспособленных особей сумел объяснить, каким образом история органического мира от первичной бесформенной протоплазмы привела к высшим фазам жизни.
При всех крупных недочетах теория Ламарка была первой эволюционной теорией, которая раскрывала родственные связи между организмами и объясняла их историю. Ламарк первый обратил всеобщее внимание на то, что все изменения в живом и неживом мире происходят «на основании законов природы. А не вследствие чудесного вмешательства».1