Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:39, реферат
Что же такое старение? Как ученые объясняют этот процесс? Чтобы ответить на эти вопросы, надо проследить, как развивалась наука о старости и продлении жизни. Существует более 200 теорий возникновения старости.
Еще в Древней Греции, в трудах Гиппократа, жившего 2 тыс. лет тому назад, появились первые зачатки научного понимания старости. Ученый писал о необходимости строго режима и целесообразной пищи. Гиппократ предостерегал от заболеваний печени, считая, что «черная желчь» портит характер человека и старит организм.
Другой греческий ученый Плутарх тоже видел причину старости в нарушении «здоровых принципов жизни». Он рекомендовал реже прибегать к лекарствам, жить вблизи природы, на свежем воздухе, не перегружать желудок.
Знаменитый греческий философ Аристотель высказал мысль о связи и зависимости между развитием, ростом организма и длительностью жизни. Он писал: чем больше срок индивидуального развития организма, тем продолжительнее должна быть жизнь. Так же думал и французский биолог Бюффон. Эти ученые подсчитали, основываясь на изучении животных, что время, идущее на развитие, должно составлять примерно одну пятую всей жизни. Если так, то для человека, которому свойственно заканчивать свой рост к 20-25 годам, длительность жизни должна быть не менее 100-125 лет.
Государственное учреждение образования
«Гомельский государственный областной лицей»
Реферат на тему:
«Теории долголетия»
Выполнила ученица 11 «З» класса,
Ширай Ольга
Гомель
2010
Что же такое старение? Как
ученые объясняют этот процесс? Чтобы
ответить на эти вопросы, надо проследить,
как развивалась наука о
Еще в Древней Греции, в трудах Гиппократа, жившего 2 тыс. лет тому назад, появились первые зачатки научного понимания старости. Ученый писал о необходимости строго режима и целесообразной пищи. Гиппократ предостерегал от заболеваний печени, считая, что «черная желчь» портит характер человека и старит организм.
Другой греческий ученый
Плутарх тоже видел причину старости
в нарушении «здоровых
Знаменитый греческий философ Аристотель высказал мысль о связи и зависимости между развитием, ростом организма и длительностью жизни. Он писал: чем больше срок индивидуального развития организма, тем продолжительнее должна быть жизнь. Так же думал и французский биолог Бюффон. Эти ученые подсчитали, основываясь на изучении животных, что время, идущее на развитие, должно составлять примерно одну пятую всей жизни. Если так, то для человека, которому свойственно заканчивать свой рост к 20-25 годам, длительность жизни должна быть не менее 100-125 лет.
В конце XVII века немецкий врач Гуфелянд написал обширный трактат: «Искусство продлить человеческую жизнь». Наряду с многими наивными выводами о причинах старения у автора встречаются и ценные мысли. Он пишет: «Ни один ленивец не достиг глубокой старости; все достигшие ее вели очень деятельный образ жизни. Хотя старость есть натуральное следствие жизни и начало приближения ее к концу, однако же приличным попечением себе в этом периоде жизни человек может значительно продлить свое существование».
Вопросы продления жизни глубоко интересовали русского ученого И. И. Мечникова. Результаты изучения старости ученый изложил в двух больших работах: «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». Ученый полагал, что основной причиной старения организма являются бактерии – кишечные палочки. Они населяют кишечник человека и особенно толстые кишки, вызывают гнилостное брожение и тем самым отравляют организм.
Эти яды ослабляют клетки различных тканей, вызывая их отмирание. Особенно страдают от самоотравления нервная, мышечная и железистая ткани. Клетки этих тканей начинают погибать и пожираться клетками соединительной ткани, на которую яды не действуют. Она сильно разрастается и заменяет собой жизненно важные ткани.
Мечников считал: чем длиннее у организма кишечник, тем больше в нем гнилостных бактерий; у птиц и рыб толстые кишки коротки или их совсем нет, поэтому они живут долго. Он приходит к выводу, что «ненужные толстые кишки» надо «обезвредить». Идея Мечникова была воспринята многими последователями. Даже хирурги откликнулись, предлагая удалить толстый кишечник. Один английский хирург сделал несколько операций замены кишки. Но желаемых результатов не получил. Да и сам Мечников позднее не настаивал на таких операциях.
