Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:43, реферат
Во все времена люди пытались понять, что такое жизнь, почему существует живая и неживая природа, в чем причины особенностей растительных и животных организмов и неорганических тел, есть ли между ними что – либо общее. Однако только сейчас, с появлением единой для органической и неорганической природы атомно – молекулярной основы и становлением физики неравновесных процессов в открытых системах, проблема живого впервые обрела форму подлинно научной проблемы.
Введение стр.3
1. Стохастическая модель «хищник - жертва» стр.4
1.1 Взаимоотношения «хищник - жертва» стр.7
1.2 Математическая модель отношений
«хищник - жертва» стр.9
2. Стохастическая модель морфогенеза стр.11
Заключение
Волпер ввел понятие восприятия и интерпретации, которой создается план развития. Клетки могут передвигаться, они ориентируются в пространстве и интерпретируют свое окружение в соответствии с генетической программой, поэтому различия в строении организмов определяются относительным расположением клеток. Специальные белковые молекулы – морфогены – сообщают Пи, действуя на регуляторные гены. Создаются морфополя, направляющие развитие организмов. Клетки в таких полях могут перемещаться и взаимодействовать друг с другом. Между различными веществами с разной скоростью происходят диффузия через мембрану и автокаталитические реакции. При этом даже малые изменения в такой неустойчивой системе морфогенов, приводящие к изменению места и времени действия регуляторных генов, значительно меняют строение целого организма.
М. М. Камшилов, определив процесс развития как «синтез рассеянной информации», считает, что это определение приложимо не только к эволюции органического мира, которая осуществляется при помощи накапливающего наследственную информацию естественного отбора, но и к онтогенезу многоклеточных организмов. Специфика этой разновидности развития в том, что синтез внешней информации происходит в соответствии с унаследованной программой. Опарин отмечал, что свойство «целесообразности» строения «пронизывает весь живой мир сверху донизу, до самых элементарных форм жизни», и это – результат истории взаимодействия между организмом и окружающей его средой, её истоки кроются в фундаментальном различии между человеком и машиной. Машина обладает целесообразностью строения, но её вносит человек.
С точки зрения «функционалистов», организм является своеобразным «черным ящиком», внутренняя структура которого или неизвестна, или неинтересна. Поэтому они исследовали сохранение и передачу информации, основываясь на представлениях школы Ляпунова и Колмогорова о процессах в гомеостатических системах. Основные отличительные особенности живых организмов – в наличии «управляемых процессов» передачи информации. На этом пути и возникли гипотезы существования небелковых форм жизни.
Морфогенез – это процесс образования тканей и органов, создание всей сложной структуры организма в процессе его эмбрионального развития. Как и в случае физических систем, в развитии зародыша последовательно возникают нарушения симметрии. Яйцеклетка имеет форму шара, и эта совершенная, симметричная форма сохраняется до того, как клетки начнут дифференциацию, а сферическая симметрия перейдет в цилиндрическую. Затем нарушится и эта симметрия – брюшная полость отделится от спинной, появится три типа тканей: эндодерма, эктодерма, мезодерма. Но процессы роста и дифференциации клеток будут продолжаться. Эти нарушения симметрии происходят скачками, спонтанно из – за неустойчивости симметричного состоянии. После скачка, перестройки, зарождения новой фазы наступают плавные этапы. Перед скачком возникают предвестники новой формы – распределение веществ вдоль тела становится нерегулярным, стохастичным. Затем скачком возникает новая упорядоченная форма, а распределение веществ плавно меняется.
Можно сказать, что в ходе морфогенеза реализуется определенная последовательность бифуркаций, развитие проходит через фазы неустойчивости. Именно в это время изменение управляющих параметров – здесь это химические вещества окружающей среды – может эффективно воздействовать на формирование зародыша, на его развитие, искажая его ход. Поэтому во время беременности не следует использовать химические препараты (снотворное и др.). Образование нового вида, как и переход от клетки к многоклеточному организму, можно рассматривать как фазовый переход.
В микробиологии используют для изучения колоний простейшие виды организмов типа дрожжей или инфузорий, а для изучения морфогенеза – гидру. Это организм из 100 тысяч клеток 15 различных типов размеров несколько миллиметров. Биологи один конец называют головой, а другой – хвостом, поэтому гидру можно назвать полярным организмом. При опытах с гидрой было замечено, что при удалении части головной области и пересадке её в другое место новая голова образуется только в месте, достаточно удаленном от старой головы.
Исследования
Морфогенез как
последовательность кинетических фазовых
переходов изменения симметрий
содержит информацию о предшествующих
этапах эволюции. Все эти факты
и положены в основу построения модели
морфогенеза, математической теории самоорганизации
от первичного бульона до простейших живых
систем. Действия нейронных цепей (например,
в коре головного мозга) также управляются
взаимодействием между короткой активацией
и дальнодействующим ингибированием,
только активаторами и ингибиторами являются
нейроны. Вероятно, что эта аналогия не
случайна. Усложнение модели нейронных
цепей должно пойти по пути введения необратимого
накопления информации, то есть образования
долговременной памяти или, в более широком
смысле, процесса обучения и его связи
с возникновением определенных химических
структур в мозге. В рамках полученной
модели типа активатор – ингибитор моделируется
и структура листьев.
Заключение.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: выявление механизмов превращения энергии и негэнтропии в живых организмах позволило с единых позиций оценить закономерности эволюции биосферы; круговорот органического вещества позволяет объяснить длительное существование и развитие жизни. Каждый биотический круговорот может быть представлен состоящим из нескольких круговоротов, как биосфера в целом – из биоценозов, несмотря на их относительную самостоятельность.
Выделение биоценозов позволяет использовать математическое моделирование биосистем. При таком моделировании чаще всего встречаются ситуации: конкуренции и сосуществования; симбиоза; «хищника – жертвы».
Для понимания процессов
эволюции живого необходимо разобраться
в процессах образования новых
тканей и органов, моделировать морфогенез.
Математическая модель морфогенеза как
последовательности фазовых переходов
содержит информацию о предшествующих
состояниях и учитывает возникновение
кооперативных взаимодействий между клетками,
связанных с биохимическими автоволновыми
процессами.
Список
используемой литературы:
1. Алтухов Ю. П. Вид и видообразование // Соровский образовательный журнал. 1997. №4. ст.2 – 9.
2. Васильев Ю. М.
Клетка как архитектурное чудо
// Соровский образовательный
3. Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. – М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, Прогресс – Традиция,АБФ,1999. – 640 ст..
4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.2.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990. – 325 ст..
5. Попов Е. М.
Специфика живого на
6. Фаворова О.
О. Сохранение ДНК//Соровский
7. Хлебопрос Р.
Г., Фет А. И. Природа и общество:
модели катастроф. Новосибирск,
Информация о работе Стохастическая модель "хищник-жертва" и модель морфогенеза