Суицид как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Суицидология, хотя и мультидисциплинарная, но в большей степени медицинская наука, имеет перед собой ограниченный круг задач. Поэтому усилия суицидологии по предупреждению попыток самоубийств оказываются малосостоятельными в условиях кризиса, вызвавшего нарушение возможности гармонического развития личности. Резкое снижение материального уровня, экономическая, физическая, юридическая незащищенность оставляют человека наедине с враждебным миром. Но даже в этих условиях суицидология должна выполнять свои гуманные функции.

Содержание

Введение
1.Виктимология……………………………………………………………………………………5
1.1.Понятие виктимологии, ее предмет , функции и задачи………….....5
1.2. Виктимность, виктимное поведение…………………………………………..7
1.3. Понятие жертвы преступления. Типы жертв преступлений…….10
2.Суицидальное поведение…………………………………………………………………15
2.1.Понятие суицидального поведения…………………………………………....15
2.2. Механизм суицидального поведения………………………………………...18
2.3.Суицидогенные конфликты………………………………………………………..21
3.Суицид как социальное явление……………………………………………………..26
Вывод………………………………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 65.39 Кб (Скачать)

Такие особенности  индивида, как максимализм, категоричность, неумение планировать будущее имеют  определяющее значение. Если у человека не развиты коммуникативные навыки, ему трудно общаться с окружающим, его не понимают, то такой человек  нередко становится неблагополучным  или просто лишает себя жизни, считая, что ничего нельзя изменить.16

Существует  мнение, что в технически высокоразвитых странах вероятность самоубийств  резко возрастает, также процент  самоубийств в городах в 2 раза больше, чем в сельской местности. В целом, научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда  и дифференциацию различных слоев  общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека и зачастую вызывает ощущение “винтика” в  огромной машине цивилизации, не обладающего  ценностью собственной жизни.

Вывод однозначен: ни социальные, ни асоциальные условия, сопутствующие суициду, не могут  выступить в качестве основополагающих причин этого явления общественной жизни, а, следовательно, мало что дают в возможностях научного предвидения  развития этого "черного феномена". Необходим анализ внутренних причин суицида, который реально возможен только в плане раскрытия специфики "умного суицида", оставляя право человека на тайну в случае совершения самоубийства в состоянии аффекта.17 
 
 

4.Самоубийство  и закон

В большинстве  стран самоубийство как таковое  в наши дни преступлением не является (однако попытка самоубийства может  служить основанием для недобровольного  помещения в психиатрическую больницу). В то же время пособничество при самоубийстве, подстрекательство к самоубийству, доведение до самоубийства и неоказание медицинской помощи при самоубийстве может повлечь за собой правовую ответственность. 

В Украине в настоящий момент предусматривается ответственность по Уголовному кодексу за «Доведение лица к самоубийству или к покушению на самоубийство, что является следствием жестокого с ней обращение, шантажа, принуждения к противоправным действиям или систематическому унижению ее человеческого достоинства»18. Любая другая помощь в самоубийстве не является наказуемой уголовным законом (например, передача человеку, близкому к самоубийству, информации о способах самоубийства, предоставление веревки для повешения, яда для отравления и т. п.). Неоказание медицинской помощи при самоубийстве может повлечь ответственность по ст. 136,139 УК Украины (если лицо, не оказавшее помощь, было обязано это сделать).

Артикул воинский Петра I предусматривал ответственность как за попытку самоубийства, так и за совершение его (глава 19, статья 164)Название главы, в котором находится данная статья, говорит о том, что самоубийство приравнивалось к убийству.

В Индии  до настоящего времени действует  закон, согласно которому попытка самоубийства наказывается лишением свободы на срок до 1 года и/или штрафом. Ранее в  индийской традиции было принято самосожжение вдов.

В Сингапуре  попытка самоубийства также наказуема заключением на срок до 1 года.

В законодательстве Великобритании с XIII века до 1961 года самоубийство являлось криминальным деянием и  приводило к тюремному заключению, если самоубийца выживал, а имущество  семьи покойного, если суицид удавался, могло быть конфисковано в пользу монарха.

В нацистских концлагерях попытка самоубийства наказывалась смертной казнью. 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод:

Неизвестно, когда человек совершил первое самоубийство, но что делать это намеренно и  сознательно человек научился довольно давно, понятно. Это доказали широкомасштабные исследования антропологов, проводившиеся  в первой половине двадцатого века. В это время на Земле существовало много нетронутых уголков, в которых  люди жили еще по законам первобытнообщинного  строя. В одних общинах и племенах самоубийство считалось «личным  делом», существовали многочисленные обряды и культы, связанные с ним, в других же на него было наложено табу, и  любые попытки строго каралась.

Во всем мире к суициду до сих пор существует преимущественно отрицательное  отношение. Такое отношение распространяется и на лиц, попытавшихся совершить  суицид или совершивших его, на их семьи. Это отношение порождает  многочисленные стереотипы, так называемые "мифы", которые стремительно распространяются, тем самым еще ухудшая положение  суицидентов в обществе. Такие стереотипы часто провоцирую самоубийства, поднимая их процентное соотношение по сравнении с другими причинами смерти.

До сих  пор во многих странах самоубийство считается где-то позором, личных делом  каждого, грехом, признаком психической  болезни. На эту тему пишется много  работ, причем не только психологических. Философия, социология, литература, биологий и многие другие науки разрабатывают  теории, которые смогли бы объяснить  феномен самоубийства.

Подводя итоги, можно отметить следующее: суицид, являясь устойчивым в демографическом отношении явлением, имеет преимущественно индивидуальные корни.

Один из психотерапевтических подходов к разрешению проблем внутренней готовности личности к суициду - это переключение сознания личности на какие-то заботы альтруистического характера,так как хорошо известно, что суицид по самому своему существу есть проявление глубочайшего эгоцентризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

1.. Статья 120 Уголовного Кодекса  Украины от  05.04.2001  № 2341-III

2. Статья 49 УПК Украины от  28.12.1960  № 1001-05. 

3. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008.

4. Александров Ю. В., Гель А. П., Семаков Г. С. Криминология: Курс лекций. - К.: МАУП, 2002. –СИП

5.  Джужа О. М., Моисеев Е. М. Проблемы пострадавшего от преступления (криминологический и психологический аспекты): Учебное пособие. - М.: УАВС, 1994.

6. Зелинский А. Ф. Криминология: Учебное пособие. - X.: Рубикон, 2000.

7. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф., Академика В. П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.

8. Моисеев Е. М., Джужа А. Н. Проблемы уголовной виктимологии  (криминологический, психологический и пенитенциарный аспекты): Монография. - М., НПО "Юрист" - НАВСУ, 1998.

9. Криминология: Учебник: В 2 кн. / Под общ. ред. А. М. Джужа. -К.: Одиссей, 2001. - Кн. 1. Общая часть.

10. Юрьева Л.Н. Клиническая суицидология

11. Криминология: Учебник: В 2 кн. / Под общ. ред. А. М. Джужа. -К.: Одиссей, 2001. - Кн. 1. Общая часть

12. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд.

13.  Конфликтология: Учебник Ворожейкин И. Е. , Кибанов А. Я. М.: ИНФРА-М

14. Юрьева Л.Н. Кризисные состояния

15. Моховиков А. Н. Веедение к клинико-психологическому разделу// Суицидология: Прошлое и настоящее/ Моховиков А. Н. – М.: Когито-Центр 2001.

16. Н.А. Бердяев. О самоубийстве. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.

17. Электронная библиотека исторического факультета МГУ

18.  Криминология Ю.Ф.Иванов О.М.Джужа

Информация о работе Суицид как социальное явление