В дальнейшем он рекомендует средства, видоизменяющие кишечную флору. Он отметил, что народы, употребляющие в пищу простоквашу, которая содержит большое количество молочнокислых бактерий, отличаются длительной жизнью. Ученый объяснял это тем, что молочнокислые бактерии уничтожают гнилостных бактерии, вызывающих гниение, отравляющих человека.
Теория Мечникова не может нас сейчас полностью удовлетворить. Она не объясняет истинных причин старения. Однако несомненно, что самоотравление, наступающее при плохом освобождении толстого кишечника, очень вредно отражается на состоянии всего организма.
Более ценны идеи Мечникова о значении неблагоприятных социальных условий, вызывающих преждевременное изнашивание организма.
А. А. Богомолец выдвинул свою теорию о причинах старения. Он писал: «Организм имеет возраст своей соединительной ткани». К соединительной ткани относятся связки, кости, жировая клетчатка. При старении соединительная ткань изменяется. Вместо молодых клеток в ней разрастаются волокнистые образования. Больше всего страдают стенки сосудов, в них появляются уплотнения, отложения извести, то есть склероз.
Конечно, дело не только в соединительной ткани. В старости страдают и эндокринные железы и особенно нервная система.
И. П. Павлов также выдвинул свою теорию о старении человека. Эта теория заключается в том, что в процессе старения организма начальную и ведущую роль играет нервная система, главным образом, кора головного мозга и связанные с ней другие системы.
Если нарушится жизнь мозга, могут наступить очень серьезные расстройства в питании тела, может наступить старение организма.
Об этом узнали из опытов Марии Капитоновны Петровой, ученицы Павлова. Она доказала, что, влияя на мозг, можно вызвать болезни и преждевременное старение.
Как можно вызвать нервную болезнь у животного?
И. П. Павлов подметил один факт: если изменить привычный уклад рефлексов или дать животному слишком трудную задачу, то собака начинает «нервничать». Она лает, вырывается из станка, скулит. Надо много времени и труда, чтобы ее успокоить.
В его лаборатории стали повторять такие опыты, чтобы вызвать у собаки нервную болезнь. И вот собаке много дней давали еду под высокий звук трубы. А когда труба издавала низкий звук, еды не давали. Выработали условный рефлекс на высокий звук трубы, который всегда сопровождался едой. А низкий тон не подкрепляли едой. У собаки текла слюна, когда раздавались высокие звуки, и не появлялось ни капли при низких тонах.
Затем стали изменять условия опыта: высокий тон, на который животное получало мясо, стали постепенно снижать, а низкий тон – тормозной сигнал, наоборот, повышать. Различия между двумя звуковыми сигналами – сигналом пищи и сигналом ее отсутствия – все уменьшались, различить было все труднее, и, наконец, отношения между возбуждением и торможением в коре мозга расстроились, задача оказалась для собаки трудной. Как выйти теперь из тупика?
Собака возбуждена, не спит, не ест, визжит, мечется. Ее мозг сильно напрягается, происходит так называемый «срыв», животное заболевает неврозом.
Если собаки болели длительно, то у них появлялись, кроме нервного заболевания и другие болезни, расстраивалась работа всего организма.
Молодые собаки становились дряхлыми, у них выпадали зубы, вылезала шерсть. Собаки страдали от зуда, на коже появлялись язвы, опухоли, у некоторых даже рак.
Профессор М. К. Петрова стала лечить собак, прекратила трудные опыты, давала им лекарство, успокаивающее нервную систему. Спустя некоторое время здоровье собак стало лучше, исчезло не только нервное заболевание, но и другие болезни, приостановилось старение.
Данные, полученные экспериментально, вполне согласуются с наблюдениями врачей, изучающих влияние на человека чрезмерной перегрузки и отрицательных эмоций: страха, отчаяния, неуверенности, тоски.
Таким образом, чтобы победить преждевременное старение необходимо соблюдать простые правила: